Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 12:05, лекция
1. Цели, задачи и принципы финансового контроля
2. Классификация финансового контроля
3. Методы и способы финансового контроля
В ст. 4 Лимской декларации также приведена другая классификация финансового контроля с разделением на формальный контроль и контроль эффективности выполнения задач. В настоящее время в практике органов финансового контроля РФ преобладает формальный контроль. Контроль эффективности выполнения задач, в том числе эффективности расходования бюджетных средств и материальных ценностей, находится в начальной стадии развития. Разработка и внедрение в практику бюджетного контроля методов, правил и стандартов контроля эффективности выполнения задач будет осуществляться постепенно, по мере внедрения в бюджетную систему РФ программно- целевых методов планирования бюджетных расходов, бюджетирования по результатам, создания автономных некоммерческих учреждений и применения государственных и муниципальных заданий, оценки их выполнения.
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Росстрахнадзора – за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности капиталом и эффективности его использования.
Ревизия – наиболее глубокая и всеобъемлющая форма финансового контроля. Это полное обследование субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии подразделяются на несколько видов.
• По содержанию ревизии делятся:
1) на документальные;
2) фактические.
Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.
В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
• По времени осуществления ревизии делятся:
1) на плановые;
2) внеплановые.
В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах.
Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.
Внеплановой ревизией является ревизия, не включенная в планы контрольной работы соответствующих органов.
• По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся:
1) на фронтальные;
2) выборочные.
При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.
Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
• По объему деятельности ревизии подразделяются:
1) на комплексные,
при которых проверяется
2) тематические,
которые сводятся к
3. Методы и способы финансового контроля
3.1. Методы документального контроля
Методы финансового контроля можно группировать по определенным признакам: по степени однородности применяемых приемов, их трудоемкости, по требованиям к квалификации проверяющих, по возможностям автоматизации.
В соответствии с этими критериями методы финансового контроля можно разделить на несколько групп:
- методы документального контроля;
- методы фактического контроля.
Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (утверждено приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля») установлено, что проверка по существу может проводиться путем выполнения: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур. В соответствии с указанным Положением инспектирование представляет собой изучение записей, документов и (или) материальных активов. Инспектирование, а также другие методы документального контроля включают:
· формальный контроль;
· арифметический контроль;
· нормативный контроль;
· логический контроль;
· встречные проверки;
· экономический анализ и пр.
Формальная проверка (контроль) проводится в целях подтверждения соответствия документа установленной форме и правилам оформления. В случае если документ создан в организации проверяется наличие всех установленных Федеральным законом от 21.11.1996 №129- ФЗ «О бухгалтерском учете» реквизитов. Если же изучается унифицированный документ, то необходимо обратить внимание на полноту установленных стандартом реквизитов в документе.
На этапе формальной проверки могут быть обнаружены следующие признаки подделки:
- неправильное наименование документа;
- указание несуществующего учреждения, от имени которого документ выдан;
- внесение
других заведомо ложных
- грамматические ошибки в тексте;
- неразборчивый почерк и т.п.
Если при проверке выяснится, что в документе отсутствуют или неточно воспроизведены некоторые реквизиты, чаще всего это указывает на подлог, реже – на небрежное оформление. В любом случае данный документ признается недостоверным (недействительным).
Выявление признаков подлога (подделки) включает следующие действия:
- установление подлинности бланка документа;
- распознавание подделки оттисков печатей и штампов;
- распознавание замены фотографии;
- распознавание следов травления, смывания;
- распознавание замены листов и отдельных фрагментов;
- распознавание подделки подписи.
Сопоставление различных документов, если они выписаны на одно лицо и содержат аналогичные сведения, позволяет выделить их сходство и различие. Документы, оформленные в различных учреждениях, выполняются на соответствующих бланках и различаются техникой исполнения текста, подписей и другими элементами. Поэтому маловероятно, например, чтобы отпечатанные полиграфическим способом бланки документов (приходных кассовых ордеров) с реквизитами какого-либо регионального полиграфического предприятия попали в другой регион или квитанции к приходным кассовым ордерам, выданные от имени двух разных организаций, имели линии отреза, полностью совпадающие по конфигурации.
Если подделка осуществлялась одним лицом, то можно обнаружить совпадение почерка, вида бумаги, качества оттисков печатей, а также иные признаки, свидетельствующие о том, что документы, выданные от имени различных организаций, в том числе и документы самого налогоплательщика, имеют единый источник происхождения, т.е. являются фальсифицированными (подложными).
К способам подделки документов относятся:
- изготовление документа целиком;
- внесение в оригинальный (подлинный) бланк заведомо ложных сведений;
- подделка подписей, оттисков печатей и штампов;
- замена частей документа и фрагментов текста (замена или вклейка листов, переклейка фотографий и т.д.);
- удаление части текста путем подчистки химическими реактивами и растворами;
- внесение в текст отдельных букв, слов, фраз путем дописки.
Для подделки многострочных документов нередко используются листы, изъятые из другого документа. На них имеются обозначения серии и номера, которые изменяются посредством рисовки или переклейки знаков.
Признаками замены листов и их фрагментов являются:
- различная
толщина бумаги на разных
- несовпадение штрихов записей, линовки рисунка, защитной сетки, других изображений на границе склеивания;
- нарушение порядка нумерации страниц или несоответствия номеров;
- наличия
подрисовки в отдельных
- различия
в цвете и в оттенках
- дополнительные следы от скрепок;
- несоответствие листов друг другу по размеру, качеству бумаги и степени изношенности.
Арифметический контроль – это проверка правильности арифметических расчетов и отражения их итогов в учете, которая может осуществляться в форме пересчета.
Контролируя расходование определенной суммы денежных средств на закупку товарно-материальных ценностей и полноту их учета, ревизор осуществляет следующие арифметические контрольные операции:
- просчитывает
стоимость однородных
- суммирует
количественные и отдельно
- суммирует
количественные и отдельно
Нормативная проверка. Такая проверка означает изучение документа с точки зрения его соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, ГОСТам, нормам расхода сырья, правильности применения цен, размера налогов и т.п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции. В ходе нормативной проверки могут быть обнаружены такие нарушения, как например:
- применение не предусмотренных нормативами измерителей хозяйственных операций (например, измерение этилового спирта – в кг, а не литрах безводного спирта);
- применение непредусмотренных норм и правил (например, средней цены там, где должны применяться дифференцированные цены);
- отсутствие сведений о проведении промежуточных операций (применение норм естественной убыли по товарам, фактически не хранившимся на базе).
Существует много сложностей в использовании нормативной проверки: большое число действующих правил оформления различных документов, необходимость знания товароведения, а также технологий и экономики в различных сферах деятельности.
Логический контроль может осуществляться в форме аналитических процедур. Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (утверждено приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. №146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля») установлено, что аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций и их причин.
Логический контроль – это анализ смыслового содержании отдельных частей, элементов, реквизитов документа или всего документов во взаимосвязи со смысловым содержанием других документов и (или) анализ смыслового содержания всей совокупности взаимосвязанных документов, осуществляемые с целью выявления логических несоответствий, противоречий, разрывов в логической последовательности совершения или учета финансово-хозяйственных операций.
При осуществлении логического контроля применяется сравнение (сличение, сопоставление) смыслового содержания документов. Для осуществления данного вида контроля ревизор должен знать и понимать смысловое значение контролируемых финансово-хозяйственных и учетных операций, суть их взаимосвязанности и последовательности.
Одной из форм логического контроля служит системный анализ взаимосвязанных данных форм синтетического и (или) аналитического учета с целью выявления расхождений, нелогичных бухгалтерских операций (бухгалтерских проводок).