Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:24, реферат
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы Пенсионного Фонда Российской Федерации и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1 Понятие пенсионной системы и её необходимость………………………...4
2. Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение ………...7
3. Правовое регулирование деятельности пенсионной системы ………8
2. Анализ деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации………
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за период……………
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за период…………………..
Проблемы функционирования Пенсионного Фонда Российской Федерации и пути их решения………………………20
Заключение………………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………………………………….30
Пенсионный фонд РФ является
самостоятельным финансово-
До недавнего времени
в России использовалась так называемая
распределительная система
Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные принципы, по которым
все большее число стран
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
в) накопительная система
повышает норму сбережений в стране,
что очень важно для ускорения
экономического роста, тем более
что основной фактор, определяющий
низкий уровень пенсий в Российской
Федерации – состояние
Таким образом, результатом
десятилетнего развития Пенсионного
фонда является создание достаточно
прочной системы пенсионного
обеспечения населения, при которой
такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством
из средств государственного бюджета,
а отдельно, специально созданный
для этого государственный
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета ПФ РФ за период 2007-2009 г.
В доходы бюджета Фонда
включены страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, средства федерального
бюджета, передаваемые фонду на выплату
пенсий и пособий, субвенции из федерального
бюджета, передаваемые фонду на покрытие
дефицита бюджета фонда в связи
с недостатком средств на выплату
базовой части трудовой пенсии, суммы
недоимки, пеней и иных финансовых
санкций, а также иные источники
установленные
На рис. 2 представлена динамика
доходов Пенсионного фонда
Рис. 2 Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации
В 2006г бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации по доходам
утвержден в сумме 1 637 580,0 млн. рублей,
из них 1 536 990,4 млн. рублей в части, не
связанной с формированием
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год по доходам утвержден в сумме 1 914 133,2 млн. рублей, из них 1 777 702,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем доходов бюджета Фонда в 2008г утвержден в сумме 2 621 075 405,3 тысяч рублей, из них 2 363 031 225,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 401 666 555,2 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 285 180,5 тыс. рублей;
Объем доходов бюджета
Фонда в 2009 году утвержден в сумме
3 282 951 083,1 тыс. рублей, из них 2 994 149 643,3 тыс.
рублей в части, не связанной с
формированием средств для
Бюджет Пенсионного фонда по доходам в 2006 году исполнен на 104,5%, в 2007 – на 101,7%, в 2008 г – на 104,2% в 2009 г – на 98,2%.
Таблица 2 Структура доходов Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.
Доходные источники |
2006 г. |
2009 г. |
Изменения | |||
сумма, млрд. руб. |
доля в доходах, % |
сумма, млрд. руб. |
доля в доходах, % |
млрд. руб. |
в структуре | |
Доходы бюджета Пенсионного фонда, всего |
1566,4 |
100,0 |
3222,6 |
100,0 |
1656,2 |
- |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии |
617,0 |
39,4 |
1356,7 |
42,1 |
739,7 |
2,7 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии |
96,5 |
6,2 |
183,7 |
5,7 |
87,2 |
-0,5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ |
833,2 |
53,2 |
1640,3 |
50,9 |
807,1 |
-2,3 |
Прочие |
19,2 |
1,2 |
45,1 |
1,4 |
25,9 |
0,2 |
На рис. 3 наглядно демонстрируется незначительные изменения в структуре доходов Пенсионного Фонда в 2009 г по сравнению с 2006 г.
|
|
2006 г. |
2009 г. |
|
Рис. 3 Структура доходов Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.
В структуре доходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. в 2006 г – 53,2%, а в 2009 г – их доля снизилась на 2,3% и составили 50,9%. Так же значительна доля поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в 2006 г – 39,4%, а в 2009 г их доля увеличилась на 2,7% и составили 42,1%).
Доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в 2006 г - 6,2%, в 2009 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).
Доля прочих доходов в 2006 г - 1,2%, в 2009 г. – 1,4% (увеличение на 0,2%).
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета ПФРФ за период 2007-2009 г.
ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
В 2006 г бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации по расходам
утвержден в сумме 1 537 257,1 млн. рублей,
из них 1 529 577,8 млн. рублей в части, не
связанной с формированием
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год по расходам утвержден в сумме 1 782 348,2 млн. рублей, из них 1 764 429,8 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем расходов бюджета Фонда в 2008 году утвержден в сумме 2 378 681 283,4 тыс. рублей, из них 2 351 074 052,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 69 768,8 тыс. рублей;
Объем расходов бюджета Фонда в 2009 году утвержден в сумме 3 041 483 420,5 тыс. рублей, из них 2 998 653 912,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. рублей;
На рис. 4 представлена динамика расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2006-2010 гг.
Рис. 4 Расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации
Бюджет Пенсионного фонда по расходам в 2006 году исполнен на 103,2%, в 2007 – на 100,2%, в 2008 г – на 111,6% в 2009 г – на 98,9%.
Рассмотрим изменения в структуре расходов Пенсионного Фонда за 2006-2009 гг.
Таблица 3 Структура расходов Пенсионного Фонда в 2006-2009гг
Расходные источники |
2006 г. |
2009 г. |
Изменения | |||
сумма, млрд. руб. |
доля в расходах, % |
сумма, млрд. руб. |
доля в расходах, % |
млрд. руб. |
в структуре | |
Расходы бюджета Пенсионного фонда, всего |
1537,3 |
100 |
3008,7 |
100 |
1471,4 |
0 |
Ежемесячные денежные выплаты ветеранам |
45,2 |
2,9 |
58 |
1,9 |
12,8 |
-1 |
Ежемесячные денежные выплаты инвалидам |
127,9 |
8,3 |
193,2 |
6,4 |
65,3 |
-1,9 |
Базовая часть трудовой пенсии |
502,5 |
32,7 |
979,2 |
32,5 |
476,7 |
-0,2 |
Страховая часть трудовой пенсии |
699,4 |
45,5 |
1394,5 |
46,4 |
695,1 |
0,9 |
Прочее |
162,3 |
10,6 |
383,6 |
12,8 |
221,3 |
2,2 |
В структуре расходов Пенсионного Фонда наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. – 45,5%, а в 2009 г – их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2006г – 32,7%, а в 2009г их доля снизилась на 0,2% и составили 32,5%).
Доля прочих расходов в 2006г – 10,6%, в 2009г увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.
Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006г – 2,9%, в 2009г снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2009г снизилась по сравнению с 2006г на 1,9% и составила 6,4%.
На рис. 5 наглядно демонстрируется незначительные изменения в структуре расходов Пенсионного Фонда в 2009г по сравнению с 2006г.
|
|
2006 г. |
2009 г. |
|
Рис. 5 Структура расходов Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.
3. Проблемы функционирования ПФ РФ и пути их решения
Состояние пенсионной системы
России оценивается экспертами как
нестабильное. С начала старта пенсионной
реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного
пенсионного страхования