Основы Пенсионного Фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:24, реферат

Описание работы

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы Пенсионного Фонда Российской Федерации и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1 Понятие пенсионной системы и её необходимость………………………...4
2. Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение ………...7
3. Правовое регулирование деятельности пенсионной системы ………8
2. Анализ деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации………
2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за период……………
2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации за период…………………..
Проблемы функционирования Пенсионного Фонда Российской Федерации и пути их решения………………………20
Заключение………………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 241.32 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных  предприятий и организаций. Как  уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

До недавнего времени  в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного  обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность  распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной  демографической ситуации в нашей  стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной  численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в  начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов  человек. Численность населения  из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Показатель демографической  нагрузки в 2006 году составил 586 лиц нетрудоспособного  возраста на 1000 человек трудоспособного  возраста, а в 2015 году он составит 696 человек.

Помимо распределительной  системы, современные пенсионные реформы  предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При  такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все  сбережения плательщика и весь его  инвестиционный доход, полученный на эти  сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату  пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в  большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью  его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым  все большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его  пенсии. Деньги на пенсионных счетах –  собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного  обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число  работающих;

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются статистические данные необходимые для дальнейшего  развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых  средств, для обеспечения людей  нуждающихся в социальной защите. [ 3]

 

 

2. Анализ деятельности  Пенсионного фонда РФ

 

2.1 Анализ состава и структуры доходов бюджета ПФ РФ за период 2007-2009 г.

 

В доходы бюджета Фонда  включены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые фонду на выплату  пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые фонду на покрытие дефицита бюджета фонда в связи  с недостатком средств на выплату  базовой части трудовой пенсии, суммы  недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники  установленные законодательством  Российской Федерации.

На рис. 2 представлена динамика доходов Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006-2010 гг.

 

Рис. 2 Доходы Пенсионного  фонда Российской Федерации

 

В 2006г бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации по доходам  утвержден в сумме 1 637 580,0 млн. рублей, из них 1 536 990,4 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий.

Бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2007 год по доходам утвержден в сумме 1 914 133,2 млн. рублей, из них 1 777 702,6 млн. рублей в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий.

Объем доходов бюджета  Фонда в 2008г утвержден в сумме 2 621 075 405,3 тысяч рублей, из них 2 363 031 225,2 тыс. рублей в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 1 401 666 555,2 тыс. рублей и бюджетов субъектов  Российской Федерации в сумме 2 285 180,5 тыс. рублей;

Объем доходов бюджета  Фонда в 2009 году утвержден в сумме 3 282 951 083,1 тыс. рублей, из них 2 994 149 643,3 тыс. рублей в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. рублей;

Бюджет Пенсионного фонда  по доходам в 2006 году исполнен на 104,5%, в 2007 – на 101,7%, в 2008 г – на 104,2% в 2009 г – на 98,2%.

 

Таблица 2 Структура доходов  Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.

Доходные источники

2006 г.

2009 г.

Изменения

сумма, млрд. руб.

доля в доходах, %

сумма, млрд. руб.

доля в доходах, %

млрд. руб.

в структуре

Доходы бюджета Пенсионного  фонда, всего

1566,4

100,0

3222,6

100,0

1656,2

-

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые  в Пенсионный фонд РФ на выплату  страховой части трудовой пенсии

617,0

39,4

1356,7

42,1

739,7

2,7

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые  в Пенсионный фонд РФ на выплату  накопительной части трудовой пенсии

96,5

6,2

183,7

5,7

87,2

-0,5

Безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  РФ

833,2

53,2

1640,3

50,9

807,1

-2,3

Прочие

19,2

1,2

45,1

1,4

25,9

0,2


 

        На рис. 3 наглядно демонстрируется незначительные изменения в структуре доходов Пенсионного Фонда в 2009 г по сравнению с 2006 г.

 

2006 г.

2009 г.


Рис. 3 Структура доходов  Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.

 

В структуре доходов Пенсионного  Фонда наибольшую долю составляют безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной  системы РФ, т.е. в 2006 г – 53,2%, а  в 2009 г – их доля снизилась на 2,3% и составили 50,9%. Так же значительна  доля поступлений страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части  трудовой пенсии (в 2006 г – 39,4%, а в 2009 г их доля увеличилась на 2,7% и  составили 42,1%).

Доля страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной  части трудовой пенсии в 2006 г - 6,2%, в 2009 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).

Доля прочих доходов в 2006 г - 1,2%, в 2009 г. – 1,4% (увеличение на 0,2%).

 

2.2 Анализ состава и структуры расходов бюджета ПФРФ за период 2007-2009 г.

 

ПФ РФ организует мобилизацию  и использование средств фонда  в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также  определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В 2006 г бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации по расходам утвержден в сумме 1 537 257,1 млн. рублей, из них 1 529 577,8 млн. рублей в части, не связанной с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий.

Бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2007 год по расходам утвержден в сумме 1 782 348,2 млн. рублей, из них 1 764 429,8 млн. рублей в  части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий.

Объем расходов бюджета Фонда  в 2008 году утвержден в сумме 2 378 681 283,4 тыс. рублей, из них 2 351 074 052,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том числе  межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 69 768,8 тыс. рублей;

Объем расходов бюджета Фонда  в 2009 году утвержден в сумме 3 041 483 420,5 тыс. рублей, из них 2 998 653 912,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том числе  межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации  в сумме 73 929,2 тыс. рублей;

На рис. 4 представлена динамика расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2006-2010 гг.

 

Рис. 4 Расходы Пенсионного  Фонда Российской Федерации

 

Бюджет Пенсионного фонда  по расходам в 2006 году исполнен на 103,2%, в 2007 – на 100,2%, в 2008 г – на 111,6% в 2009 г – на 98,9%.

Рассмотрим изменения  в структуре расходов Пенсионного  Фонда за 2006-2009 гг.

 

Таблица 3 Структура расходов Пенсионного Фонда в 2006-2009гг

Расходные источники

2006 г.

2009 г.

Изменения

сумма, млрд. руб.

доля в расходах, %

сумма, млрд. руб.

доля в расходах, %

млрд. руб.

в структуре

Расходы бюджета Пенсионного  фонда, всего

1537,3

100

3008,7

100

1471,4

0

Ежемесячные денежные выплаты  ветеранам

45,2

2,9

58

1,9

12,8

-1

Ежемесячные денежные выплаты  инвалидам

127,9

8,3

193,2

6,4

65,3

-1,9

Базовая часть трудовой пенсии

502,5

32,7

979,2

32,5

476,7

-0,2

Страховая часть трудовой пенсии

699,4

45,5

1394,5

46,4

695,1

0,9

Прочее

162,3

10,6

383,6

12,8

221,3

2,2


 

В структуре расходов Пенсионного  Фонда наибольшую долю составляют расходы  на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. – 45,5%, а в 2009 г – их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2006г – 32,7%, а в 2009г их доля снизилась  на 0,2% и составили 32,5%).

Доля прочих расходов в 2006г  – 10,6%, в 2009г увеличилась на 2,2% и  составила 12,8%.

Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006г  – 2,9%, в 2009г снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2009г снизилась  по сравнению с 2006г на 1,9% и составила 6,4%.

На рис. 5 наглядно демонстрируется  незначительные изменения в структуре  расходов Пенсионного Фонда в 2009г  по сравнению с 2006г.

 

2006 г.

2009 г.


Рис. 5 Структура расходов Пенсионного Фонда в 2006-2009 гг.

 

3. Проблемы функционирования ПФ РФ и пути их решения

Состояние пенсионной системы  России оценивается экспертами как  нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного  пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит  Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям  в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

Информация о работе Основы Пенсионного Фонда