Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Инфраструктура фондового рынка сложна и многообразна. Важной её составляющей является рынок ценных бумаг. На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами.

Содержание работы

Введение
1. Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.1. Структура рынка ценных бумаг
1.2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
2. Анализ деятельности профессиональных участников, являющихся финансовыми посредниками
2.1. Количественная и качественная характеристика действующих финансовых посредников на российском рынке ценных бумаг
2.2. Специфика выполняемых операций
3. Основные направления совершенствования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бумаг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, которые занимаются организацией и гарантированием реализации публичного размещения прежде всего акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с потенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведущего гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных ценных бумаг.

 

1.3. Государственное регулирование  деятельности профессиональных  участников рынка ценных бумаг

 

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает: государственное регулирование; регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.[15, 78]

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на: поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается; формирование новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений; достижение каких-либо общественных результатов.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка - раз-работку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу; отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу; контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются: разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка - с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором - отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками; выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных - выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках; обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами; разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице; обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка; соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции; оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему: идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка); концентрация ресурсов на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры; установление «правил игры»; контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка; создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов; формирование системы защиты инвесторов от потерь; предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования; предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также: крупнейшим эмитентом и инвестором; макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики; крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий; эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг; профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора - при написании законов и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля. Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем: установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения; денежную политику; государственные капиталы; государственную собственность и ресурсы. Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают: смешанная модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы; масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства; неустойчивость и конкуренция российских властных структур.

Система государственной регистрации ценных бумаг построена на присвоении их выпуску номера государственной регистрации. Известно, что с передачей ценной бумаги новому владельцу переходят все права, удостоверяемые данной ценной бумагой. В случаях с именными ценными бумагами для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре, называемом реестром акционеров. Обычно этот реестр ведется в компьютеризованном виде. Рассмотрим системы регистрации ценных бумаг, принятые на территории Российской Федерации для следующих видов ценных бумаг: государственных ценных бумаг; корпоративных ценных бумаг; ценных бумаг акционерных обществ; ценных бумаг, эмитированных банками.

 

 

 

 

2. Анализ деятельности профессиональных участников, являющихся финансовыми посредниками

 

2.1. Количественная  и качественная характеристика  действующих финансовых посредников  на российском рынке ценных  бумаг

 

Всех участников РЦБ можно разделить на две группы. В первую группу входят профессиональные участники РЦБ, представленные главным образом организациями, которые оказывают посреднические и консультационные услуги на РЦБ, а также выступают в роли активных игроков на фондовом рынке. Эти организации формируют инфраструктуру (каркас) фондового рынка. Ко второй группе можно отнести участников, выходящих на фондовый рынок в целях временного размещения свободных финансовых ресурсов. В их число входят как юридические, так и физические лица.[20, 124]

Особенность деятельности профессиональных участников в том, что она требует лицензирования со стороны государства. Лицензии выдаются Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) или уполномоченными ею организациями. Существуют три вида лицензий: профессионального участника, на осуществление деятельности по ведению реестра, фондовой биржи. Физические лица, работающие в организациях - профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат ФСФР, дающий им право заниматься этим видом деятельности.

Рассмотрим последовательно виды профессиональной деятельности на РЦБ и понятия, возникающие в этой связи. Главное действующее лицо на рынке — посредник, именуемый на фондовом рынке брокером. Брокер — это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Физическое также лицо может осуществлять брокерские функции, если зарегистрируется в качестве предпринимателя. За оказанные услуги брокер получает комиссионные. В обязанности брокера входит добросовестное выполнение поручений клиента, которым должно отдаваться предпочтение по сравнению со сделками самого брокера, если он также имеет право выполнять функции дилера.

Договор комиссии с брокером может предусматривать возможность использования им средств клиента, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в своих интересах до момента возврата денежных средств клиенту. При этом часть прибыли, полученной от их использования, в соответствии с договором перечисляется клиенту. Брокер не вправе давать гарантии клиенту в отношении доходов от инвестирования данных средств. Если интересы брокера препятствуют выполнению им поручений клиента на наиболее выгодных для последнего условиях, брокер обязан немедленно уведомить об этом клиента.

Следующий профессиональный участник РЦБ — дилер. Дилер — это лицо, совершающее сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо. Дилер обязан заключать сделки по ценам объявленных котировок. Наряду с ценами он может устанавливать обязательные условия, такие как минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых бумаг, а также сроки действия цен. В случае отказа дилера от заключения сделки на объявленных условиях к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении договора и/или о возмещении причиненных инвестору убытков. Во-вторых, дилер зарабатывает за счет возможного прироста курсовой стоимости приобретенных им бумаг. Дилер — это крупная организация. Поэтому она обычно совмещает два вида деятельности: собственно дилера и брокера.

Следующим участником фондового рынка является инвестиционный фонд. Инвестиционный фонд — это акционерное общество, которое выпускает свои акции и реализует их инвесторам. Аккумулированные таким образом средства он размещает в другие ценные бумаги или на депозитах в банках. Фонды могут быть открытыми и закрытыми. Открытый фонд — это акционерное общество, размещающее акции с обязательством их последующего выкупа по требованию инвестора. Закрытый фонд — это акционерное общество, размещающее акции без обязательства их выкупа. Вернуть себе деньги инвестор может только, перепродав акции на вторичном рынке, если на них существует спрос. Синонимом термина закрытый фонд в случае зарубежных фондов может быть термин взаимный фонд. В случае открытого фонда акции выкупаются по цене, определяемой на основе стоимости финансовых активов, в которые фонд инвестировал средства.

По данным ФСФР за 2010 год, в России работают 1 239 организаций, имеющих лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности. В соответствии с рисунком 6 можно проследить общую динамику роста количества брокерских организаций за период с 2005 по 2010 год.

Информация о работе Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг