Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Инфраструктура фондового рынка сложна и многообразна. Важной её составляющей является рынок ценных бумаг. На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами.

Содержание работы

Введение
1. Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.1. Структура рынка ценных бумаг
1.2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
1.3. Государственное регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
2. Анализ деятельности профессиональных участников, являющихся финансовыми посредниками
2.1. Количественная и качественная характеристика действующих финансовых посредников на российском рынке ценных бумаг
2.2. Специфика выполняемых операций
3. Основные направления совершенствования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Окончательно структура и статус нового регулятора российского финансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», принятым в развитие Указа. Согласно данному постановлению ФСФР - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правительства РФ и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции: осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг; обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ; осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции контроля и надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж; обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы службы по финансовым рынкам по товарным биржам.

Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФСФР России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФСФР России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений. В территориальных органах ФСФР работают 800 человек.

ФСФР - совершенно особая структура в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мега-регулятором. В то же время ФСФР пока и не мегарегулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России.

Вместе с тем, являясь мегарегулятором финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу - федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. Очевидно, непосредственное подчинение ФСФР премьер-министру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответствует духу административной реформы: разделение функций по установлению правил и контролю за их применением и передача их независящим друг от друга органам исполнительной власти. Однако в случае с регулированием фондового рынка возникает вполне очевидное противоречие с законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Разграничение этих функций способно привести к снижению эффективности государственного регулирования финансового рынка и, как следствие, к снижению эффективности функционирования последнего.

Таким образом, по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мегарегулятору - Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA). Однако для этого предстоит еще многое сделать, например изменить статус ФСФР вывести из подчинения правительства и сделать независимым государственным органом, подконтрольным непосредственно президенту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, определяющего его статус, права, обязанности и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы; консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки; законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций; особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира. Фондовый рынок представляет собой строгую систему взаимосвязанных субъектов финансовой деятельности, функционирующую как единое целое благодаря четкому детерминированию целей, задач и функций каждого. Деятельность любого участника финансового рынка опосредована не только его личными целями, но и деятельностью остальных субъектов рынка. Деятельность каждого субъекта финансовых отношений на фондовом рынке, в свою очередь, регулирует функционирование остальных. Таким образом, полноценность механизма перераспределения финансов в целевые отрасли экономики и функционирования экономики страны в целом определяется корректностью и профессионализмом каждого участника фондового рынка.

 

 

Список литературы

 

1. Агарков М.М. Учение о  ценных бумагах. - М.: Финстатинформ, 2010.

2. Алехин Б.И. Рынок ценных  бумаг: введение в фондовые операции. - Самара: СамВен, 2008.

3. Афонин. Небывалый интерес к ценным бумагам отечественных компаний// Финансы России.-2009.-№7.-с. 40-42.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 2008.

5. Беленькая О. Фондовый рынок: итоги и прогнозы// РЦБ. - 2009. - № 1. - с. 38 - 42.

6. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА-М, 2009.

7. Вавулин Д.А. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг// ФБК. - 2010. - № 7. - с. 73 - 82.

8. Голанов В.А. Рынок ценных бумаг - М.: Финансы и статистика, 2009.

9. Данилов Ю.А. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг. // ЭКО. - 2009 - №2.

10 Динамика фондового рынка: факторный анализ// Финансы. - 2009. - № 2. - с. 52 - 56.

11. Дробозина Л.А. Финансы, денежные обращения, кредит. - М.: Финансы и статистика, 2010.

12. Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, 2009.

13 Килячков А.А.Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело - М.: ЮРИСТ, 2008.

14 Маковецкий М. Ю. РЦБ как фактор активизации инвестиционного процесса// Финансы и кредит. - 2009. - № 1. - с. 65 - 67.

15 Минашкин В. Г. Развитие российского РЦБ в зеркале статистики// Вопросы статистики. - 2010. - № 10. - с. 53 - 56.

16 Обухова Е. Учет государственных ценных бумаг// Аудит. - 2009. - № 9. - с. 20 - 27.

17 Потемкин А. Пути повышения стабильности государственного РЦБ// РЦБ. - 2008. - № 4. - с. 35 - 37.

18 Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка// Вопросы экономики. - 2009. - № 7. - с. 26 - 43.

19 Фролов В. Рубль на вес золота// Эксперт. - 2009. - № 11. - с. 24 - 28.

20 Шаблин А.О. Государственная политика в области ценных бумаг// ЭКО. - 2010. - № 9. - с. 43 - 50.

21. Шестаков А.В и Д.А. Рынок ценных бумаг. - М.: 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Таблица 4 – Крупнейшие брокеры России за 9 месяцев 2010 года [16]

Брокер

Объем торгов (млн. долл.)

Объем торгов на ММВБ (млн. долл.)

Объем торгов на РТС (млн. долл.)

Доля от общего объема торгов (%)

1

ФИНАМ

91 115.25

91 060.23

55.02

16.67

2

Брокеркредитсервис

82 693.53

82 686.30

7.23

15.13

3

АЛОР

56 305.75

56 305.75

0.00

10.30

4

Тройка Диалог

42 898.33

42 068.55

829.77

7.85

5

ВТБ 24

39 935.42

39 935.42

0.00

7.31

6

Церих Кэпитал Менеджмент

34 121.29

34 121.04

0.25

6.24

7

ФК Открытие

33 669.93

33 606.28

63.65

6.16

8

Альфа-Банк

19 577.37

19 543.44

33.93

3.58

9

АТОН

18 481.97

18 454.86

27.11

3.38

10

КИТ Финанс

18 023.03

17 905.36

117.67

3.30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Таблица 5 - Национальный рейтинг надёжности депозитариев по итогам 1 полугодия 2010 года [19]

Группа надежности ААА

БАНК ВТБ

БАНК МОСКВЫ

ВЕЛЕС КАПИТАЛ

ГАЗПРОМБАНК

ГАРАНТ

ДЕПОЗИТАРИЙ ИРКОЛ

ДЕПОЗИТАРНЫЕ И КОРПОРА-ТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФИНИТУМ

ОБЪЕДИНЕННАЯ ДЕПОЗИТАРНАЯ КОМПАНИЯ

ПРОМСВЯЗЬБАНК

ПЭКО-ИНВЕСТ

РЕГИОН

РОСБАНК

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МОСКОВСКИЙ ДЕПОЗИТАРИЙ

Группа надежности АА

БАНК УРАЛСИБ

ВНЕШПРОМБАНК

ИНТРАСТ

ЛЕНСТРОЙМАТЕРИАЛЫ

НОМОС-БАНК

РОСТ ПРОЕКТ

РУССКИЕ ФОНДЫ

СВА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЕПОЗИТАРНЫЙ ЦЕНТР

ТРИНФИКО

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ЮНИКРЕДИТ БАНК

Группа надежности А

АБСОЛЮТ-ИНВЕСТ

ГАЗЭНЕРГОПРОМБАНК

МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК

РИКОМ-ТРАСТ

СВЯЗЬ-БАНК

ФИНАМ

Группа надежности ВВВ

БАНК НА КРАСНЫХ ВОРОТАХ

МИ-БАНК

ФЕРРОБАНК

Группа надежности ВВ

КОМПАНИЯ ТАКТ

СИНАРА-ИНВЕСТ


 

Приложение В

ТОП 10 Регистраторов по количеству обслуживаемых эмитентов на 30.06.2010 [20]

Наименование

Количество обслуживаемых эмитентов

Доля эмитентов с числом владельцев более 500, %

ОАО «Центральный Московский Депозитарий»

1 609

 

9,4

ОАО «Реестр»

1 944

6,9

ЗАО «Сервис-Реестр»

989

10,7

ЗАО «Петербургская центральная регистрационная компания»

848

12,4

ЗАО «Новый регистратор»

1 352

6,8

ЗАО «Компьютершер Регистратор»

910

9,7

ЗАО «Партнер»

337

25,5

ЗАО «Московский Фондовый Центр»

612

13,4

ЗАО «Сибирская регистрационная компания»

558

14,5

ЗАО «Регистратор Интрако»

582

13,7


 

 

 


Информация о работе Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг