Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.
Введение
Структура и экономическое состояние отрасли
Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
Стимулирование создания товариществ собственников жилья
Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды
Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
Социальная защита населения
Вывод
Список литература
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к формированию двух уровней конкурентных отношений:
· конкуренция в сфере управления недвижимостью в целях получения заказа от собственника на управление жилищным фондом;
· конкуренция подрядных организаций в целях получения заказа на обслуживание жилья.
Импульсом для развития конкуренции
в данных направлениях должно служить
формирование многообразия собственников
жилья, которая достигается, в первую
очередь, путем создания товариществ
собственников жилья в
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Кроме того, товарищества собственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели.
Члены товариществ собственников жилья прямо заинтересованы в установке приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, так как зачастую реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу.
Комплекс ресурсосберегающих
мероприятий, проводимый товариществами
собственников жилья, позволяет
значительно уменьшить общий
объем потребления ресурсов за счет
предотвращения неоправданных расходов
воды, газа и других энергоресурсов.
Население привыкает экономно относиться
к предоставляемым услугам, прослеживая
связь между своими затратами
и потреблением этих услуг, что практически
невозможно осуществить в муниципальном
жилищном фонде и, в частности, в
отдельных приватизированных
Активизация органов местного самоуправления, граждан и организаций по созданию товариществ собственников жилья должна осуществляться путем:
- гарантированного выделения
бюджетных средств субъектов
Федерации или муниципальных
образований на цели
- принятия соответствующих
решений органами
5. Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды в тепло-, электро-, водоснабжения и водоответвления
Предприятия, оказывающие услуги тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, несмотря на разнородность оказываемых услуг, характеризуются несколькими общими признаками:
- использованием в ходе
технологического процесса
- неразрывностью или строгой последовательностью процессов производства, передачи и потребления материальных носителей услуги;
- невозможностью для
- невозможностью компенсации
недопроизводства услуг в один
период за счет более
- необходимостью четкой взаимосвязи на всех стадиях производственного процесса;
- тесной зависимостью
организации производственного
процесса, потребности в мощностях
и конкретных инженерных
Таким образом, упомянутые виды услуг могут быть отнесены к естественным локальным монополиям на конкретной территории.
Возможные мероприятия по разукрупнению существующих предприятий ресурсоснабжения путем выделения самостоятельных юридических лиц для производства и доведения услуг до потребителей различными предприятиями по технологической цепочке (сетевое хозяйство, транспортное обслуживание и т.д.) могут привести к дезорганизации работы соответствующих подотраслей и ухудшению обслуживания потребителя, так, например:
в водопроводно-канализационном хозяйстве процесс производства и передачи материального носителя услуги, как правило, осуществляется в рамках одного предприятия, что соответствует особенностям технологического процесса и является экономически и организационно оправданным. В ряде городов оказание услуг по водоснабжению и водоотведению производится разными предприятиями, что, однако, не приводит к формированию в подотрасли конкурентной среды, а лишь обусловливает наличие на данной территории двух субъектов монополии. Таким образом, возможное разукрупнение предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по данному признаку не может быть оправдано с точки зрения осуществления демонополизации.
Данные подходы можно распространить и на другие ресурсоснабжающие организации.
Особенности ценообразования на услуги естественных локальных монополий характеризуются следующим:
- Все предприятия энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения являются фондоемкими производствами, удельный вес основных активов которых довольно велик. Поддержание работоспособности основных производственных средств требует значительных текущих затрат. Амортизация, как правило, не покрывает необходимые затраты на текущий ремонт и профилактические работы, так как бухгалтерские нормы амортизации не отражают реального срока службы имущества.
- Производственное имущество
предприятий естественных
- В отрасли до сих
пор существует кризис
Кроме проблемы низкой платежеспособности
коммерческих предприятий, существует
проблема неплатежеспособности предприятий
и организаций, не подлежащих отключению
ни при каких условиях. Упущенная
выгода от сомнительной дебиторской
задолженности, как правило, покрывается
за счет увеличения тарифов и оплачивается
платежеспособными
- В себестоимости услуг
предприятий - естественных локальных
монополий большой вес
Все эти характеристики ценообразования можно назвать внешними факторами, независимыми от предприятий- монополистов.
Кроме внешних факторов предприятия-монополисты
характеризуются внутренними
Это, как правило, низкий уровень управления и недостаточная квалификация персонала и как следствие:
- отсутствие эффективной
системы учета и планирования,
как финансового, так и
- неудовлетворительная работа
по ликвидации дебиторской
- отсутствие опыта конкурсной
работы при выборе фирм-
- высокие потери энерго- и водоресурсов при промышленной обработке и транспортировке ресурсов потребителю, которые вызваны недостаточным контролем за расходом ресурсов и изношенностью передающих систем и магистралей. При этом величины потерь не проверены на практике и, как правило, устанавливаются директивным порядком;
- в большинстве случаев
принципы стимулирования
Все эти и другие подобные
факторы прямо или косвенно увеличивают
тарифы и цены предприятий естественной
монополии. В конкурентных условиях
эти проблемы решает само предприятие.
В условиях естественной монополии
их необходимо решать методами контроля
и регулирования стоимости
Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере естественной локальных монополий, определенные пути и здесь существуют за счет создания конкурентной среды на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.) подрядными организациями любых форм собственности. В структуре производственных затрат эти составляющие обычно превышают 50%. Размещение подобных заказов может и должно осуществляться на конкурсной основе, а порядок осуществления работ и услуг регламентироваться договорами
Развитие конкурентной среды
может осуществляться в сфере
управления системами городского водоснабжения
и водоотведения или
Органы местного самоуправления заключают с управляющей фирмой договор на управление системой водоснабжения, водоотведения или тепловыми сетями, в котором формулирует целевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом, компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства, связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых услуг, которое формулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.
При этом неотъемлемой частью договора на управление является определение тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих стандарты качества услуги.
В рамках реализации местных программ демонополизации возможна передача муниципальной инфраструктуры водо- или теплоснабжения в управление отечественным и зарубежным компаниям, имеющим авторитет на российском рынке данных услуг, с заключением указанных договоров на доверительное управление на конкурсной основе.
Привлечение иностранных компаний к управлению муниципальными системами жизнеобеспечения должно сопровождаться разработкой необходимой правовой базы для защиты национальных интересов России в этой сфере экономики.
При демонополизации
а) в больших городах, отапливаемых
от теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), основные
источники тепла и
Такая ситуация привела к тому, что единая инфраструктура оказалась в руках двух собственников - акционерных обществ и органов местного самоуправления.
б) в городах и городских поселках с населением до 100000 человек, где нет ТЭЦ, имеет место следующие ситуации:
· коммунальные котельные остались государственной собственностью и вошли в состав государственных региональных теплоснабжающих организаций. В этом случае органы местного самоуправления практически лишены серьезных возможностей заниматься развитием ключевой инфраструктурной составляющей городского хозяйства;
Информация о работе Особенности финансового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства