Особенности финансового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, призванных обеспечивать условия нормальной жизнедеятельности населения и функционирования городских структур. Жилищно-коммунальное хозяйство в значительной степени формирует среду жизнедеятельности человека, обеспечивая комфортность города, района, микрорайона, жилища. Эта отрасль, с одной стороны, испытывает влияние развивающихся рыночных отношений, а с другой является важным звеном системы социальной защиты населения. Это порождает серьёзные проблемы и противоречия, как негативные процессы и явления, ухудшение состояния жилья, качества коммунальных услуг и многого другого.

Содержание работы

Введение
Структура и экономическое состояние отрасли
Региональные особенности жилищно-коммунального хозяйства
Стимулирование создания товариществ собственников жилья
Антимонопольное регулирование и создание конкурентной среды
Привлечение малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального хозяйства
Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства
Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты услуг
Ценообразование в системе монопольного предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства
Социальная защита населения
Вывод
Список литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

·  все коммунальные источники тепла стали муниципальной собственностью и обслуживаются муниципальными коммунальными предприятиями.

В целях организации оптимального регулирования предлагаются два  решения:

а) органам местного самоуправления может быть предоставлено право  управления долей государства в  уставных капиталах акционерных  обществ, осуществляющих обеспечение  городских нужд. Муниципальные предприятия  по согласованию с органами местного самоуправления могут выступает соучредителями акционерных обществ, внося в качестве имущественного вклада котельные и разводящие сети, входящие в систему теплоснабжения города.

В случае невозможности реализовать  такое решение следует рекомендовать  органам местного самоуправления создать  несколько муниципальных предприятий по обслуживанию разводящих тепловых сетей (если длина сетей превышает 200 км) , поскольку в этом случае не меняется цикл поставки услуги, но возникает возможность конкуренции на обслуживание сетей и поставку услуг, в том числе на конкурсной основе.

б) органам местного самоуправления и органам власти субъекта Федерации  необходимо решить вопрос о передаче коммунальных котельных и тепловых сетей из государственной в муниципальную собственность. Это позволит более эффективно решать вопросы развития теплообеспечения городов.

5.1 Привлечение  малого бизнеса на рынок жилищно-коммунального  хозяйства

Развитие конкуренции  в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектов предпринимательства, и  прежде всего - малых предприятий.

Наиболее типичными малыми предприятиями, заинтересованными  в получении заказов на предоставление различных жилищно-коммунальных услуг, являются малые ремонтно-строительные предприятия, связанные с ремонтом жилищного фонда и инженерного  оборудования.

Для привлечения указанной  группы предприятий к новому для  них виду деятельности необходимо проводить  политику разумной поддержки таких  предприятий, с целью их выхода на рынок жилищно-коммунальных услуг.

Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, необходимо:

- органам власти субъектов  Российской Федерации и местного  самоуправления организовать подготовку  и переподготовку кадров в  области управления и обслуживания  недвижимости;

- региональным фондам  поддержки предпринимательства  резервировать часть средств для предоставления льготных среднесрочных кредитов предприятиям, занятым предоставлением жилищно-коммунальных услуг;

- органам местного самоуправления  обеспечить проведение конкурсов  на оказание жилищно-коммунальных  услуг с участием субъектов  малого предпринимательства.

Направлениями в демонополизации  сферы оказания жилищно-коммунальных услуг с участием малого бизнеса  являются:

- разработка региональных  и муниципальных проектов инновационной  деятельности малых предприятий  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, в том числе с  привлечением инвестиций и прямым  участием иностранных фирм, с  целью расширения видов, снижения  стоимости и повышения качества  предоставляемых населению услуг  путем усиления конкуренции в  данной сфере. При этом условия  допуска иностранных предпринимателей  на российский рынок жилищно-коммунальных  услуг должны соответствовать  принципам и нормам Генерального  Соглашения по торговле услугами  Всемирной Торговой Организации;

- проработка льготных  кредитных линий для кредитования  малых предприятий жилищно-коммунальной  сферы и разработка механизмов  возврата кредитов, полученных для  приобретения средств малой механизации  (получение техники в лизинг  для малых предприятий жилищно-коммунальной  сферы);

- создание малых предприятий  по подготовке менеджеров в  сфере управления жилым фондом  городов и населенных пунктов;

- разработка и осуществление  3-4 пилотных проектов создания специализированных объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере (производственно-технологические центры, ателье проката специализированного оборудования, мелкооптовые базы продажи оборудования для жилищно-коммунального хозяйства и др.);

- поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства жилищно-коммунальной сферы (частичная оплата участия малых предприятий в выставках межрегионального и федерального уровня).

Создание условий для  привлечения малого бизнеса в  сферу оказания жилищно-коммунальных услуг является одним из серьезных  направлений демонополизации сферы  жилищно-коммунального хозяйства.

5.2 Государственное регулирование и контроль качества услуг жилищно-коммунального хозяйства 

 

Наличие различных видов  собственности предполагает государственное  регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда  и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных  стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и разработку на их базе региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования  их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и  заказчиками. По мере улучшения финансирования работ по обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения эти стандарты могут ужесточаться.

Государственный контроль и  регулирование качества жилищно-коммунального  обслуживания могут осуществляться органами местного самоуправления, органами государственной жилищной инспекции  субъектов Российской Федерации, контролирующими  не только соблюдение стандартов качества предоставляемых услуг, но и наличие  соответствующих договоров. С учетом этого, соответствующие органы целесообразно  наделить правом административного  воздействия на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объемы работ; на управляющие  организации и собственников  жилья и объектов коммунального  назначения.

Помимо плановой деятельности неотъемлемой функцией государственных  жилищных инспекций субъектов Российской Федерации является оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг. Государственные жилищные инспекции взаимодействуют с территориальными управлениями Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями, проводит комплексный анализ и обобщение  тенденций развития жилищно-коммунального  хозяйства на основе государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности, осуществляет формирование государственной политики в этой сфере экономики, координацию деятельности органов управления жилищно-коммунальным хозяйством субъектов Российской Федерации, осуществляет разработку федеральных  законодательных и иных правовых актов, норм, правил и государственных  стандартов качества, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.

На уровне субъектов Российской Федерации государственное регулирование  развития и функционирования жилищно-коммунального  хозяйства, в том числе, координации  деятельности по переходу к новым  тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, должно осуществляться органами управления жилищно-коммунального  хозяйства субъектов Российской Федерации, наделенными соответствующими полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации  и другие).

Одной из форм государственного регулирования и контроля качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей этих услуг, подлежащих обязательному обслуживанию, и минимального уровня предоставляемых услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или доминирующей на рынке указанных услуг.

Защиту интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг следует  осуществлять также путем установления необходимых условий и ограничений, обеспечивающих нормативный уровень  жилищно-коммунального обслуживания потребителей при принятии решений  об изменении форм собственности  организаций жилищно-коммунального  хозяйства.

В области технического обеспечения  жилищно-коммунального хозяйства  помимо разработки и внедрения приборов индивидуального учета и регулирования потребляемых воды, газа и других энергоресурсов, особого внимания заслуживает разработка автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволяют не только учитывать потребление соответствующих ресурсов, но и регулировать процесс их распределения и потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, такая система может предоставлять информацию для всех уровней управления.

 

6. Реформирование  системы финансирования жилищно-коммунального  хозяйства и оплаты услуг

Предоставление любой  жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов, Демонополизация  и развитие конкуренции в этой сфере направлены на привлечение  в технологическую цепочку производства и предоставления услуг специализированных организаций, что позволяет получить оптимальное соотношение цены и  качества необходимых работ и  услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство  представляет собой сложную отрасль, в которой можно выделить две  группы хозяйствующих субъектов:

·  действующих в условиях рыночной конкуренции;

·  являющиеся локальными монополистами.

Тариф на ту или иную жилищно-коммунальную услугу формируется как совокупность регулируемых и рыночных цен организаций, задействованных в предоставлении услуги. Например, тариф по отоплению, в общем случае, может состоять из:

·  рыночной (регулируемой) цены управления процессом отопления жилого дома (планирование работ, заключение договоров, контроль за их выполнением);

·  регулируемой цены производителя тепла;

·  регулируемой цены (тарифа) организации, осуществляющей транспорт тепла по магистральным и разводящим сетям;

·  рыночной цены обслуживания внутридомовых сетей;

·  рыночных цен абонентского обслуживания по расчету и сбору платежей;

·  рыночной цены обслуживания счетчиков тепла и других регистрирующих и регулирующих приборов.

Таким образом можно представить формирование тарифа на любую жилищно-коммунальную услугу.

Следовательно, процесс установления тарифа для каждой жилищно-коммунальной услуги должен начинаться с определения  составных частей этого тарифа путем  анализа деятельности по обеспечению  услуги и определения подходов к  определению цен на отдельные  виды работ, связанные с предоставлением  услуги.

Утверждение тарифа, как  правило, следует проводить с  учетом анализа всей совокупности цен  на работы, связанные с предоставлением  этой услуги. В исключительных случаях  возможно рассмотрение цен только на отдельные вида работ по предоставлению услуги.

Стоимость работ и услуг  в конкурентных отраслях должна не регулироваться, а определяться рынком. Причем, в различных сегментах  рынка цены на одну и ту же работу или услугу могут отличаться. Задача тарифной политики в этом случае состоит  в определении принципов определения стоимости работ, включаемой в тариф на услугу, с учетом различных рыночных цен на эти работы в отдельных сегментах рынка.

Локальные монополисты подразделяются на две группы:

К первой группе относятся  предприятия, относящиеся к локальным  естественным монополиям в силу объективных  технологических, экологических, экономических  или иных причин.

Стоимость работ и услуг, предоставляемых предприятиями  монополистами должна регулироваться, так как специфика любой монополии  проявляется в ее заинтересованности завышения стоимости своих работ  и услуг. В жилищно-коммунальном хозяйстве данная проблема особенно обострена в силу социальной значимости оказываемых услуг. Отсутствие (или  невозможность конкуренции) означает , что предприятие может сохранять неэффективную структуру производства, которая, в частности, может заключаться в нерациональном использовании ресурсов, неэффективном управлении и т.д.

Ко второй группе относятся  предприятия, работающие в потенциально конкурентных подотраслях, в которых необходимо проводить политику демонополизации.

Специфика потенциально конкурентных отраслей ЖКХ заключается в том, что их монополизм на местных локальных  рынках не имеет объективных экономических, технологических или иных причин. При этом, если в одних случаях  это единственное предприятие в  городе, специализирующееся на определенном виде услуг (вывоз и депонирование  твердых бытовых отходов - спецавтохозяйство), то в других случаях ( обслуживание жилищного фонда)- таких предприятий может быть несколько, и каждое из них, по существу, имеет свой закрепленный за ним “сегмент” данного локального рынка услуг, т.е. по факту является олигопольной моделью рынка, которая может давать результат, сравнимый с монополией.

Информация о работе Особенности финансового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства