Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение особенностей формирования и использования местного бюджета РФ.
Задачи работы. Рассмотреть:
1) понятие местного бюджета и его место в бюджетной системе РФ.
2) способы формирования местных бюджетов в России.
3) организацию исполнения местных бюджетов РФ
4) Проблемы формирования и исполнения МБ в России.
Байкальский государственный университет экономики и права
Финансово-экономический факультет
Кафедра финансов
Специальность «Финансы и кредит»
Тема 37 : Особенности формирования и использования местного бюджета в РФ
Содержание
Местные бюджеты играют важную роль в местных финансах, которые охватывают экономические отношения посредствам чего местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функции часть общественного продукта в денежной форме.
Местный бюджет – форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
В доходной и расходной
частях местных бюджетов раздельно
предусматривается
Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации
в соответствии с законом обеспечивают
муниципальным образованиям минимальные
местные бюджеты путем закрепле
Местные бюджеты образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Целью работы является рассмотрение особенностей формирования и использования местного бюджета РФ.
Задачи работы. Рассмотреть:
1) понятие местного бюджета и его место в бюджетной системе РФ.
2) способы формирования местных бюджетов в России.
3) организацию исполнения местных бюджетов РФ
4) Проблемы формирования и исполнения МБ в России.
Местный бюджет - централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. [3]
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
На современном этапе в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории. Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.
В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. [3]
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год.
Местные
бюджеты — один из главных
каналов доведения до населения
конечных результатов
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. [3]
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет муниципального района. [3]
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся МО. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Таким образом, в систему местных бюджетов входят бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов (либо внутригородских территорий города федерального значения).
Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому их функционирование базируется на следующих основных принципах бюджетной системы РФ:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Схема бюджетной системы РФ:
[4]
В соответствии с Конституцией РФ (ст.71и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. [1]
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.
В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги – подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели. Взаимосвязь бюджетов разных уровней в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма.
Можно сделать вывод что, местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Сущность формирования
местного бюджета состоит в
В большей степени превалируют именно задачи социального плана - улучшение качества и повышение объёма предоставляемых населению муниципальных услуг, а также обеспечение социальных выплат.
Формирование местных бюджетов на уровне РФ регулируются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации ”.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. В соответствии с данными принципами происходит формирование доходов местного бюджета. Доходы местного бюджета формируются за счёт доходов от налоговых источников и поступлений в доход от неналоговых источников. Собственные доходы местных бюджетов не являются основными источниками формирования бюджета. Собственными налоговыми доходами местного бюджета являются следующие местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследство и дарение, местные лицензионные сборы. [20]
В свою очередь, земельный налог включает: 1) земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; 2) земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения; 3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов; 4) возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.
Информация о работе Особенности формирования и использования местного бюджета в РФ