Особенности формирования и использования местного бюджета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение особенностей формирования и использования местного бюджета РФ.
Задачи работы. Рассмотреть:
1) понятие местного бюджета и его место в бюджетной системе РФ.
2) способы формирования местных бюджетов в России.
3) организацию исполнения местных бюджетов РФ
4) Проблемы формирования и исполнения МБ в России.

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_RF_2.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Основную долю региональных и местных бюджетов составляют налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Возможностей напрямую влиять на собираемость первого у властей немного (разве что заставлять налогоплательщиков выводить зарплаты «из тени»). При сборе второго налога административных ресурсов можно задействовать больше, по крайней мере в отношении системообразующих предприятий.

Крупный доходный источник местных бюджетов - безвозмездные поступления, также серьёзным источником местных доходов выступает муниципальное имущество. В среднем около 10% доходов поступает в бюджет от аренды, приватизации, продажи земли. [11]

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В настоящее время муниципальные органы власти имеют право при введении соответствующего налога устанавливать по нему налоговые ставки, порядок и сроки уплаты в пределах, предусмотренных НК РФ.

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

Бюджетное планирование и бюджетный процесс

Бюджетный процесс на местном уровне – это регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также  других участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, контролю за его исполнением, а также по заключению данного бюджета. [7]

Бюджетный процесс в  муниципальных образованиях осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным законодательством субъекта РФ и правовыми актами муниципального образования.

Бюджетный процесс в  муниципальном образовании охватывает следующие стадии в отношении местного бюджета: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. [19]

Рассмотрим каждую из стадий:

1) Составление проекта бюджета. Решение о начале работы принимает глава администрации местного самоуправления за шесть месяцев до следующего финансового года. Соответствующим постановлением утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям. Финансовый орган собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы, согласовывает их и на основе прогноза экономического и социального развития муниципального образования и его административно-территориальных структур, главных направлений бюджетно-финансовой политики и бюджетной классификации составляет проект бюджета по доходам и расходам.

2) Рассмотрение и утверждение бюджета. Проект бюджета финансовый орган представляет администрации местного самоуправления. Последняя согласует его статьи с отраслевыми хозяйственными и бюджетными организациями, а затем обсуждает проект на своем заседании. После этого глава местной администрации составляет бюджетное послание и вместе с проектом бюджета направляет его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления. На заседание местной администрации приглашаются руководители муниципальных учреждений, предприятий, организаций.

Весь пакет документов должен предусматривать взаимосвязанный  механизм, обеспечивающий нормальное функционирование местных финансов.

Руководитель представительного  органа организует предварительное  рассмотрение и обсуждение данного  пакета: материалы направляются, прежде всего, депутатам, в комитеты и комиссии представительного органа (если таковые имеются). На заседания комиссий (комитетов) могут приглашаться руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций в целях согласования возникающих вопросов по проекту бюджета. При необходимости в заседаниях участвуют представители местной администрации. Согласительная комиссия проводит согласительные процедуры и принимает окончательное решение.

Доработанный и уточненный проект бюджета рассматривается  на сессии представительного органа и утверждается в форме нормативного правового акта. Такой правовой акт должен содержать статьи доходов с указанием источников, а также расходов в соответствии с ведомственной структурой бюджета муниципального образования, суммы дотаций и субвенций. Расходная часть бюджета утверждается постатейно.

В случае, если местный  бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования  до утверждения местного бюджета  производится по соответствующим статьям  местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

3) и 4) стадию рассмотрим  в главе №3.

На муниципальном уровне бюджетный процесс осуществляется на основе принципов, присущих как бюджетному процессу всего государства, так и только бюджетной деятельности муниципальных образований. Особенностью бюджетного процесса местного уровня является наличие принципа необходимости учета местных особенностей и традиций.

1 и 2 стадия - бюджетное планирование. При бюджетном планировании речь идёт о проекте бюджета, который может в процессе бюджетного планирования подвергаться корректировке.

Планирование бюджетных  доходов представляет собой комплексный  и многофакторный процесс разработки общей структуры и объемов доходов бюджета на очередной финансовый год и перспективу.

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и  прогнозирования относят:

- Индексный метод (от достигнутого);

- Нормативный метод;

- Балансовый метод;

- Бюджетирования ориентированного на результат;

- Программно - целевой метод;

- Метод экспертного прогнозирования;

- Метод экстраполяции;

- Метод моделирования;

- Метод экономического анализа. [18]

В России основным является нормативный  метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются  и усложняются экономические  функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на совершенствование законодательства адекватного упрочнения финансового положения муниципальных образований пока не происходит. Укрепление доходной базы местных бюджетов - длительный процесс. Успешное решение этих проблем позволит не только адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилить влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны. [7]

Организация исполнения местных бюджетов РФ

 

Исполнение местного бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, осуществляемого органами местного самоуправления. Именно в рамках этой стадии претворяется в жизнь предназначение местного бюджета, его сущность, обеспечивается решение вопросов местного значения.

Исполнение местных бюджетов на уровне РФ регулируются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации ”.

Исполнение местного бюджета должно осуществляться в соответствии с  требованиями гл.24 БК РФ, нормативными правовыми документами органа местного самоуправления, регулирующими бюджетные  правоотношения в муниципальном  образовании.

Расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие при распределении и использования бюджетного фонда, и исходящие денежные потоки, обеспечивающие доступ к бюджетным средствам бюджетополучателей. Расходы бюджета принимают различные формы по мере продвижения к конкретному субъекту – бюджетополучателю, таким образом, трансформация форм расходов бюджета имеет место при осуществлении бюджетного процесса. Как известно, бюджетный процесс понимается как регламентируемая нормами права деятельность его участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контроль за их исполнением. [8]

Исполнение местного бюджета обеспечивается местной  администрацией муниципального образования. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи  и кассового плана. Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем году. Финансовый орган устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации). [17]

Рассмотрим 3) и 4) стадии бюджетного процесса:

3) Исполнение бюджета и контроль над его исполнением. Бюджет исполняется по принципу единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет, а также направление запланированных расходов с единого бюджетного счета.

Местная администрация  организует исполнение бюджета в  соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов на очередной финансовый год. Роспись составляется финансовым органом, входящим в систему местной администрации, и в течение десяти дней после утверждения бюджета направляется в местную администрацию и его контрольно-счетную палату (если таковая имеется). Роспись утверждается руководителем финансового органа. Кроме того, финансовый орган составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, исходя из бюджетных назначений для каждого из них, а также в соответствии с решениями о секвестре (индексации) бюджетных расходов. уведомления о лимитах должны быть доведены до бюджетополучателя в установленный срок. Контрольно-счетная палата проводит проверку соответствия росписи утвержденному органу местного самоуправления.

В процессе исполнения бюджета местная администрация (если она наделена такими полномочиями по уставу) вправе вносить изменения по доходным и расходным статьям бюджета в пределах утвержденных ассигнований. Финансирование бюджетных организаций производится по трем укрупненным статьям (заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения) на основании смет доходов и расходов с расчетными показателями к ним. Решения местной администрации в части изменений цен и тарифов, если эти изменения приводят к увеличению установленного предельного дефицита бюджета, подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления.

В ходе исполнения бюджета  по предложению местной администрации  может быть введен секвестр бюджета. Проект решения о секвестре выносится  на рассмотрение представительного органа, который и принимает соответствующее решение. Контроль над исполнением бюджета осуществляется представительным органом местного самоуправления. В этих целях образуется контрольно-счетная палата, что характерно преимущественно для представительных органов городов, районов, где имеются материальные возможности для ее содержания. Местная администрация контролирует исполнение бюджета через свой финансовый орган. В это т процесс могут включаться муниципальные налоговые службы, создание которых предусмотрено Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 168 БК РФ, органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. В части, касающейся муниципальных образований, данная норма действует с 1 января 2008 года.

4) Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Отчет об исполнении бюджета составляется на основании данных, представляемых бюджетными учреждениями, предприятиями, организациями в сроки, установленные местной администрацией по единой форме (квартал, полугодие, девять месяцев) и в той же структуре и бюджетной классификации, которая применялась при утверждении бюджета.

После обсуждения отчета на заседании местной администрации (в присутствии всех заинтересованных подразделений) он направляется представительному  органу местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом или положением о бюджетном процессе. По итогам рассмотрения отчета принимается нормативный правовой акт. Данные об отчете подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

В процессе исполнения бюджета  принимаются важные оперативные  решения. Хорошо функционирующая система исполнения бюджета должна установить необходимый баланс между контролем и степенью свободы.

Задача этапа исполнения бюджета – обеспечение результатов  максимально приближенным к политическим, экономическим, социальным приоритетом правительства, сформулированным в бюджете.

Система исполнения бюджета  должна обладать внутренней эффективностью. Расходы на исполнение бюджета должны быть по возможности сведены к  минимуму, т.е. затраты на проведение каждой операции должны быть как можно более низкими.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке. Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. [11]

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ исключительно из местных  бюджетов финансируются следующие  функциональные виды расходов:

1) содержание органов местного самоуправления;

2) формирование муниципальной собственности и управление ею;

3) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

4) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

5) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

Информация о работе Особенности формирования и использования местного бюджета в РФ