Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:28, курсовая работа
Кризис в экономике показал, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и, прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель привел к резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в кредитно-денежной системе привели ее к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Экономический кризис. 6
1.1. Сущность и история экономических кризисов. 6
1.2 Причины и источники кризиса 2008 г. 10
1. 3. Влияние кризиса на кредитно - денежную систему России 13
2. Осуществление кредитно-денежной политики российского правительства. 16
2.1.Цели кредитно-денежной политики 16
2.2.Инструменты и методы кредитно-денежной политики. 18
2.3 Роль Центрального Банка в проведении кредитно-денежной политики. 20
3. Особенности кредитно-денежной политики в России во время разразившегося мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. 24
3.1. Антикризисная политика ЦБ и Правительства РФ. 24
3.3.Основные инструменты, используемые при реализации антикризисных мер. 31
4. Развитие экономики в 2014 году. Перспективы 2015 и 2016 годов 35
График 1 - Курс доллара, руб.[10]
(см. приложение)
Тенденция притока капитала в Россию сменилась резким и стремительным его оттоком - в сентябре 2008 г. отток капитала из России составил 25 млрд. долларов, в октябре - рекордные 50 млрд. Избавлялись от российских активов и российской валюты не только иностранные инвесторы - большинство портфельных зарубежных инвесторов ушло из страны еще в самом начале острой фазы кризиса. Из России начали активно выводиться уже средства российских банков и компаний, не доверяющих экономической обстановке в стране.
Отток капитала спровоцировал развернувшийся в сентябре-ноябре 2008 года жесточайший кризис ликвидности в финансовой системе. Нехватка денег привела к резкому росту взаимных неплатежей, возникновению долгов предприятий, остановке проектов развития.
Пытаясь спасти эту ситуацию, власти выделили масштабную финансовую помощь на поддержку банковской системы, фондового рынка, курса рубля. Средства были взяты из накопленных государством в предыдущие годы финансовых резервов - однако это привело к их стремительному сокращению. Золотовалютные резервы российского Центробанка к концу ноября 2008 г. сократились на четверть, или более чем на 147 миллиардов долларов, по сравнению с уровнем на 1 августа. При таких темпах сокращения государственных финансовых резервов уже через год они могут полностью исчезнуть.
Всплеск финансового кризиса начал отражаться на реальном секторе экономики и гражданах. Дефицит денежной ликвидности и проблемы с доступом к финансированию привели к тому, что в октябре 2008 г. ВВП впервые за долгие годы не вырос, а снизился на 0,4%, а прирост промышленного производства упал до рекордно низких 0,6 %.
Кризис уже ухудшил экономическое положение граждан. В октябре 2008 г. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились по сравнению с сентябрем 2008 г. на 0,5%, после долгих лет роста в десять и более процентов. Выросла безработица - по данным Росстата, в октябре 2008 г. число безработных увеличилось почти на 300 тыс. человек по сравнению с июлем 2008 г. Задолженность по зарплате в целом по Российской Федерации на 1 апреля 2009 г. составила 8 754 млн. руб. и по сравнению с 1 февраля 2009г. увеличилась на 16,1 %! (Таблица 2):[6]
Таблица 1 - Задолженность по зарплате[3]
(см. приложение)
Все эти события происходили на фоне довольно высокой инфляции, рекордной по меркам последних лет и наиболее высокой с 2001 года (к концу ноября инфляция потребительских цен превысила 12,3 %, рост цен на основные продукты питания - хлеб, муку, масло, говядину - составил 25-30% к уровню декабря 2007 года).
1. 3. Влияние кризиса на кредитно - денежную систему России
Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в 3 раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, что привело к росту кредитования. Это способствовало быстрому наращиванию внешних заимствований, на конец 2007 г. - 417,2 млрд. долл.
Снижение цен на нефть с мая прошлого года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008г.
Таблица 2 - Платежный баланс РФ за 2008 г. (млрд. долл. США)[10]
(см. приложение)
В результате в 2010 году валютные резервы сократились на 45 млрд. долл. США (а золотовалютные - на 51,7 млрд. долл.) и фактически перестали выполнять функцию источника денежного предложения.
Основным источником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов (их доля в общем пассиве составляла 5 -6%).
В условиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источника формирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.
В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданных населению кредитов снизился на 0,7%.
Повысились ставки в 2008 г. по банковским депозитам. Так, средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения в кредитных организациях сроком до одного года повысилась с 5,4% годовых в январе 2008 г. до 6,2% годовых в октябре, а средневзвешенная ставка по рублевым депозитам предприятий сроком до одного года - с 3 до 6,7%.
Кроме депозитов населения и предприятий в 2008 г. основными источниками формирования ресурсов коммерческих банков были кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, а также средства организаций на расчетных и прочих счетах и облигации.
Таблица 3 - Структура пассивов кредитных организаций
(см. приложение)[14]
Продолжение таблицы 3 – Структура пассивов кредитных организаций
(см. приложение)[14]
В 2008 г. инфляция выросла вследствие мягкой кредитно-денежной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике и привело к кредитному буму. Прирост кредитов строительству составил на 1 октября 2007 г. 85,8%, а на 1 октября 2008 г. - 54%, транспорту и связи соответственно 81,5 и 38,2. Кредитный бум в среднесрочной перспективе может натолкнуться на снижение кредитоспособности заемщиков, а в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке» перегретых отраслей и невозврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков.
Переход к формированию денежного предложения преимущественно
за счет увеличения валового кредита банкам
при снижении роли прироста чистых международных
резервов позволит более эффективно использовать
процентные инструменты кредитно-денежного
регулирования, сделать действенным процентный
канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной
политики. В то же время уменьшение присутствия
Банка России в операциях на внутреннем
валютном рынке даст возможность повысить
гибкость курсовой политики, осуществить
постепенный переход к режиму свободно
плавающего валютного курса. [13].
2.1.Цели кредитно-денежной политики
Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
Целями кредитно-денежной политики являются:
- регулирование темпов
-смягчение циклических
-сдерживание инфляции;
-достижение
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
. политики денежно-кредитной
. политики денежно-кредитной
Политика денежно-кредитной
рестрикции (политика "дорогих
денег") применяется в условиях
циклического оживления
Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления. [8]
2.2.Инструменты
и методы кредитно-денежной
Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно- кредитной политики являются:
. операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
. политика учетной ставки
(дисконтная политика), т.е. регулирование
процента по займам
. изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.
Таблица 4 - Инструменты кредитно-денежной политики
(см. приложение)[8]
Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы.
В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов.
Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования.
Общие методы
являются преимущественно
Селективные
методы регулируют конкретные
виды кредита и имеют в
Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.
Таким образом,
негативные последствия прямых
методов денежно-кредитной
Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики РФ в условиях кризиса