Особенности кредитно-денежной политики РФ в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Кризис в экономике показал, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и, прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель привел к резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в кредитно-денежной системе привели ее к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Экономический кризис. 6
1.1. Сущность и история экономических кризисов. 6
1.2 Причины и источники кризиса 2008 г. 10
1. 3. Влияние кризиса на кредитно - денежную систему России 13
2. Осуществление кредитно-денежной политики российского правительства. 16
2.1.Цели кредитно-денежной политики 16
2.2.Инструменты и методы кредитно-денежной политики. 18
2.3 Роль Центрального Банка в проведении кредитно-денежной политики. 20
3. Особенности кредитно-денежной политики в России во время разразившегося мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. 24
3.1. Антикризисная политика ЦБ и Правительства РФ. 24
3.3.Основные инструменты, используемые при реализации антикризисных мер. 31
4. Развитие экономики в 2014 году. Перспективы 2015 и 2016 годов 35

Файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе - июле 2013 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.

Во втором полугодии ожидается ускорение роста промышленного производства до 1,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств до 1,5%. Наиболее высокими темпами по сравнению с первым полугодием будут развиваться отрасли лесного комплекса, производство кокса и нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильное и швейное производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования. В целом по итогам 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, рост промышленного производства замедлится до 0,7 с 2,6% в 2012 году.

В результате годовой прирост ВВП в Ш и IV кварталах 2013 г., увеличится до 1,9 и 2,6% соответственно после прироста на 1,6 и 1,2% в I и II кварталах. По отношению к предыдущему кварталу в III и IV кварталах ожидается прирост на 0,5 и 1,3% против прироста на 0,2 и 0,1% в I и II кварталах года. В целом за 2013 год ВВП увеличится на 1,8 процента.

Основной вариант прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.

Вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает, относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.

Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.

В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.

Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.

 

 

Заключение

 

События, которые произошли в мире за последние три года, дали мощный импульс процессам формирования качественно иных основ глобальной финансовой системы. Ослабление ряда ведущих экономик и угроза распространения кризиса на другие страны потребовали от многих из них принять антикризисные меры в отношении отдельных финансовых компаний и финансовой системы в целом.

По мнению многих экономистов, кризис не достиг своего пика, а значит, борьба с ним еще долго будет оставаться темой номер один в мире. Правительство государств отчасти урегулировало многие проблемы, иначе всё было бы еще хуже.

Чтобы выйти на следующий виток развития в мировом хозяйстве должно многое перемениться. Прежняя система эксплуатации мировой периферии исчерпала свои возможности. Рабочая сила используется крайне нерационально: миллионы людей с высшим образованием не могут найти работу по специальности. Массы эмигрантов не социализированы. Промышленность нуждается в техническом перевооружении. Ставка на дешевую неквалифицированную рабочую силу больше не способна давать прежний экономический выигрыш. Требуется очень многое изменить в мировом хозяйстве. Абсолютно недостаточно снизить налоги или просубсидировать биржу.

Сейчас появляется уникальная возможность (по историческим меркам) сформировать иные подходы и механизмы, которые могут обеспечить устойчивое развитие России в условиях затяжной глобальной нестабильности, усиливая ее международные позиции и превращая ее в один из важнейших центров экономического и политического влияния в мире. Эту возможность необходимо использовать.

Таким образом, проанализировав такие задачи работы, как изучение и анализ кризиса экономики и путей его преодоления можно сделать вывод, что сейчас на плечи правительства России ложится очень трудная задача и большая ответственность: не только не дать последствиям кризиса наихудшим образом повлиять на нашу страну, но и обеспечить оптимальные условия для «выздоровления» российской экономики.

Главным направлением дальнейшего реформирования, как я считаю, должно стать четкое разделение функций бизнеса и государства, с одновременным укреплением государства и повышением эффективности его действий. У России сейчас, на мой взгляд, достаточно сил, решимости и веры в себя, чтобы стать процветающей страной и занять достойное место в мировом сообществе.  

Библиографический список

 

 

1. Федеральный закон «О Центральном  банке РФ (Банке России)».Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года.

2. Федеральный закон «О банках  и банковской деятельности». Принят Государственной Думой 26 декабря 2008 года.

3. Синицын В.; Задолженность по зарплате//Аргументы и факты 2009, № 9; стр. 11-13

4. Кудрин Ю., Мировой финансовый  кризис и его влияние на  Россию// Вопросы экономики 2009 №1; стр. 9-27

5.Мау В.; Антикризисная политика: Старые новые риски// Ведомости 2008 № 230; стр. 5-8

4.Зотов Г., Программа антикризисных мер//Аргументы и факты 2009 № 13 стр. 4-6

7. Мау В.,  Кочеткова О.,  Дробышевский С., Трунин П.,  Казакова М., Астафьева Е., Назаров В.; Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы//Институт экономики переходного периода; 2009 стр. 655

8. Андрюшин С.; Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис // Вопросы методологии и уроки для России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.institutiones.com

9. Войтенко М.; Налоговая политика в условиях кризиса // Информационный сайт политических комментариев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politcom.ru

10. Курганская Е.; Антикризисные меры в социальной политике России и США// «Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibl.ru

11. Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.cbr.ru 

13. Журнал «Инфо - кризис» [Электронный ресурс]. Режим доступа  www.info-crisis.ru

14.Справки. История мировых экономических кризисов («РИА Новости», 17/09/2008)/ [Электронный ресурс]. Режим доступа:

www.rian.ru/crisis_spravki/20080917/151357556.html

15. Журнал «Бизнес и финансы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fintimes.km.ru/ekonomika-rossii/ekonomicheskii-prognoz/15693-бизнес

16.  "Российская газета" [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rg.ru

Размещено ПРИЛО

 

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

График 1- Курс доллара, руб.

 

 

Таблица 2-задолженность по зарплате

 

 

      1.03.2009 г 

1.02.2009

Обрабатывающие производства

3776

3032.9

Транспорт

1268

1239,5

Строительство

1038

854,3

С/х, охота, лесозаготовки

642

619,7

Электроэнергетика

364

385,2

Добыча полезных ископаемых

358

289,4

Научные исследования и разработки

357

279,3

Здравоохранение и социальные услуги

76

56,8

Образование

67

84,2

Деятельность в области культуры

21

11,8


 

 

 

 

 

Таблица 3 - Платежный баланс РФ за 2008 г. (млрд. долл. США)

 

 

1

2

3

4(оценка)

Год(оценка)

Счет текущих операций

37,4

25,8

27,6

8,1

98,8

Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

-24,7

35,4

-9,4

-129,7

-128,4

Финансовый счет (кроме резервных активов)

-24,6

35,2

-9,6

-130,0

-129,0

Изменение валютных

резервов (« + » - снижение,  «-» - рост)

-6,4

-64,2

-15,0

131,0

45,3

Справочно:

Цены на нефть марки URALS (мировые) долл./бар.

93,4

117,1

113,0

54,2

94,4

Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором

-23,1

41,1

-17,4

-130,5

-129.9


 

 

 

Таблица 4 - Структура пассивов кредитных организаций

 

 

1 января 2008 года

1 декабря 2008 года

Млрд. руб.

% к пассивам

Млрд. руб.

%к пассивам

Вклады населения

5159,2

25,6

5523,8

21,3

Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций)

3520,0

17,5

4849,7

18,7

Средства организаций на расчетных и прочих счетах

3232,9

16,1

        3063,5

11,8

Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, всего

 

 

2807,4

13,9

3879,0

15,0


 

Продолжение таблицы 4 – Структура пассивов кредитных организаций

 

Кредиты, депозиты и прочие при- влеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России

      34,0

0,2

         2123.4

8,2

Облигации, векселя и банковские акцепты

1112,4

5,5

        1162,7

4,5

Фонды кредитных организаций

2182,2

10,8

1821,1

7.0

Прочие пассивы

2077,0

10,4

3500,7

13,5

Итого

20125,1

100

        25923,9

100


 

Таблица 5 - Инструменты кредитно-денежной политики

 

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная политика

Оказание непосредственного влияния на

величину денежного предложения в стране.

Продавая валюту, ЦБ сокращает количество

денег, покупая - увеличивает.

Политика открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики РФ в условиях кризиса