Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:28, курсовая работа
Кризис в экономике показал, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и, прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель привел к резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в кредитно-денежной системе привели ее к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Экономический кризис. 6
1.1. Сущность и история экономических кризисов. 6
1.2 Причины и источники кризиса 2008 г. 10
1. 3. Влияние кризиса на кредитно - денежную систему России 13
2. Осуществление кредитно-денежной политики российского правительства. 16
2.1.Цели кредитно-денежной политики 16
2.2.Инструменты и методы кредитно-денежной политики. 18
2.3 Роль Центрального Банка в проведении кредитно-денежной политики. 20
3. Особенности кредитно-денежной политики в России во время разразившегося мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. 24
3.1. Антикризисная политика ЦБ и Правительства РФ. 24
3.3.Основные инструменты, используемые при реализации антикризисных мер. 31
4. Развитие экономики в 2014 году. Перспективы 2015 и 2016 годов 35
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе - июле 2013 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Во втором полугодии ожидается ускорение роста промышленного производства до 1,2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе обрабатывающих производств до 1,5%. Наиболее высокими темпами по сравнению с первым полугодием будут развиваться отрасли лесного комплекса, производство кокса и нефтепродуктов, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильное и швейное производство, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования. В целом по итогам 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, рост промышленного производства замедлится до 0,7 с 2,6% в 2012 году.
В результате годовой прирост ВВП в Ш и IV кварталах 2013 г., увеличится до 1,9 и 2,6% соответственно после прироста на 1,6 и 1,2% в I и II кварталах. По отношению к предыдущему кварталу в III и IV кварталах ожидается прирост на 0,5 и 1,3% против прироста на 0,2 и 0,1% в I и II кварталах года. В целом за 2013 год ВВП увеличится на 1,8 процента.
Основной вариант прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 - 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 - 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
Вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает, относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.
Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.
В 2014 - 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 - 3,3 процента.
Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 - 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.
Заключение
События, которые произошли в мире за последние три года, дали мощный импульс процессам формирования качественно иных основ глобальной финансовой системы. Ослабление ряда ведущих экономик и угроза распространения кризиса на другие страны потребовали от многих из них принять антикризисные меры в отношении отдельных финансовых компаний и финансовой системы в целом.
По мнению многих экономистов, кризис не достиг своего пика, а значит, борьба с ним еще долго будет оставаться темой номер один в мире. Правительство государств отчасти урегулировало многие проблемы, иначе всё было бы еще хуже.
Чтобы выйти на следующий виток развития в мировом хозяйстве должно многое перемениться. Прежняя система эксплуатации мировой периферии исчерпала свои возможности. Рабочая сила используется крайне нерационально: миллионы людей с высшим образованием не могут найти работу по специальности. Массы эмигрантов не социализированы. Промышленность нуждается в техническом перевооружении. Ставка на дешевую неквалифицированную рабочую силу больше не способна давать прежний экономический выигрыш. Требуется очень многое изменить в мировом хозяйстве. Абсолютно недостаточно снизить налоги или просубсидировать биржу.
Сейчас появляется уникальная возможность (по историческим меркам) сформировать иные подходы и механизмы, которые могут обеспечить устойчивое развитие России в условиях затяжной глобальной нестабильности, усиливая ее международные позиции и превращая ее в один из важнейших центров экономического и политического влияния в мире. Эту возможность необходимо использовать.
Таким образом, проанализировав такие задачи работы, как изучение и анализ кризиса экономики и путей его преодоления можно сделать вывод, что сейчас на плечи правительства России ложится очень трудная задача и большая ответственность: не только не дать последствиям кризиса наихудшим образом повлиять на нашу страну, но и обеспечить оптимальные условия для «выздоровления» российской экономики.
Главным направлением дальнейшего реформирования,
как я считаю, должно стать четкое разделение
функций бизнеса и государства, с одновременным
укреплением государства и повышением
эффективности его действий. У России
сейчас, на мой взгляд, достаточно сил,
решимости и веры в себя, чтобы стать процветающей
страной и занять достойное место в мировом
сообществе.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Принят Государственной Думой 26 декабря 2008 года.
3. Синицын В.; Задолженность по зарплате//Аргументы и факты 2009, № 9; стр. 11-13
4. Кудрин Ю., Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию// Вопросы экономики 2009 №1; стр. 9-27
5.Мау В.; Антикризисная политика: Старые новые риски// Ведомости 2008 № 230; стр. 5-8
4.Зотов Г., Программа антикризисных мер//Аргументы и факты 2009 № 13 стр. 4-6
7. Мау В., Кочеткова О., Дробышевский С., Трунин П., Казакова М., Астафьева Е., Назаров В.; Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы//Институт экономики переходного периода; 2009 стр. 655
8. Андрюшин С.; Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис // Вопросы методологии и уроки для России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.institutiones.com
9. Войтенко М.; Налоговая политика в условиях кризиса // Информационный сайт политических комментариев. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.politcom.ru
10. Курганская Е.; Антикризисные меры в социальной политике России и США// «Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibl.ru
11. Официальный сайт Центрального банка РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru
13. Журнал «Инфо - кризис» [Электронный ресурс]. Режим доступа www.info-crisis.ru
14.Справки. История мировых экономических кризисов («РИА Новости», 17/09/2008)/ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.rian.ru/crisis_spravki/
15. Журнал «Бизнес и финансы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fintimes.km.ru/
16. "Российская газета" [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rg.ru
Размещено ПРИЛО
Ж
ПРИЛОЖЕНИЕ
График 1- Курс доллара, руб.
Таблица 2-задолженность по зарплате
1.03.2009 г |
1.02.2009 | ||||
Обрабатывающие производства |
3776 |
3032.9 | |||
Транспорт |
1268 |
1239,5 | |||
Строительство |
1038 |
854,3 | |||
С/х, охота, лесозаготовки |
642 |
619,7 | |||
Электроэнергетика |
364 |
385,2 | |||
Добыча полезных ископаемых |
358 |
289,4 | |||
Научные исследования и разработки |
357 |
279,3 | |||
Здравоохранение и социальные услуги |
76 |
56,8 | |||
Образование |
67 |
84,2 | |||
Деятельность в области культуры |
21 |
11,8 |
Таблица 3 - Платежный баланс РФ за 2008 г. (млрд. долл. США)
1 |
2 |
3 |
4(оценка) |
Год(оценка) | |
Счет текущих операций |
37,4 |
25,8 |
27,6 |
8,1 |
98,8 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-24,7 |
35,4 |
-9,4 |
-129,7 |
-128,4 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-24,6 |
35,2 |
-9,6 |
-130,0 |
-129,0 |
Изменение валютных резервов (« + » - снижение, «-» - рост) |
-6,4 |
-64,2 |
-15,0 |
131,0 |
45,3 |
Справочно: Цены на нефть марки URALS (мировые) долл./бар. |
93,4 |
117,1 |
113,0 |
54,2 |
94,4 |
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором |
-23,1 |
41,1 |
-17,4 |
-130,5 |
-129.9 |
Таблица 4 - Структура пассивов кредитных организаций
1 января 2008 года |
1 декабря 2008 года | |||
Млрд. руб. |
% к пассивам |
Млрд. руб. |
%к пассивам | |
Вклады населения |
5159,2 |
25,6 |
5523,8 |
21,3 |
Депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (кроме кредитных организаций) |
3520,0 |
17,5 |
4849,7 |
18,7 |
Средства организаций на расчетных и прочих счетах |
3232,9 |
16,1 |
3063,5 |
11,8 |
Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, всего |
2807,4 |
13,9 |
3879,0 |
15,0 |
Продолжение таблицы 4 – Структура пассивов кредитных организаций
Кредиты, депозиты и прочие при- влеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России |
34,0 |
0,2 |
2123.4 |
8,2 |
Облигации, векселя и банковские акцепты |
1112,4 |
5,5 |
1162,7 |
4,5 |
Фонды кредитных организаций |
2182,2 |
10,8 |
1821,1 |
7.0 |
Прочие пассивы |
2077,0 |
10,4 |
3500,7 |
13,5 |
Итого |
20125,1 |
100 |
25923,9 |
100 |
Таблица 5 - Инструменты кредитно-денежной политики
Инструменты политики |
Общая характеристика |
Денежная эмиссия |
Рост наличных денег в обращении |
Резервная политика |
Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). |
Валютная политика |
Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает. |
Политика открытого рынка |
Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг |
Учетная политика |
Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку |
Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики РФ в условиях кризиса