Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 14:28, курсовая работа
Кризис в экономике показал, насколько несовершенной и не приспособленной к закономерностям рыночной экономики оказалась банковская система в России. Кризис в экономике и, прежде всего, в финансовой сфере, назревавший несколько лет, за несколько недель привел к резкому витку инфляции и ухудшению уровня жизни подавляющей части населения. Кризисные явления в кредитно-денежной системе привели ее к практически полной стагнации, что, соответственно, отразилось на всех остальных отраслях экономики.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Экономический кризис. 6
1.1. Сущность и история экономических кризисов. 6
1.2 Причины и источники кризиса 2008 г. 10
1. 3. Влияние кризиса на кредитно - денежную систему России 13
2. Осуществление кредитно-денежной политики российского правительства. 16
2.1.Цели кредитно-денежной политики 16
2.2.Инструменты и методы кредитно-денежной политики. 18
2.3 Роль Центрального Банка в проведении кредитно-денежной политики. 20
3. Особенности кредитно-денежной политики в России во время разразившегося мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. 24
3.1. Антикризисная политика ЦБ и Правительства РФ. 24
3.3.Основные инструменты, используемые при реализации антикризисных мер. 31
4. Развитие экономики в 2014 году. Перспективы 2015 и 2016 годов 35
3.2. Программа антикризисных мер в России.
Многие антикризисные меры реализовывались в условиях жестких временных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов.
В результате резко возросла нагрузка на административную систему, что повлекло за собой в некоторых случаях «расшатывание системы», возник разрыв между принятием нормативных актов и практической реализацией соответствующих мер.
Все это привело к своеобразным «догоняющим волнам» формирования мер по отдельным отраслям.
В связи с этим необходимо было реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач
В «антикризисном пакете» недостаточно предоставлены меры по стимулированию конкурентной среды. Мало мер, связанных со стимулированием инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний, отсутствуют меры по привлечению иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.[4]
1. Социальная защита населения:
В 2009 г. было реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера, т.е. средний размер трудовых пенсий в 2009 году был увеличен на 23,9 %.
Важной мерой стала реализация принятого решения об обеспечении ветеранов ВОВ жильем.
Получит дальнейшее развитие национальный проект «Здоровье». В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Приняты меры в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С середины 2009 года был увеличен размер пособия по безработице в 1,5 раза. В начале 2009 года уменьшены в 2 раза квоты на привлечение иностранных работников, ввиду обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство.
Правительство совместно с банками проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Они будут давать заемщику, лишившемуся дохода, годовую передышку, уменьшают ежемесячные выплаты по кредиту, но через 12 месяцев должнику всё равно придется их возвращать. Было выделено 26,3 млрд. руб. на возможность семьям с 2009 г. направлять материнский капитал на улучшение жилищных условий.
Отдельной важной задачей было обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. [10]
2. Промышленность:
Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам, могут рассчитывать на поддержку государства.
Для всех предприятий в 2009г снижена налоговая нагрузка.
Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Увеличен объем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд. руб.)
В результате корректировки бюджета объем государственных инвестиций был снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 год, но будет достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства.
В рамках поддержки сельского хозяйства Правительство предпринимает меры по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.
В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-летним потребительским кредитам на приобретение отечественных легковых автомобилей (2 млрд. руб.). Частный спрос был также стимулирован через поддержку государством развития лизинга автомобильной техники.
Государственная поддержка оказана организациям оборонно-промышленного комплекса. Увеличение субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления.
В транспортном комплексе приобретены современные транспортные средства. Для поддержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям была предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним.
В сфере металлургического производства принят ряд решений, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии и обеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов на внутреннем рынке.
3. Бизнес:
В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.
Были установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.
Разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями за счет средств Внешэкономбанка.
4. Национальная финансовая система:
Правительство направило 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. - Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. - коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.
Повысилась доступность банковского кредитования для предприятий реального сектора.
Также обеспечиваются санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.
5. Макроэкономическая политика
В 2009 г. из Резервного фонда на государственные расходы было направлено примерно 2751,5 млрд. руб.
Один из приоритетов макроэкономической политики – постепенное сокращение инфляции.
Также идет борьба с долларизацией экономики - повышение доверия к рублю как к средству сбережения.
Стало расширяться банковское кредитование и его удешевление для предприятий и граждан.
3.3.Основные инструменты, используемые при реализации антикризисных мер.
В данном вопросе я выделю два понятия, такие как меры экономической политики (те меры, которые затрагивают всех хозяйствующих субъектов) и меры промышленной политики, направленные на поддержку отдельных предприятий.
В ходе исследования я выяснила, что мер общеэкономической политики меньше, но вполне сопоставимо с количеством мер промышленной политики (45% к 55%), однако в ресурсном выражении промышленная политика имеет значительно больший вес (1,4 – 1,7 трлн. руб. к 600-900 млрд. руб.).
В рамках основной политики антикризисных мер выделяются следующие инструменты:
- налоговые
- таможенные
Закупки для государственных нужд
- бюджетные
С позиций характера (способа) распределения выгод от реализации мер между хозяйствующими субъектами можно условно выделить три группы используемых инструментов:
— селективные (выбор отдельных предприятий, индивидуализированные решения по множеству трудно формализуемых критериев);
— конкурсные (конкурсный отбор, критерии отбора и доступа четко определены);
— системные (все предприятия, иногда — соответствующие некоторым условиям по масштабу бизнеса или по продуктовой направленности, получают выгоды).
Роль конкурсных мер в целом снижается, что связано с сокращением расходов по целевым бюджетным программам в период кризиса.
Из этого можно сделать вывод, что существует определенный дисбаланс в пользу селективных мер, причем по мере расширения негативного влияния кризиса подобная «смещенность» может возрастать. В определенной мере это связано с отсутствием системных инструментов проведения промышленной политики.
Меры в рамках налоговой политики
Основная положительная черта- совершенствование механизмов начисления налогов и их администрирования. Значительное внимание уделено снижению налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия (НДПИ, налоговые каникулы). Существенным может быть (в зависимости от практических решений региональных властей) снижение налоговой нагрузки на малый бизнес (УСН). Однако что касается уменьшения налоговой нагрузки на бизнес в целом за счет снижения ставки налога на прибыль, то антикризисный эффект представляется весьма ограниченным ввиду резкого сокращения прибыли предприятий.
Только одна из множества принятых налоговых мер (увеличение амортизационной премии) прямо связана с системным стимулированием инвестиционной деятельности предприятий. Ряд мер (в частности, освобождение от НДС ввоза оборудования, не имеющего аналогов; реструктуризация задолженности, инвестиционный налоговый кредит) представляются мало прозрачными по механизмам их применения.
В целом налоговые меры, входящие в «антикризисный» пакет правительства, не составляют единой и взаимосогласованной системы.[9]
Меры в рамках таможенно-тарифной политики
Эффективность применения тарифных инструментов для компенсации негативных последствий кризиса и для расширения внутреннего спроса изначально ограничена. Дело в том, что повышение ставок тарифа может привести к росту цен на внутреннем рынке и способствовать снижению спроса.
В условиях спада использование тарифных инструментов наиболее целесообразно в рамках эффективной тарифной защиты, то есть посредством снижения пошлин на импортные виды сырья и оборудования, которые необходимы для стимулирования и поддержания производства и не могут быть обеспечены местными поставщиками. Однако такого рода меры в «антикризисном пакете» представлены недостаточно.
Меры по развитию малого и среднего предпринимательства
Это направление представляется одним из важнейших приоритетов антикризисной политики. На него государство выделяет дополнительно 6 млрд. рублей по Программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства; 30 млрд. рублей выделил Внешэкономбанк на поддержку кредитования малого и среднего предпринимательства.
Наиболее эффективные меры по поддержке МСП сопряжены с большим числом рисков, в частности, предполагают эффективное администрирование принятия большого числа решений (на уровне регионов, региональных банков, муниципалитетов). В связи с этим важны мониторинг достигнутых результатов, сопоставление усилий различных регионов по поддержке МСП.
Риски реализации мер
Реализация антикризисных мер происходит по 2 направлениям: наращивание ресурсов, их масштабирование и создание новых инструментов. Оба пути имеют свои преимущества и издержки.
В первом случае мера может быть оперативно реализована, однако в условиях кризиса инструмент может оказаться недостаточно эффективным.
Во втором случае можно рассчитывать на большой антикризисный эффект меры, но становятся значимыми риски завышенных ожиданий
Также можно выделить большое внимание таким рискам, как риск неэффективного администрирования, возникающий при разработке «дизайна» инструмента, а также риск недостаточной прозрачности результатов и низкой транспорентности процедур принятия решений.[5]
Оценка влияния антикризисных мер, возможные «ловушки» и «развилки»
Только немногим меньше 10% мер оцениваются как имеющие сильный эффект на стадии кризиса, примерно 30% обеспечивают умеренный, а около 60% мер - слабый антикризисный эффект.
Проблемы и тенденции развития антикризисных мер и рекомендации:
1. каждая мера должна
быть четко привязана к
2. выработка конкретного
«дизайна» меры должна
3. должны быть установлены графики практической реализации каждой меры с определением «контрольных точек»
4. необходима обязательная
проверка выпускаемых
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Информация о работе Особенности кредитно-денежной политики РФ в условиях кризиса