Особенности налоговой системы Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является - рассмотрение особенностей налоговой системы Германии.
В работе будут рассмотрены, особенности исторического развития системы налогообложения Германии, основные налоги, а именно подоходный налог для физических лиц, налог с корпораций и налог на добавленную стоимость (НДС) для юридических лиц, и как они рассчитываются.

Содержание работы

Введение
1. Особенности налоговой системы Германии
1.1. Налоговая система Германии, ей становление и развитие
1.2. Налоговое законодательство
1.3. Принципы и построение налоговой системы Германии
2. Виды налогов
2.1. Налоги на владение
2.2. Налоги на операции в сфере обращения
2.3. Налоги на потребление
2.4. Социальные отчисления
3. Налоговая реформа в Германии
4. Сравнительная характеристика налоговой системы и налогового регулирования Российской федерации и Германии

Файлы: 1 файл

курс финансы.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение

1. Особенности налоговой системы  Германии

1.1. Налоговая система Германии, ей  становление и развитие

1.2. Налоговое законодательство

1.3. Принципы и построение налоговой  системы Германии

2. Виды налогов

2.1. Налоги на владение

2.2. Налоги на операции в сфере  обращения

2.3. Налоги на потребление

2.4. Социальные отчисления

3. Налоговая реформа в Германии

4. Сравнительная характеристика налоговой  системы и налогового регулирования  Российской федерации и Германии

 

 

Введение.

Федеративная  республика Германия как государство  прошла различные стадии политического  и экономического устройства, не раз  поднималась из разрухи, вызванной  мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной экономической ориентацией. К числу  государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и  Германия. Основной чертой системы  налогообложения в этой стране является закреплённое в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых  доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причём разделению подлежат практически  все источники доходов.

В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего, тем, что  на её базе удалось достичь как  высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень  социальной защиты для своих граждан.

Система налогообложения  в Германии очень сложна, так как  насчитывает около 45 различных видов  налогов.

Целью данной работы является - рассмотрение особенностей налоговой системы Германии.

В работе будут  рассмотрены, особенности исторического  развития системы налогообложения  Германии, основные налоги, а именно подоходный налог для физических лиц, налог с корпораций и налог  на добавленную стоимость (НДС) для  юридических лиц, и как они  рассчитываются.

В Германии применяется как вертикальное, так  и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют  часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы Германии.

 

 

1.ОСОБЕННОСТИ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  ГЕРМАНИИ.

1.1. Налоговая система Германии, её  становление и развитие.

При образовании  в 1871 г. Немецкой империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входящих в неё государств. империи было передано право устанавливать  лишь таможенные пошлины и общеимперские  налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Закрепление  права сбора таможенных пошлин и  акцизов положило начало созданию общего экономического пространства. Но для  финансирования общих расходов этого, естественно, не хватало. Источником средств  явились доходы от почтового и  телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.

Регулярные  взносы отдельных государств ставили  империю в серьёзную зависимость  от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии.  С 90х. годов 19 века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные  карты, 1906 г. - налог с наследства, в 1913 г. налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия уже активно использовала возможности прямого налогообложения. Развалилось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало  на покрытие расходов, связанных с  военным поражением в первой мировой  войне. В июле 1918 г. Германия ввела  налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной, или вновь созданной, собственности, что произошло только в шестидесятые годы 20 века.

В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром  финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий первой мировой войны, привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 г.

В послевоенной Германии было законодательно установлено, что государственные задачи должны распределяться между федерацией и  землями, входящими в её состав. При  этом федерации и земли раздельно  несут расходы, возникающие при  выполнении ими своих функций; федерации и земли самостоятельны в вопросах своего бюджетного устройства.

Наряду с  федеральным государством и землями  носителями определённых общественно-социальных функций выступают общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые позиции  в налоговом законодательстве принадлежат  федерации. В то же время для обеспечения  финансирования всех трёх уровней управления налоговая система Германии построена  таким образом, что наиболее крупные  источники формирует сразу три  или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений  направляются в федеральный бюджет, 42,5%- в бюджет соответствующей земли  и 15%- в местный бюджет. налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остаётся половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюджеты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трём бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

1.2. Налоговое законодательство.

Немецкое  государство имеет право на взыскание  налогов со своих граждан лишь при условии законодательного подтверждения  этого права. Для удержания налогов  также необходимы определённые фактические  основания, прописываемые в законе. При наличии таких оснований  финансовое управление ФРГ обязано  назначить законный размер налогов  и осуществить их сбор. Финансовому  управлению официально запрещено вступать в какие-либо переговоры или заключать  соглашения о ставке налога, оно  должно обеспечивать справедливое распределение  налогообложения.

Отдельные налоги не регламентированы в общем налоговом  законодательстве, но почти для каждого  налога существует налоговый закон.

Налоговые законы призваны учитывать специальные  экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно  высокие прибыли и расходы. Гражданство  лица как правило не играет роли при налогообложении.

Хотелось  бы пару слов сказать о межгосударственном соглашении о недопущении двойного налогообложения. Каждое государство  устанавливает свою налоговую систему, исходя из собственного видения проблемы и при этом стремится создать  как можно более широкую базу для взимания налогов. Зачастую важные налоговые вопросы, касающиеся взаимных обязательств двух и более государств, решаются по разному в соответствии с внутренним правопорядком данного государства, что ведёт к двойному или многократному обложению. Во избежании или для уменьшения подобного налогового бремени многие страны заключают между собой договоры, регламентирующие эти отношения. Такие соглашения определяют за каким из государств при конкретных выходящих из рамок ситуациях должно быть закреплено право на налогообложение и в каком объёме.

Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане, регулярно сообщается в письменных извещениях налогового органа. При  несогласии гражданина с решением налогового органа или постановлением финансового  управления он может обжаловать это  решение. Вначале как правило  прибегают к такой внесудебной  мере как заявление протеста. Протест  должен быть направлен в финансовое управление, издавшее постановление, в  течение определённого срока( обычно он ограничен месяцем). Если протест  не возымеет действия, налогоплательщик вправе предъявить иск в суд. В  извещениях о налогах обычно даётся ссылка на возможности обжалования решения.

1.3. Принципы и построение налоговой  системы Германии.

Со времён Л. Эрхарда в германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

  • налоги по возможности должны быть минимальны
  • минимально необходимые затраты на взимание налогов
  • налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы
  • налоги соответствуют структурной политике
  • налоги нацелены на более справедливое распределение доходов
  • система должны строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантированно;
  • налоговая система исключает двойное обложение;
  • величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и всё, что гражданин может получить от государства.

Налоговая система Германии существенно  отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное  регулирование. Стимулирующая функция  данной системы налогообложения  проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли  хозяйствующих субъектов, которая  выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Реализация фискальной функции  налоговой системы Германии также  имеет существенную специфику, главной  чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое  бремя, которое несут физические и юридические лица.

Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные  и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления  в бюджет от обложения продукции  потребительского спроса: бензина и другого нефтяного топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров ( пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определённую роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства. В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и земельных, остаются целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передаётся в распоряжение федерации и земли. Федерация решает вопросы о распределении налогов между землёй и федерацией, о доли муниципальных органов в подоходном налоге, о финансовой подсудности и др. Федеральные законы о налогах, часть которых принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата.

Общая сумма налоговых поступлений  делится примерно на следующие части: федерация- 48%, земли-34%, общины 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для  всех видов налогов, находятся в  Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе  определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми  органами тайны относительно налоговой  информации и принцип равномерности  налогообложения.

По компетенции взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.

Законодательной базой налогообложения  в Германии служит основной и всеобъемлющий  закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок  расчёта, взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а  также распределение налоговых  поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется за счёт поступлений:

    • федеральных налогов, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
    • доли в совместных налогах;
    • доли в распределении промыслового налога.

Земли получают доходы от:

    • земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;
      • доли в совместных налогах;
      • доли в распределении промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату, подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть поступлений  от:

        • местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формы использования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);
        • доли в поступлениях от налога на заработную плату и подоходного налога;
        • налоговых взносов в рамках земельного законодательства.

Информация о работе Особенности налоговой системы Германии