Перечень важнейших форм
некоммерческих организаций предусмотрен
Гражданским кодексом и Законом
"О некоммерческих организациях".
Некоммерческие организации могут
создаваться в форме общественных
или религиозных организаций (объединений),
некоммерческих партнерств, учреждений,
автономных некоммерческих организаций,
социальных, благотворительных и
иных фондов, ассоциаций и союзов, а
также в других формах, предусмотренных
федеральными законами.
- Потребительский кооператив
Потребительский кооператив
— это одна из разновидностей кооперативов.
Потребительским кооперативом является
добровольное объединение граждан
и юридических лиц на основе членства
в целях удовлетворения собственных
потребностей в товарах и услугах,
первоначальное имущество которого складывается
из паевых взносов.
Члены потребительского кооператива
обязаны в течение трех месяцев
после утверждения ежегодного баланса
покрыть образовавшиеся убытки путем
дополнительных взносов. В случае невыполнения
этой обязанности кооператив может
быть ликвидирован в судебном порядке
по требованию кредиторов. Члены потребительского
кооператива солидарно несут субсидиарную
ответственность по его обязательствам
в пределах невнесенной части дополнительного
взноса каждого из членов кооператива.
Общее число членов кооператива
законодательно не ограничено. Учредительным
документом потребительского кооператива
является Устав.
ПК вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность постольку, поскольку это
служит достижению целей, ради которых
он создан.
Высшим органом управления
в потребительском кооперативе является
общее собрание его членов, которое решает
важнейшие вопросы деятельности организации,
в том числе образует постоянно действующий
исполнительный коллегиальный орган -
правление. Правление потребительского
кооператива руководит его текущей деятельностью
между собраниями, решая вопросы, не отнесенные
к исключительной компетенции общего
собрания.
В отличие от производственных
кооперативов, создаваемых для осуществления
производственной деятельности личным
трудом членов кооператива, члены потребительского
кооператива, как правило, не имеют
обязанности личного трудового
участия в деятельности кооператива.Поэтому
одно и то же лицо может являться членом
(пайщиком) нескольких потребительских
кооперативов.
Потребительский кооператив
основывается на началах членства
и образуется на основе объединения
его участниками имущественных
взносов. Законами, определяющими
правовой статус конкретных видов
потребительских кооперативов, устанавливается
минимальная численность субъектов,
которые могут учредить кооператив.
Так, согласно Закону о потребительской
кооперации потребительское общество
может быть учреждено не менее
чем 5 физическими и (или) 3 юридическими
лицами (п. 1 ст. 7).
Лица, принимающие участие
в создании кооператива, а также
вступающие в него после создания,
обязаны вносить имущественные
взносы, называемые паевыми. Они
формируют паевой (уставный) фонд
кооператива. Вступительные взносы,
направленные на покрытие расходов,
связанных со вступлением в кооператив,
не входят в состав паевого фонда. Они
не подлежат возврату при выходе пайщика
из потребительского общества.
Деятельность потребительского
кооператива направлена на удовлетворение
потребностей его участников, а
не на извлечение прибыли. Однако
при реализации своих уставных
целей кооператив несет определенные
затраты. Поэтому члены потребительского
кооператива, кроме вступительных
и паевых взносов, уплачивают
дополнительные взносы, за счет
которых покрываются убытки, возникшие
в результате деятельности кооператива
(п. 4 ст. 116 ГК). Невнесение в полном
объеме дополнительного взноса
создает возможность привлечения
пайщика к солидарной ответственности
по обязательствам кооператива
в размере неуплаченной части
взноса.
В кооперативе могут
образовываться и иные (кроме
паевого) фонды, формируемые за
счет взносов участников кооператива.
Например, резервный фонд, создаваемый
для покрытия убытков кооператива,
возникших вследствие чрезвычайных
обстоятельств, и неделимый фонд,
представляющий собой часть имущества
кооператива, не подлежащего разделу
между пайщиками, в том числе
и при ликвидации кооператива.
В кредитном потребительском
кооперативе образуется фонд
финансовой взаимопомощи, который
является источником займов, предоставляемых
членам кооператива (п. 1 ст. 16 Закона
о кредитных потребительских
кооперативах граждан).
Если потребительский
кооператив в ходе своей уставной
деятельности получает прибыль,
она может быть распределена
между членами кооператива (п.
5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает
потребительский кооператив от
иных форм некоммерческих организаций
и в целом не соответствует
правовому статусу таких организаций.
Паевой взнос (пай)
предоставляет участнику кооператива
право голоса на общем собрании,
право управления делами кооператива,
право преимущественного получения
товаров и услуг в организациях
потребительского общества, право
гарантированного сбыта своей
продукции через эти организации,
а также иные возможности для
удовлетворения потребностей, в
связи с которыми участник
вступил в кооператив.
Принадлежащий члену
кооператива пай может быть
им продан, отчужден иным образом,
передан по наследству. В случае
выхода из кооператива член
кооператива может получить стоимость
своего пая и другие (кооперативные)
выплаты, предусмотренные уставом.
Система органов управления
потребительского кооператива такая
же, как в производственном кооперативе.
Высшим органом управления является
общее собрание пайщиков, которое
наряду с вопросами, отнесенными
законом и уставом к его
исключительной компетенции, вправе
принять к своему рассмотрению
любой другой вопрос. Деятельность
кооператива возглавляют коллегиальный
исполнительный орган (правление,
дирекция) и (или) председатель - единоличный
исполнительный орган. Как и
в производственном кооперативе, исполнительные
органы потребительского кооператива
формируются из числа членов кооператива.
При ликвидации потребительского
кооператива его имущество, оставшееся
после удовлетворения требований
кредиторов, за исключением неделимого
фонда, распределяется между членами
кооператива. Имущество, входящее
в неделимый фонд, по решению
общего собрания передается другим
потребительским кооперативам (обществам)
(пп. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской
кооперации, п. 3 ст. 44 Закона о сельскохозяйственной
кооперации).
- Общественные организации и объединения.
Общественная организация
— неправительственное негосударственное
добровольное объединение граждан
на основе совместных интересов и
целей. Иногда используется определение
«третий сектор» (общественный) в
дополнение к публичному и частному
секторам. При использовании понятия
третий сектор также подразумевается,
что организация недоходная. Термин
имеет юридический смысл —
в статье 8 Федерального закона от 19
мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
говорится: «Общественной организацией
является основанное на членстве общественное
объединение, созданное на основе совместной
деятельности для защиты общих интересов
и достижения уставных целей объединившихся
граждан». Членами общественной организации
в соответствии с её уставом могут
быть физические лица и юридические
лица — общественные объединения, если
иное не установлено настоящим Федеральным
законом и законами об отдельных
видах общественных объединений. Высшим
руководящим органом общественной
организации является съезд (конференция)
или общее собрание. Постоянно
действующим руководящим органом
общественной организации является
выборный коллегиальный орган, подотчётный
съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации
общественной организации её постоянно
действующий руководящий орган
осуществляет права юридического лица
от имени общественной организации
и исполняет ее обязанности в
соответствии с уставом.
Общественная организация
является самым распространенным видом
общественного объединения. Посредством
участия в общественных организациях
граждане имеют возможность в
цивилизованных формах общаться с государством
и обществом, донося свои требования,
и осуществлять совместную деятельность
для защиты общих интересов и
достижения общих целей членов организации.
Общественные объединения
создаются по инициативе их учредителей
— не менее трех физических лиц.
Количество учредителей для создания
отдельных видов общественных объединений
может устанавливаться специальными
законами о соответствующих видах
общественных объединений. В состав
учредителей наряду с физическими
лицами могут входить юридические
лица — общественные объединения. В
тех случаях, когда то или иное
новое объединение образуется действующими
общественными объединениями без
участия физических лиц, то речь идет
об образовании не общественного
объединения граждан, а союза (ассоциации)
общественных объединений. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
не могут выступать в качестве
учредителей, членов и участников общественных
объединений. Специальные законы об
отдельных видах общественных объединений
могут устанавливать иные требования
к составу и количеству учредителей. Учредители
общественного объединения — физические
и юридические лица — имеют равные права
и несут равные обязанности.
Решения о создании общественного
объединения, об утверждении его
устава и о формировании руководящих
и контрольно-ревизионного органов
принимаются на съезде (конференции)
или общем собрании. С момента принятия
указанных решений общественное объединение
считается созданным и осуществляет свою
уставную деятельность, приобретает права,
за исключением прав юридического лица,
и принимает на себя обязанности, предусмотренные
действующим законодательством.
Правоспособность общественного
объединения как юридического лица
возникает с момента государственной
регистрации данного объединения.
Деятельность общественных объединений
регламентируется ФЗ «Об общественных
объединениях», а также рядом
других специальных законов: ФЗ «О свободе
совести и о религиозных объединениях»,
ФЗ «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях»,
ФЗ «О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности», ФЗ «О
негосударственных пенсионных фондах».
Общественная организация -неправительственное/негосударственное
объединение, членами которого (на основе
совместной деятельности для защиты общих
интересов и достижения уставных целей)
являются субъекты из разных стран и зарегистрированная
в государстве, законодательство которого
позволяет иностранным физическим или
юридическим лицам (без какой-либо дискриминации
по национальному признаку) создавать
общественные организации и быть избранными
в состав руководящего органа такой организации.
В Латвии, например, согласно закону об
общественных организациях, половина
членов правления организации должна
состоять исключительно из граждан Латвийской
Республики, что исключает возможность
избрания интернационального состава
правления и допускает функционирование
общественных организаций лишь на национальной
основе. Обойти такой националистический
барьер позволяет регистрация организации
в более демократической стране (например,
в Австрии) и учреждение в Латвии представительства
организации: поскольку МНПО находится
вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд
уже не правомочен вынести решение о ликвидации
организации — такое решение может быть
вынесено лишь судом государства, в юрисдикции
которого находится организация. Выбор
такой формы деятельности — когда организация
зарегистрирована в одной стране, а действует
в других странах, позволяет общественной
организации сохранить свою правосубъектность
даже в случае возможного конфликта с
национальными властями того или иного
государства. Пространство (территория)
деятельности МНПО определяется Уставом
организации. Международные общественные
организации наделены международной правосубъектностью
в той мере, в которой такая правосубъектность
определена тем или иным международным
договором, например, правом обжалования
нарушений норм Европейской Конвенции
о Защите Прав Человека и Основных Свобод
или, например, правом обжалования нарушений
норм Европейской Социальной Хартии.
- Значения развития платных услуг их применение.
Сфера услуг включает деятельность
по производству как материальных,
так и нематериальных услуг производственного
и потребительского назначения.
В рыночной экономике принципиальным
является деление услуг на рыночные
и нерыночные.Рыночные услуги оказываются
за плату по ценам, покрывающим издержки
и обеспечивающим прибыль. И в этом случае
они приравниваются к любому другому товару
и являются объектом купли и продажи.
Нерыночные услуги оказываются
бесплатно. Как правило, они социально
ориентированы, финансируются из бюджета
или общественными организациями,
например партиями или профсоюзами.
Потребляются такие услуги либо обществом
в целом, либо домашними хозяйствами.
Следует подчеркнуть, что
практически все виды услуг могут
оказываться как за плату, так
и бесплатно или за частичную
оплату (на льготных условиях). Исключение
составляют услуги органов управления
(включая оборону и правоохранительные
органы), церкви и благотворительных
учреждений, которые всегда оказываются
бесплатно. В связи с этим в
статистике важно установить границы
между платными и бесплатными
услугами.
В настоящее время по рекомендации
Статистической комиссии ООН платными
считаются все услуги, которые реализуются
по экономически значимым ценам.
Для успешного статистического
анализа и прогнозирования развития
рынка необходимо осуществлять его
правильное сегментирование. Для этого
целесообразно использовать следующую
классификацию платных услуг (ПУ):
1. Бытовые услуги
2. Услуги пассажирского транспорта
3 .Услуги связи
4 .Жилищно-коммунальные услуги
5. Услуги учреждений культуры
6. Туристско-экскурсионные
услуги
7. Услуги физкультуры и спорта
8 .Медицинские, ветеринарные,
санаторно-оздоровительные услуги
9 .Услуги правового характера
10. Услуги банков
11 .Услуги в системе образования
12 .Услуги торговли, общепита
и рынков
13. Прочие услуги населению.
Важным фактором, который
следует учитывать при исследовании
рынка ПУ в России, является распределение
населения страны по размеру среднедушевого
дохода. От размера среднедушевого
дохода находится (при прочих равных
условиях) в прямой зависимости величина
и структура расходов на ПУ.