Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 04:45, курсовая работа
Целью работы являлось исследование наличия преимуществ и/или недостатков форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. В ходе проведения работы были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование форфейтинговых и факторинговых операций в РФ;
• выявить проблемы развития рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в России;
• рассмотреть данные операции на конкретном примере.
Введение. 2
1. Теоретические аспекты факторинга и форфейтинга. 3
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 3
1.2 Особенности и виды форфейтинга. 12
2. Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике. 17
2.1 Проблемы факторинга и форфейтинга в России. 17
2.2 Сравнение с другими формами финансирования. 21
Заключение. 24
Список литературы. 25
Оглавление
Введение. 2
1. Теоретические аспекты факторинга и форфейтинга. 3
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 3
1.2 Особенности и виды форфейтинга. 12
2. Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике. 17
2.1 Проблемы факторинга и форфейтинга в России. 17
2.2 Сравнение
с другими формами
Заключение. 24
Список литературы. 25
Приложение 1. Схемы операций. 27
В наши дни усиление инфляционных тенденций на фоне общей экономической нестабильности, проблемы неплатежей, приводящие к увеличению экономических рисков при осуществлении расчетов между субъектами хозяйствования, обуславливают необходимость использования предприятиями и банками форфейтинговых и факторинговых операций.
Форфейтинг и факторинг
Целью работы являлось исследование наличия преимуществ и/или недостатков форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. В ходе проведения работы были поставлены следующие задачи:
Первоначально факторинг, известный еще с XVI—XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную. Широко используемая в странах рыночной экономики вексельная форма расчетов не всегда гарантирует своевременность получения средств и возмещение действительных затрат на производство продукции. Поэтому проблема дебиторской задолженности для поставщиков приобрела первостепенное значение.
Термин «факторинг» от английского - посредник, агент. Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски. Схема операции приведена в приложении 1.
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1) наличие кредитования
в форме предварительной
требований;
2) ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета
реализации;
3) инкассирование его задолженности;
4) страхование поставщика от кредитного риска.
Вместе с тем в ряде стран к факторингу по-прежнему относят и учет счетов-фактур - операцию, удовлетворяющую лишь одному, первому из указанных признаков.
Финансовые институты, которые предоставляют факторинговые услуги называются фактор-фирмами. Они создаются крупнейшими банками (или сами банки выполняют функции фактор-фирм), что обеспечивает высокую надежность факторинговых сделок и минимальные издержки для клиентов. Разветвленная сеть специализированных филиалов для факторингового обслуживания предприятий в различных странах создана крупными транснациональными корпорациями. На международном уровне действует ассоциация "Factors Chain International", членами которой являются 95% факторинговых компаний из 40 стран мира.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (банк) – покупатель требования, первоначальный кредитор (клиент) и должник, получивший от клиента товары с отсрочкой платежа.
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования клиента на условиях немедленной оплаты до 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Если должник не оплачивает в срок счета факторинга, то выплаты вместо него осуществляет факторинговый отдел.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия.
Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях факторинговой компании достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств. Помимо этого, поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли (только в этом случае предприятию будет выгодно оплачивать достаточно высокую стоимость услуг факторинговой компании) и сугубо временные причины нехватки денежных средств — из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом.
В основе
факторинга лежит переуступка
неоплаченных долговых
договору купли-продажи, а также факторинговая компания
находятся в одной и той же стране, и международные;
Помимо учета счетов фактур факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.
Плата, взимаемая факторинговой компанией с клиента (поставщика), состоит из двух элементов. Первый - плата за управление, т.е. комиссия за собственное факторинговое обслуживание – ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется взависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5-3,0%. При наличии регресса делается скидка на 0,2-0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов–фактур составляет 0,1-1,0% годового оборота поставщика. Второй - плата за учетные операции, которая взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2-4%превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании.
Информация о работе Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике