Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являлось исследование наличия преимуществ и/или недостатков форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. В ходе проведения работы были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование форфейтинговых и факторинговых операций в РФ;
• выявить проблемы развития рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в России;
• рассмотреть данные операции на конкретном примере.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты факторинга и форфейтинга. 3
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 3
1.2 Особенности и виды форфейтинга. 12
2. Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике. 17
2.1 Проблемы факторинга и форфейтинга в России. 17
2.2 Сравнение с другими формами финансирования. 21
Заключение. 24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 112.40 Кб (Скачать файл)

В зависимости от различных  требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений.

  1. Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя:
    1. полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств;
    2. управление кредитом;
    3. учет реализации;
    4. кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

За редким исключением  полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика — ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, не переуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон.

  1. Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).
  2. Если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.

 

1.2  Особенности и виды форфейтинга.

Форфейтинг возник после  второй мировой войны. По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых рынках,

западноевропейские предприниматели  все труднее предоставляли кредиты  за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок.

Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где было относительно слабо развито государственное  кредитование экспорта. Первоначально  форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций “а-форфе” стали создаваться также специализированные институты. В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, также значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована в Германии.

Форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге – от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой. Схема операции приведена в приложении 1.

Механизм форфейтинга  используется в двух видах сделок:

    • в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
    • в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми”, т.е содержащими только абстрактное обязательство. Так, кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. В России аккредитивы применяются в расчетах между иногородними поставщиками и покупателями, а также в международных расчетах. В мировой торговле документарные аккредитивы используются в расчетах главным образом по внешнеторговым операциям. Однако, в качестве объекта форфетирования аккредитивы применяются редко в силу сложности операции, заключающейся прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем, форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота. С точки зрения форфейтера принципиальное неудобство операций с аккредитивом заключается в следующем. Дело в том, что этот участник операции предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и остальным участникам - должнику и гаранту. Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко обращается при желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара, и этот документ зачастую не может быть продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию.

В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по следующим основным направлениям:

  1. Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы. Покупая активы, форфейтер совершает инвестирование. Возможно, он вовсе не желает держать свои средства в подобной форме в течение длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиции другому лицу, также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.

Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один или несколько из этих векселей могут быть проданы.

Вложения в форфейтинговые активы частными лицами встречаются довольно редко, поскольку далеко не каждый инвестор обладает солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода политические и экономические риски.

Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому владельцу не происходит. Он знает стоимость бумаг, сроки их обращения, знает гаранта, но не первоначального эмитента. В этом случае предыдущий владелец по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и переводит их новому владельцу. Подобная секретность объясняется, в первую очередь, соображениями конфиденциальности. Экспортер заинтересован в неразглашении информации о способах финансирования его сделок и не хочет, чтобы покупатель (или какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах и используемом механизме финансирования его сделок. Любая продажа форфейтинговых бумаг предполагает риск невольного расширения круга деловых взаимоотношений, что затрудняет контроль со стороны экспортера. Во избежание этого последний стремится установить определенные ограничения в контракте, которые мешали бы свободному обращению форфейтинговых бумаг.

     Несмотря на все трудности, вторичный форфейтинговый рынок процветает. Объяснить это можно тем, что, к примеру, первичный держатель форфейтинговых бумаг хочет обеспечить более высокую ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или воспользоваться большей доходностью или более низким уровнем риска определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынке. Или еще проще: на рынке может появиться покупатель, предлагающий выгодную цену (это может произойти, если покупатель предвидит возможный рост процентных ставок в будущем и готов приобрести данные бумаги с более низким дисконтом, чем при первичной их продаже).

    1. Синдирование. 

Другим важным направлением развития форфейтингового рынка стало объединение покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит на основе взаимной договоренности форфейтеров о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Обычно разные бумаги покупаются разными форфейтерами. Но если суммы очень велики, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами при помощи договора участия. Правда, этот способ усложняет обращение бумаг, что в свою очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок. Кроме того, до сих пор не до конца определен юридический статус подобных соглашений. Поэтому на практике они используются редко.

Важно отметить принципиальное различие между форфейтером – участником синдиката и покупателем на вторичном рынке. Участник синдиката является покупателем на первичном рынке и в его обязанности входит проверка законности и правильности оформления всех приобретенных им ценных бумаг, а также гарантий и аваля, прилагаемых к бумагам. Покупатель на вторичном рынке не имеет подобных обязанностей.

    1. Финансирование на основе плавающей ставки.

 Важным направлением развития форфейтингового рынка является расширение финансирования, предполагающего расчет дисконта на основе плавающей процентной ставки. Подобная практика объясняется ростом непостоянства процентных ставок и отражает нежелание многих банков заключать сделки по фиксированным ставкам.

С точки же зрения экспортера любая продажа на основе плавающей  ставки

процента ухудшает возможности  получения максимума денежных средств. Дело в том, что первичный форфейтер продает на вторичном рынке бумаги с дисконтом, базирующимся на превалирующей процентной ставке, причем продажа осуществляется с условием окончательного финансового урегулирования на определенную дату и с учетом последующего движения процентных ставок. Фактически до истечения срока векселя таких дат может быть несколько. Таким образом, соглашение подразумевает высокую степень риска и может вести к возникновению непредсказуемых обязательств, что, конечно, является поводом для беспокойства не только форфейтера, но и его аудиторов.

 

  1. Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике.

2.1  Проблемы факторинга и форфейтинга в России.

По мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим организациям, но они должны получить лицензию. Однако ФЗ «О лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций не лицензируется.

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

В отличие от широкой практики в  западных странах предоставлять  факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части  страхования финансовых рисков. Поэтому  банки вынуждены создавать достаточные  резервные фонды под возможные  потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличие от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых премий.

Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.

Информация о работе Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике