Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 04:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являлось исследование наличия преимуществ и/или недостатков форфейтинговых и факторинговых операций в Российской Федерации. В ходе проведения работы были поставлены следующие задачи:
• изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование форфейтинговых и факторинговых операций в РФ;
• выявить проблемы развития рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в России;
• рассмотреть данные операции на конкретном примере.

Содержание работы

Введение. 2
1. Теоретические аспекты факторинга и форфейтинга. 3
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга. 3
1.2 Особенности и виды форфейтинга. 12
2. Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике. 17
2.1 Проблемы факторинга и форфейтинга в России. 17
2.2 Сравнение с другими формами финансирования. 21
Заключение. 24
Список литературы. 25

Файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 112.40 Кб (Скачать файл)

Запуск факторинга требует немалых  капиталозатрат, как для организации работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.

В России форфейтинг развивается довольно медленно. При этом многие банки, в  принципе упоминающие его в ряду своих услуг, вместо ответа на вопрос «каковы условия» заявляют, что форфейтингом не занимаются.

Очевидным барьером на пути развития форфейтинга в России является специфическая  география российского импорта. Как правило, в России высоки страновые и другие риски, и западным компаниям очень сложно найти достойного гаранта/авалиста для векселя покупателя в стране с нестабильной экономикой.

Помимо этого, форфейтинговая схема все же существенно сложнее в организации, нежели, например, факторинговая. Практика показывает, что если у предприятия есть возможность (при сравнительно коротких сделках) воспользоваться и факторингом, и форфейтингом, то выбор всегда делается в пользу факторинга.

Еще одним ограничителем форфейтинга  служит российское законодательство. Поэтому российские банки могут  выступать только в роли агента, но никак не собственно форфейтора. Также оно крайне медленно акцептует мировую деловую практику, видя в каждом новом инструменте способ обмана фискальной системы. Если следовать ему буквально, авансовый платеж считается единственно возможной формой для бесспорного последующего возмещения НДС экспортеру. Но, поскольку нигде 100-процентных авансов не платят, наши налоговые органы постепенно привыкли к тому, что аккредитив - нормальная форма расчета для экспортных контрактов, а вовсе не способ обхода законодательства. И все равно, вопреки всей мировой форфейтинговой практике, на счет российского экспортера зачисляется 100% суммы контракта, включая дисконт, и только потом сумма дисконта перечисляется форфейтору. Нормализация налогового законодательства могла бы значительно увеличить возможности форфейторов и их клиентов. 

2.2  Сравнение с другими формами финансирования.

Как было сказано выше, в России форфейтинг практически не развит, и находит применение только среди крупных компаний, в первую очередь, в цветной металлургии. Это объясняется тем, что у таких компаний рынок сбыта довольно обширен, а сама продукция пользуется стабильным спросом. По этой причине, отсутствует открытая информация об условиях оказания данных услуг. Таким образом, стоит обратить большее внимание на факторинг, так как он гораздо привлекательнее для малых и средних предприятий и имеет больше шансов на широкое распространение.

В качестве исходных данных для сравнения способов финансирования оборотных средств наиболее наглядным образом используются следующие:

    • Организация-дебитор – ООО «Медведь-Юг» - один из крупнейших автосалонов Абакана;
    • Организация-кредитор – ООО «Медведь-Север» - официальный дилер Mitsubishi Motors в Красноярске;
    • Фактор-фирма – General Finance – молодая и динамично развивающаяся факторинговая компания;
    • Кредитная организация – АКБ «Росбанк» - предоставляет широкий спектр кредитных предложений предприятиям.

Рассмотрим договор между OOO «Медведь-Север» и ООО «Медведь-Юг» на поставку следующих автомобилей 2013 года по ценам прошлого года:

    1. 3 а/м Mitsubishi Pajero 3.2 л, комплектация Instyle, 1 899 999 руб.;
    2. 3 а/м Mitsubishi Pajero Sport, 2.5 л, комплектация Ultimate, 1 559 990 руб.;
    3. 4 а/м Mitsubishi L200, 2.5 л, комплектация Intense, 1 059 990 руб.

Поставка должна быть осуществлена 15 марта 2013 года. Договор предусматривает отсрочку платежа на 90 дней со дня поставки.

Компания «Медведь-Север» является одним из крупнейших дилеров японских автомобилей в Красноярске, которые пользуются большим спросом. В этой связи высока потребность осуществления поставок автомобилей из Японии и проведения своевременных расчетов с поставщиком, особенно в конце 1 квартала. Очевидно, что в данной ситуации наличие денежных средств предпочтительнее дебиторской задолженности, которая образуется в размере 14 619 927 руб. у ООО «Медведь-Север» на момент поставки.

Предположим, что организация-кредитор принимает решение воспользоваться  услугами факторинговой компании «General Finance» и заключает договор о регрессном факторинге на условиях тарифа «Высшая лига», согласно которым 80% от суммы накладной оплачивается немедленно, а комиссия составляет 1,29% от суммы накладной в месяц. Следовательно, ООО «Медведь-Север» получит после заключения договора

(14 619 927 * 0,8) = 11 695 941,6 руб.,

и её дебиторская задолженность  составит 2 923 985,4 руб. По истечении 3 месяцев на счет организации поступят оставшиеся денежные средства (при условии, что оплата от ООО «Медведь-Юг» поступит в срок) за вычетом комиссии в размере

(14 619 927 * 3 * 0,0129) = 565 821,17 руб.

Эта сумма и составит расход на проведение данной операции.

Предположим теперь, что ООО «Медведь-Север» не заключает договор факторинга, а берет кредит на пополнение оборотных средств в АКБ «Росбанк» под 13,5% годовых, при этом единовременно уплачивает комиссию в размере 0,5%. Тогда расходы при таком способе финансирования оборотного капитала составят

(14 619 927 * 0,005) + (14 619 927 * 0,135/4) = 566 552,17 руб.

Очевидно, что выгоднее воспользоваться  услугами «General Finance». Помимо того, что факторинг оказался хоть и ненамного, но дешевле кредита, он имеет еще несколько преимуществ, таких как:

    1. Отсутствие залога, в то время как Росбанк предоставляет кредит под залог оборудования или недвижимого имущества.
    2. Не возникает кредиторская задолженность, следовательно, не увеличиваются пассивы в конце квартала.
    3. Данное преимущество вытекает из предыдущего. В случае отказа OOO «Медведь-Юг» от оплаты в силу какой-либо причины, финансовое положение ООО «Медведь-Север» не осложняется наличием дополнительных обязательств перед третьей стороной.

Но всё-таки, факторинг имеет  и свои недостатки. Так, в этом случае поставщик получает немедленно только 80% от общей суммы, а по окончании  срока договора – 97,42%. При получении  кредита организация получает всю  сумму в полном объеме.

В числе прочего стоить отметить по-прежнему высокую стоимость факторинговых услуг, которая связана с повышенными рисками, переходящими к фактор-фирме, а также со слабой развитостью соответствующих отношений.

Таким образом, во многих случаях факторинг  является более выгодным методом  финансирования оборотных средств, и, несмотря на недостатки этого метода, можно утверждать, что в скором времени он обретет большую популярность у малых и средних предприятий.

 

Заключение.

В ходе выполнения данной работы были наглядно продемонстрированы преимущества и недостатки использования факторинга в России, и, в частности, в Красноярском крае на примере крупного дилера автомобилей. Для этого приводилась альтернатива в виде кредитования оборотных средств и было показано, что на данном этапе развития факторинг дает больше неденежных преимуществ, таких как повышение ликвидности активов или недопущение роста обязательств в виде кредиторской задолженности . Также было показано, что форфейтинг в России развит еще в меньшей степени и практически недоступен для малых и средних предприятий. Таким образом, все поставленные задачи были выполнены.

Если говорить о дальнейшем развитии данной темы, стоит, в первую очередь, сосредоточить внимание на правовой стороне этих операций и сформулировать приемлемые уточнения в соответствующих  нормативно-правовых актах. Кроме этого, стоит разработать стратегию  повышения привлекательности форфейтинга  для российских компаний, ведущих  внешнеэкономическую деятельность, а так же обозначить эффективные  методы содействия развития данного  вида услуг.

 

Список литературы.

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации: офиц. текст (части  первая, вторая и третья) // Правовая  информация - Гарант

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации: офиц. текст (части  первая, вторая) // Правовая информация - Гарант

3. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 06.12.2011) // Правовая информация - Консультант плюс

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г.  №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»  (ред. от 21 ноября 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс

5. Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 г.  №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  (ред. 4 мая 2011 г.) // Правовая информация - Консультант плюс

6. Банковское дело: учебник. / Под ред. Ю.А. Бабичевой. М.: Экономика, 2010. – 456 с.

7.   Факторинг: учеб. пособие / Ивасенко А.Г. – М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.

8. Ростовский Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов вузов, обучающ. по спец. 060600 Мировая экономика/ Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - 2-е изд., с изм.. - М.: Экономистъ, 2012. – 588 с.

9. Адамова К.Р. Факторинговые операции коммерческих банков // Бизнес и банки, 2011. – №15. – С. 22-24.

10. Курышев Д.В., Стешина М.О. Форфейтинг – новые рубежи в условиях кризиса. Опыт японского банка в России // Международные банковские операции, 2010. - № 3. – С.11-13.

11. Лазарева Т.П. Нетрадиционные формы кредитования внешнеэкономической деятельности //Право и экономика, 2012. -№1. – С.15

12. Милых Ф.Г. Кредитование внешнеэкономической деятельности // Практика международного бизнеса. - 2011. - № 6. -  С. 77-105.

13. Семикова П. Механизм и базисные параметры форфетирования  // Банковские технологии. - 2010. - №9. -  С. 57-60.

14. Эрделевский A.M. Правовые проблемы факторинга // Финансы, 2012. - № 3. - С. 20-21.

15. Сайт «Global Finance», www.globalfinance.ru;

16. Сайт АКБ «Росбанк», www.rosbank.ru;

17. www.management-study.ru

 

 

Приложение 1. Схемы операций.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема форфейтинга


 


Информация о работе Особенности применения факторинга и форфейтинга на практике