Особенности расчета маржинальной прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется следующим. Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, – и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Файлы: 1 файл

Курсовая тема 11.doc

— 712.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Методы определения маржинальной прибыли

Метод маржинальной прибыли

Метод маржинальной прибыли является разновидностью метода уравнения, для определения точки безубыточности используется концепция маржинальной прибыли. Величина маржинальной прибыли показывает вклад организации в покрытие постоянных издержек и получение прибыли.

Маржинальный доход (МД) — это превышение выручки от реализации над всеми переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.

Существует два способа  определения маржинальной прибыли:6

 

1) МД = Выручка от реализации - Переменные затраты;

2) МД = Постоянные затраты  + Прибыль организации.

 

Соответственно, если из маржинальной прибыли вычесть постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.

Под средней величиной  МД понимают разницу между ценой  продукции и переменными затратами  на единицу продукции. Средняя величина МД отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли:

 

Средний МД = Цена - Переменные затраты на единицу.

 

Нормой МД (процентом МД) называется доля величины МД в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней  величины МД в цене товара:

 

Норма МД = МД на весь объем / Выручка  от реализации,

Норма МД = Средний МД / Цена.

 

Таким образом, чтобы найти точку  безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль  стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этот показатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянных затрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Точка безубыточности согласно этому  методу может быть определена как точка, в которой разница между маржинальным доходом и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равен постоянным затратам. Уравнение критической точки при маржинальном подходе будет следующее:7

Точка безубыточности в ед. продажи = Постоянные издержки / Норма маржинальной прибыли,

или

Точка безубыточности в ед. продажи = Постоянные издержки / Средний маржинальный доход.

Таким образом, главная роль в процессе выбора стратегии поведения организации  — необходимость уделять достаточное внимание величине маржинальной прибыли. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продажи и соответственно увеличить объем реализации, увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных издержек, пропорционально изменять переменные, постоянные издержки и объем выпуска продукции. Кроме того, на выбор модели поведения организации также оказывает существенное влияние величина среднего маржинальной прибыли.

маржинальный доход управленческий информация

2.3 Графический метод определения точки безубыточности

При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика  «издержки — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем.

Определяем систему координат  для построения комплексного графика  «издержки — объем — прибыль». Ось абсцисс соответствует объему производства или продаж продукции  в натуральном выражении, а ось  ординат, в зависимости от необходимости, может отражать показатель выручки или общих издержек на производство и реализацию продукции. Под общими издержками понимается сумма постоянных и переменных издержек. После определения системы координат начинаем строить требуемый комплексный график. Для этого наносим линию постоянных издержек.

 

 

Далее следует отобразить на графике прямую переменных издержек, которая будет выходить из точки  с координатами (0;0). Вторую точку  можно вычислить, рассчитав величину переменных затрат для какого-либо объема продаж.

 

Для построения прямой общих  издержек следует сложить частные графики переменных и постоянных издержек. Данная прямая всегда будет начинаться с точки, в которой прямая постоянных издержек пересекает ось ординат, т.е. ось выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой общих издержек.

Далее на комплексный  график следует нанести прямую, соответствующую  значению выручки. Эту прямую можно  построить путем нахождения суммы  выручки от реализации в любой  точке на оси абсцисс.

 

 

Изображенная на графике  анализа «издержки — объем  — прибыль» точка безубыточности (порога рентабельности) — это точка пересечения графиков валовой выручки и общих издержек. Размер прибыли и убытка определяется зонами прибыли и убытка. В точке безубыточности получаемая организацией выручка равна ее совокупным (общим) издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше — получает прибыль.

На данном графике  линия выручки и линия переменных расходов должны исходить из одной  точки, а разница между ними есть маржинальный доход.

 

Отчеты о прибылях и убытках, подготовленные по переменным затратам, применяются только во внутреннем управлении для принятия оперативных  управленческих решений, прежде всего, относительно эффективности использования  производственных мощностей.

Т. е. использование методик маржинальной прибыли позволяет более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные результаты расчётов.

 

Глава 3. Практический расчета  маржинальной прибыли на примере ОАО «Красцветмет»

3.1 Кратка характеристика  предприятия

ОАО «Красцветмет»8 прошло большой исторический путь и на сегодняшний день является крупнейшим в мире производителем аффинированных металлов платиновой группы, золота и серебра, перерабатывающим все известные виды сырья.

Использование передовых  технологий, производство высокотехнологичной  продукции, получение стабильной прибыли, обеспечение социальных гарантий нашим  работникам – это не высокие слова, а реальные цели деятельности нашего предприятия.

Миссия

Мы стремимся стать  образцом ведения бизнеса и управления производством для других российских компаний. Для нас одинаково важны прибыль акционеров и доходы работников, взаимовыгодная совместная деятельность с поставщиками и полное удовлетворение потребностей клиентов.

Основные виды деятельности

- Производство драгоценных  металлов;

— производство химических соединений

драгоценных металлов;

— металлообрабатывающее  производство;

— ювелирное производство;

— аналитический комплекс.

Главное конкурентное преимущество предприятия — передовые технологии аффинажа. Они позволяют сократить до минимума время от поступления сырья до отгрузки готовых аффинированных металлов заказчику. Многие ноу-хау по своей эффективности не имеют аналогов в мире.

Находясь в любой точке земного шара, партнеры ОАО «Красцветмет» могут получить по электронной системе информацию о состоянии их сырья, полуфабрикатов, перерабатываемых на предприятии, и готовой продукции.

3.2 Анализ маржинальной прибыли

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций.

Маржинальный доход  предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на неё. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль:

 

МД = G + TFC,

 

гдеМД – маржинальный доход;

G – прибыль;

TFC –постоянные затраты  предприятия.

 

G = TR*

–TFC,

 

,

 

,

 

 

где – средняя доля маржинальной прибыли в выручке от реализации продукции;

TR – выручка от реализации продукции;

УДi – удельный вес маржинальной прибыли;

Pi –цена i-го изделия;

TVCi – переменные затраты на единицу продукции;

Gi – объем реализации i-го изделия;

Dyi – доля маржинальной прибыли в выручке по каждому изделию.

Рассчитаем данные показатели и занесем в таблицу 3.1

Таблица 3.1

Данные для анализа  прибыли и рентабельности

Изделие

Период, год

Qi, шт.

Pi, тыс.руб.

TVCi, тыс.руб.

TRi,тыс.руб.

УДi

Dyi

УДi* Dyi

TFCi, тыс.руб.

Драгоценные металлы

2010

15075000

0,480

0,348

7236134

0,663

0,275

0,182

 

2011

12112000

0,485

0,271

5874222

0,701

0,441

0,309

 

Ювелирные изделия

2010

3503000

1,050

0,499

3678095

0,337

0,525

0,177

 

2011

2278000

1,100

0,481

2505552

0,292

0,563

0,164

 

Итого:

2010

     

10914229

   

0,359

1749393

2011

     

8379774

   

0,473

1876594


 

G = 10914229 *0,359 – 1749393 = 2168815 тыс.руб. – прибыль в 2010 году

G= 8379774 * 0,473 – 1876594 = 2087039 тыс.руб. – прибыль в 2011 году

∆G = 2087039 – 2168815 = 81776 тыс.руб. – уменьшение прибыли в 2011году в сравнении с 2010 годом.

МД = 2168815 + 1749393 = 3918208 тыс.руб. – маржинальный доход в 2010 году.

МД = 2087039+ 1876594 = 3963633 тыс.руб. – маржинальный доход в 2011 году.

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных  видов деятельности, к которой  относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Объем продаж продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма прибыли  возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно  выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

Разложим на факторы  изменение прибыли в отчетном периоде (2011 год) по сравнению с базисным (2010 год). Факторная модель имеет вид:

 

 

Итак, прибыль от продаж выпускаемой продукции изменилась:

  • За счет изменения объема продаж

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и базовой величине остальных факторов.

G=10914229 *((12112000 * 0,48) / (12112000 * 0,48 + 2278000 * 1,05) * 0,275+(2278000 * 1,05) / (12112000 * 0,48+2278000 * 1,05) * 0,525) – 1749393 = 2048759 тыс.руб.

∆G=2048759 –2168815= - 120056тыс.руб.,т.е. сумма прибыли должна была бы уменьшиться

  • За счет изменения цены продукции

G=2321614 тыс.руб.

∆G=2321614 - 2168815 = 152799 тыс.руб., т.е. прибыль увеличилась.

  • За счет изменения удельных переменных издержек

G= 4995601тыс.руб.

∆G= 4995601 – 2168815 = 2826786 тыс.руб.. т.е. прибыль значительно увеличилась.

  • За счет изменения условно-постоянных расходов

G = 10914229 *0,359 – 1876594 = 2041614 тыс.руб.

∆G= 2041614 - 2168815 = - 127201 тыс.руб.. т.е. прибыль уменьшилась.

Одним из важнейших показателей  деятельности предприятия является рентабельность.Рентабельность - это  обобщающий показатель, характеризующий  качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.

 

Информация о работе Особенности расчета маржинальной прибыли