Особенности реализации контроля центрального банка за деятельностью коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.69 Кб (Скачать файл)

Существенным плюсом банковского регулирования в России является концентрация всех функций по регулированию различных аспектов банковской деятельности (надзор, рефинансирование банков, деятельность банков на рынке государственных ценных бумаг и т.п.) в одном учреждении - Банке России. В мировой практике имеются и случаи разделения функций, однако при этом между учреждениями, выполняющими различные функции, неизбежно возникают противоречия часто чисто ведомственного характера.

Однако, в силу разных причин, действия органов банковского контроля все же не смогли предотвратить кризис или локализовать его последствия. Среди них следует отметить следующие:

1) За несколько лет  объективно невозможно создать  полностью совершенную нормативную  базу и тем более нельзя  обеспечить ее адекватное применение. Должны сформироваться и определенные профессиональные навыки сотрудников, как надзорных органов, так и контролируемых ими банков.

2) Система банковского  надзора в России децентрализована. Основная работа по надзору  осуществляется региональными подразделениями  Банка России, центральный аппарат  занимается вопросами создания  нормативной базы, разработки методологии  надзора, анализом сводной информации. Не секрет, что в такой ситуации  региональные власти могут оказывать существенное «давление» на отношение Банка России к проблемам того или иного банка, на адекватность и беспристрастность оценок реального положения в банках. В силу организации надзора по принципу местонахождения головной конторы банка его филиалы и отделения могут находиться вне зоны внимания надзорного органа, если они расположены в других регионах страны.

3) Контрольные и надзорные органы (особенно на местах) испытывают острый недостаток квалифицированного персонала. Это объясняется и отсутствием опыта и большим количеством новых направлений работы, неизбежно сопутствующим деятельность государственных органов стран с переходной экономикой, и материальными факторами.

Актуальной задачей банковского контроля является повышение его эффективности. Банковский контроль не может быть эффективным без применения современных методов его организации. Одним из таких методов является проводимый в территориальных учреждениях ЦБ РФ эксперимент по введению института кураторства. Будучи широко распространенным в банковской практике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частности Великобритании), данный инструмент контроля лишь начинает действовать в России. Правовой основой его функционирования выступает письмо ЦБ РФ от 31 января 2003 г. N 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций».

Суть кураторства состоит в том, что все вопросы, касающиеся деятельности одной кредитной организации (включая вопросы пруденциального надзора, инспектирования, валютного контроля, контроля за эмиссионной и инвестиционной деятельностью, контроля за операциями кредитных организаций на рынке ценных бумаг, контроля за формированием обязательных резервов, отдельные вопросы лицензирования, касающиеся расширения деятельности кредитной организации, вопросы, связанные со службами внутреннего контроля кредитных организаций), находятся в компетенции одной группы специалистов - группы кураторов кредитной организации. При этом основной акцент при осуществлении надзорных функций сделан на контактный надзор.

В целях осуществления контроля за деятельностью курируемой кредитной организации куратор осуществляет ее контакты как непосредственно, так и, в соответствующих случаях, через служащих ЦБ РФ, входящих в состав возглавляемой им группы. Такое взаимодействие осуществляется посредством консультаций, телефонных переговоров, участия в обсуждении на совещаниях, деловых встречах с сотрудниками кредитной организации, включая ее органы управления, линейный менеджмент (руководителей структурных подразделений кредитной организации), сотрудников подразделений внутреннего контроля, внутренних аудиторов, а также на различных этапах инспекционных проверок.

Весьма примечательным является также опыт зарубежных стран по совершенствованию системы банковского контроля и надзор . Известно, что во многих развитых странах используется надзорная рейтинговая система, которая представляет собой стандартизированную оценку финансовых институтов кредитной организации. Количественная оценка итогового рейтинга и рейтинга каждого компонента основывается на пятибалльной шкале. Рейтинг 1 является высшим показателем и свидетельствует об устойчивом положении, занимаемом коммерческим банком на рынке, и предполагает наименьшую степень опеки со стороны надзорных органов. Рейтинг 5, являясь низшим, свидетельствует о том, что банк находится в критическом положении, имеет неадекватный уровень менеджмента и требует самого пристального внимания со стороны надзорных органов и немедленных корректирующих действий.

Таким образом, надзорные рейтинговые системы выступают в качестве инструмента оценки текущего финансового состояния коммерческого банка.

Тяжелое финансовое положение значительного числа банков свидетельствует о серьезных проблемах в банковской системе РФ и требует вмешательства государства и разработки программы помощи проблемным банкам. Такое положение вызвано ростом неплатежеспособности, рисковой кредитной политикой, проводимой банками, необоснованными расходами по сравнению с полученными доходами, ростом кредитной задолженности.

3.2  Методы совершенствования банковского контроля Центрального Банка на примере ОАО «Альфа-Банк»

Проведя исследование по осуществлению банковского контроля и регулирования ЦБ РФ над коммерческими организациями на примере ОАО «Альфа-Банк», изучив статистические материалы и мнения ведущих аналитиков страны, мною были сделаны следующие выводы, что система банковского контроля в Российской Федерации значительно моложе своих «соседей», основывается и перенимает опыт зарубежных стран. Однако, несмотря на то, что российская банковская система следует Международным стандартам финансовой отчетности, а банковский контроль осуществляется согласно принятым нормативам Базельского комитета и вносит поправки в соответствии с их изменением, наблюдается ряд не совершенствований в развитии российской системы банковского надзора.

Но, несмотря на ужесточение российской системы банковского контроля и надзора путем постоянных проверок, внесения новых нормативов, усовершенствования старых поправок, следование Базельским регламентам и нововведения, в российской практике используется лишь часть рычагов управления банковским контролем, принятым Базельским комитетом.

Так как ОАО «Альфа-Банк» является типичным представителем банков России, хотя и является не крупной кредитной организацией, на примере ее анализа можно сделать предложения о повышении эффективности банковского контроля в России. Ведь если проведение контроля в таком небольшом банке уже вызывает некие вопросы и затруднения, что же говорить о таких крупных банках, Мособлбанк, Сбербанк, ВТБ и т.д.

Во многих проблемах неэффективности банковского контроля виноват не только сам контролирующий орган - ЦБ РФ, но и сами элементы надзора - коммерческие банки.

В связи с этим, необходимо ужесточать контроль, как со стороны ЦБ РФ, так и внутри каждой кредитной организации.

Создавшаяся ситуация требует разработки путей выхода из этого положения. В этой связи банки должны предпринять следующие шаги.

1. Отказаться от неоправданных  рисков и расходов при отсутствии  источников их финансирования.

2. Обеспечить регулярное  и своевременное представление  отчетов о деятельности банков.

3. Осуществлять систематический  контроль за учетом операций, проведенных филиалами.

4. Активизировать работу  по увеличению уставного капитала.

5. Изменить практику выплат  дивидендов при отсутствии прибыли.

6. Организовать работу  по возврату кредитов посредством  реализации заложенного имущества.

7. Увеличить количество  услуг, оказываемых клиентам банков, т.е. разнообразить доходы банков.

8. Обеспечить формирование  резервных фондов в размерах, установленных уставами банков, в соответствии с законодательством  и нормативными актами ЦБ РФ.

9. Организовать работу  по подготовке и подбору специалистов  для банков и т.д.

Все приведенные выше меры по усовершенствованию эффективности проведения банковского контроля, несомненно, могут повлиять на качество надзора. Однако не стоит забывать тот факт, что эти меры смогут помочь лишь в том случае, если каждое звено в огромном механизме банковской системы будет добросовестно и честно выполнять свои обязательства. Не для кого ни секрет, что в нашей стране процветает коррупция, многие высокопоставленные чиновники стоят во главе крупных коммерческих банков, и целью функционирования таких банков является, конечно, получение прибыли, но в данном случае прибыль, получаемая преступным путем. В средствах массовой информации не раскрываются истинные аспекты существования таких банков и при более тщательном их анализе будут найдены нарушения, а возможно даже и огромные проблемы.

Одной из главных же целей банковского надзора является выявление проблемных банков, так как они тянут российскую экономику на дно и требуют огромных финансовых вложений.

Пока в России будет существовать данная ситуация, банковская система всегда будет находить под угрозой, а отсюда, как закономерность, выявляться неэффективность банковского регулирования и надзора.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие банковского дела в современных условиях и необходимость совершенствования банковского контроля требуют разработки новых методов организации контрольной и надзорной деятельности ЦБ РФ, так как от этого во многом зависит стабильность банковской системы РФ.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в данной курсовой работе исследование показало, что контроль за банковской деятельностью является очень важным процессом в поддержании экономики страны.

Вследствие, важности работы коммерческих организаций деятельность банков жестко регулируется. Существует ряд причин, по которым государство взяло на себя бремя банковского контроля.

Во-первых, банки являются одним из важнейших хранилищ сбережений. Поэтому регулирующие органы несут ответственность за сбор информации, необходимой для оценки финансового состояния банков.

Во-вторых, банковская деятельность регулируется потому, что банки предоставляют частным лицам и фирмам кредиты, которые поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды.

Исходя из важности проверки деятельности коммерческих организаций, регулируемые органы разработали методику проведения банковского надзора, которая состоит из 4 этапов:

Лицензирование. Этот этап является первым шагом к систематическому контролю надзору и проверке кредитной организацией. Как только банк получает лицензию на осуществление своей деятельности, он полностью находится под контролем ЦБ РФ.

Проверки предоставляемой кредитной организацией финансовой отчетности. На этом этапе проверяется финансовое состояние организации, ее следование установленным нормативам и стандартам ведения финансовой отчетности. На основании этих данных составляется независимая оценка состояния развития банка.

Инспектирование (проверка) на местах складывается из двух направлений: независимой оценки аудиторской организации и проверке кредитоспособности. На основании полученных данных регулирующие органы выявляют проблемные зоны и определяют меры по их устранению.

Проверка соблюдения мер надзорных органов является заключительным этапом банковского надзора. Регулирующий орган контролирует исполнение и устранение всех замечаний в ходе проверки. Если организация не исполняет эти меры, регулирующий орган вправе наложить штрафы, ввести временное руководство или, в крайнем случае - отозвать лицензию банка вплоть до реорганизации.

Для изучения процесса банковского контроля была представлена методика проведения, которая основывается на требованиях Базельского комитета по банковскому надзору.

Вторым этапом рассмотрения процесса банковского контроля был анализ финансового состояния кредитной организации.

Произведенный анализ показал, что:

1. Произошло снижение  активности банка на рынке, на  которое повлияло увеличение  доли пассивов организации.

2. Стоимость валюты баланса  увеличилась за счет увеличения  собственных ресурсов организации.

3. Фактическое значение  доли собственных ресурсов превышает  нормативное значение, но не ниже  установленного значения.

4. Коэффициент достаточности  капитала увеличивается в динамике.

5. Сокращение доли иммобилизованных  ресурсов приводит к росту  доходности банковских операций  и повышает ликвидность банка.

6. Наибольшую долю привлеченных средств составляют средства кредитных организаций, что является наиболее устойчивыми ресурсами. Однако возрастает и доля привлеченных средств со стороны физических лиц, которые являются менее устойчивыми и могут привести к росту неплатежеспособности заемщиков.

Информация о работе Особенности реализации контроля центрального банка за деятельностью коммерческих банков