Особенности современной валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы:
- рассмотреть валютную систему страны и её основных элементов;
- провести анализ развития современной валютной системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ 4
ВАЛЮТНЫЙ КУРС: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 8
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК РФ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА И УЧАСТНИКИ 12
РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РФ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

Как известно, в советский  период государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, имело исключительное право на совершение операций с валютными ценностями и на управление всеми золотовалютными  резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

Выход советских предприятий  на внешний рынок вывел на первый план проблему использования валютных ресурсов и конвертируемости рубля.

На начальном этапе  часть полученной экспортной выручки  предприятие отчисляло в пользу государства, из оставшейся части формировало  свой валютный фонд. Из этого фонда, на основании установленных отраслевыми  министерствами нормативов, предприятие  могло осуществлять закупки для  своих производственных нужд.

Система была упрощена в  ноябре 1989 года, когда Внешэкономбанк СССР провёл первый аукцион по продаже  предприятиям валютных средств. В декабре 1990 года был установлен единый коммерческий курс рубля для всех экспортёров  – 1,8 руб. за 1 долл. США.

Одной из первых мер по созданию основ рыночной экономики в стране стала решительная либерализация  внешнеэкономической деятельности, затрагивающая и валютную среду [1, c. 74].

Банки, уполномоченные на ведение  валютных операций на территории России, получили разрешение открывать без  ограничений физическим и юридическим  лицам валютные счета. Иностранная  валюта на счетах граждан должна была выдаваться по их требованию без ограничений  и разрешений.

Была введена обязательная продажа части валютной выручки  Центральному банку РФ для формирования республиканского валютного резерва  РСФСР. При этом Центральный банк РФ был уполномочен самостоятельно определять курс рубля при покупке  у экспортёров части валютной выручки для формирования фонда.

Был введён плавающий курс рубля к иностранным валютам, формируемый на основе спроса и предложения  на внутреннем валютном рынке.

Сложившаяся на тот момент система государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности представляла собой исключительно  либеральное валютное законодательство. Отсутствовали действенные инструменты  контроля за валютными операциями российских резидентов при осуществлении ими  внешнеторговых операций.

В 1993 году вступил закон  «О валютном регулировании и валютном контроле». Сложившаяся система  валютного контроля функционировала  без особых изменений до августа 1998 года. Финансовый кризис 1998 года резко  изменил ситуацию в стране, привёл к пересмотру основных направлений  валютного регулирования, существенно  ужесточив валютный контроль.

В силу резкой дестабилизации финансовых рынков и паники инвесторов возникла угроза массового бегства  капитала из России. В условиях моратория  на большинство капитальных операций текущие операции – прежде всего  внешнеторговые – стали практически  единственным каналом утечки капитала. Кроме того, перед государством стояла задача стабилизации курса рубля.

В связи с перечисленными обстоятельствами валютный контроль над внешнеторговыми операциями был существенно ожесточён. Основной задачей его стало стремление изъять у экспортеров как можно больше валюты для увеличения её предложения на валютном рынке и максимально затруднить доступ импортёров к валюте на внутреннем валютном рынке с тем, чтобы ограничить спрос на валюту.

Валютное регулирование  жёстко ограничило основания для  покупки резидентами иностранной валюты: текущие операции (прежде всего платежи по импорту товаров, работ и услуг) т капитальные операции при условии наличия у резидента соответствующей лицензии ЦБ БФ.

Резидентов ограничили вправе распоряжаться валютными средствами, поступившими на их транзитные валютные счета, и лишили права перечислять валюту для размещения в депозит, переводить для покупки ценных бумаг, использовать для покупки одной иностранной валюты за другую, предавать в доверительное управление уполномоченному банку. Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке, должна быть переведена в пользу нерезидента в течение 7 дней от даты зачисления на специальный транзитный счёт импортёра. В противном случае вся купленная валюта подлежала обратной продаже на валютном рынке.

Кроме того, в конце 1998 года доля обязательной продажи экспортной выручки была увеличена до 75 %.

Однако все указанные  меры, несмотря на свою жёсткость, не решили проблем утечки валюты, основной поток которой стал проходить через оффшорные зоны. По оценке Центрального банка РФ, в оффшоры уходило до 30% от всей проданной экспортёрами выручки, при этом все требования валютного контроля формально соблюдались.

Реакция Центрального банка  последовала достаточно быстро: в  российское валютное законодательство было введено понятие «контракт, обладающий признаками фиктивности». Фиктивность контракта подразумевала, что целью сделки является перевод  валютных средств зарубеж без  последующей поставки товара.

В 1999 году ЦБ обязал импортёров при осуществлении платежей до ввоза  товаров на территорию России размещать  в уполномоченном банке рублевой депозит, эквивалентный сумме, перечисленной  для покупки валюты. Депозит подлежал возврату только после предоставления в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации, подтверждающий ввоз импортируемых товаров на территории России. Данная мера вскоре была отменена, так как она несла за собой  угрозу дезорганизовать расчёты  по импорту в масштабе всей страны.

Центральный банк РФ не вводил дополнительных ограничивающих мер  в области валютного законодательства. Меры валютного законодательства и  валютного контроля в основном были направлены на совершенствование нормативной  таможенно-банковского контроля, а  также на ограничение возможностей покупки иностранной валюты под  фиктивные контракты [6, c. 68].

В процессе становления системы  валютного регулирования в России постепенно сформировалась институциональная  структура валютного контроля, включающая 2 базовых элемента: органы валютного  контроля и агенты валютного контроля. Первые представлены органами государственной  власти – это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Действует  принцип разграничения полномочий между различными органами валютного  контроля с учётом специфики их деятельности. ЦБ РФ изначально стал ключевым элементом  институциональной структуры валютного  контроля. От имени Правительства  РФ функции органов валютного  контроля выполняют министерства и  ведомства. Главным среди них  можно выделить Государственный  таможенный комитет РФ. Таможенные органы непосредственно осуществляют таможенно-банковский валютный контроль. На ЦБ РФ прямо возложена функция  контроля над валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Поскольку все валютные операции в России совершаются через банки, то в качестве агентов валютного контроля закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу в июне 2004 года, определяет российские банки, введя понятие «уполномоченный банк». Под уполномоченными банками понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций. На уполномоченные банки возложена вся непосредственная работа по реализации цели валютного контроля: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле», содержащий абсолютно  новый подход к валютному регулированию  в России, снял многие действующие  валютные ограничения и декларирует  отмену остальных с 2007 года.

В частности, должны быть сняты  ограничения на капитальные операции и требование обязательной продажи  экспортной выручки. Радикальной либерализации  подверглось регулирование капитальных  операций: на смену режиму лицензирования приходит режим резервирования, т.е. отпадает необходимость получения  лицензий на совершения большей части  капитальных операций. Отмена лицензирования – это серьёзный шаг в сторону  либерализации, так как означает переход от мер регулирования  и ограничений административного  характера к регулированию и  ограничениям экономического характера.

Одно из наиболее радикальных  новшеств – разрешение на открытие резидентами счетов в зарубежных банках стран Организации экономического сотрудничества и развития в уведомительном характере, что позволяет западным банкам кредитовать российские компании без открытия филиалов в России. Таким образом, последние получают доступ к дешёвым кредитным ресурсам, что должно стимулировать процесс  инвестиций в реальный сектор экономики. В то же время для российских банков это может иметь негативные последствия, связанные с риском потери части  своих заёмщиков. В силу объективных  причин кредитные ставки российских банков гораздо выше, чем ставки западных банков. В стране, где ставка рефинансирования ЦБ – 12 %, а инфляция составляет 7-10 % в год, банки не могут  кредитовать своих клиентов по ставке 3-4 %, как это делают западные банки, где ставка рефинансирования составляет 1-2,5 %, и инфляция колеблется в этих же пределах.

Включение в закон большого количества норм, ранее существовавших в ведомственных инструкциях, делает валютное законодательство более прозрачным и предсказуемым. Впервые чётко  указаны органы валютного контроля – Банк России и Правительство  РФ. Перечислены операции, порядок  совершения которых устанавливается  Банком России и Правительством РФ, а также Указами Президента РФ. Кроме того из перечня валютных ценностей  законом исключены драгоценные  металлы и камни, операции с ними вообще выводятся из сферы валютного  законодательства.

С 1 июля 2006 года был снят ряд требований, связанных с резервированием  средств участниками валютных расчетов при проведении любых операций движения капитала.

С 1 января 2007 года были отменены ограничения, которые касаются требований, связанных:

- с использованием специального  счёта при проведении всех  валютных операций;

- предварительной регистрацией  в налоговых органах счёта  (вклада), открываемого в банках  за пределами территории РФ;

- обязательной продажей  части валютной выручки на  внутреннем рынке;

- расчётами между резидентами  и нерезидентами по операциям  с внутренними и внешними ценными  бумагами.

После 1 января 2007 года по-прежнему продолжают действовать требования, установленные Законом и приятыми в соответствии с ним другими  нормативно-правовыми актами, направленными  на подержании стабилизации курса национальной валюты, сдерживание роста инфляции, роста золотовалютных резервов и  обеспечение устойчивости роста  экономики в целом:

- репатриация иностранной  валюты и валюты РФ, причитающейся  резидентам по условиям внешнеторговых  договоров, заключённых с нерезидентами;

- установление реального  размера суммы перевода физическим  лицом – резидентом;

- обязанности по оформлению  паспортов сделок и представлению  в банк паспорта сделки подтверждающих  документов;

- требование к расчётам  при осуществлении валютных операций;

- уведомительный порядок  открытия счетов за рубежом;

- запрет на открытие  резидентами счетов в валюте  РФ за рубежом;

- требование проведений  операций по купле-продаже иностранной  валюты через уполномоченные  банки.

В то же время для обеспечения  положительного эффекта валютной либерализации  необходимо, чтобы она сочеталась с экономическими реформами, обеспечивающими  макроэкономическую стабилизацию, с  развитой финансовой институциональной  структурой и рыночными инструментами. В этой связи радикальная либерализация  валютного регулирования и валютного  контроля представляется пока рискованным  мероприятием в условиях современной  России, поскольку макроэкономическая ситуация остаётся неустойчивой. На неё  продолжают оказывать большое влияние  такие факторы, находящиеся вне  сферы слияния руководства страны, как колебания мировых цен  на сырьевые товары, финансовые кризисы [2, c. 58-62].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итог, валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и форм их организации. Национальная валютная система – это часть денежной системы страны. Элементами национальной валютной системы страны являются: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия конвертируемости валюты. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа экономических факторов.

Валютное регулирование в широком  смысле – это регламентация государством основных принципов организации  национальной валютной системы и  механизмов её функционирования.

Зарубежный опыт эволюции валютного регулирования свидетельствует  о том, что только по мере улучшения  экономического положения, государства  отказывались от введения масштабных и продолжительных валютных ограничений, постепенно сокращая большинство из них; параллельно одному процессу происходило  и ослабление системы валютного  контроля.

Необходимо отметить, что  валютная либерализация любой ценой  не соответствует национальным интересам  РФ и не должна быть самоцелью. Достигнутый  в настоящее время в России уровень либерализма уже обеспечивает беспрепятственное проведение международных  расчетов, валютных операций со стороны  всех юридических и физических лиц. Дальнейшие действия в этом направлении  должны соизмеряться с повышением конкурентоспособности  основных секторов экономики России в мировом хозяйстве.

Информация о работе Особенности современной валютной системы России