Особенности управления собственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России происходят глубокие экономические преобразования. Широкомасштабное акционирование предприятий, изменения форм собственности предъявляют требования к изменению традиционных форм и методов управления. Особенно актуальными становятся рыночные концепции управления, финансовые основы, которые в условиях государственной формы собственности не имели ранее столь серьезного значения. Управление должно быть гибким, эффективным и быстро приспосабливаться к динамичным внешним факторам предприятия.
Целью настоящей работы является изучение теоретических основ управления финансами коммерческой организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.Общие положения об особенностях управления финансами коммерческих 6
1.1 Общее понятие об управлении финансами предприятия 7
1.2 Финансовое планирование 7
1.3 Оперативное управление 11
1.4 Финансовый контроль 12
2. Оценка финансового состояния предприятия 15
2.1 Общие сведения о коммерческой организации 16
2.2 Бухгалтерская отчетность как основной источник информации для финансового состояния 16
2.2.1 Бухгалтерский баланс 17
2.2.2 Отчет о прибылях и убытках 22
3. Общий качественный анализ отчетности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Если предприятие приобретает ценные бумаги или осуществляет финансовые вложения на срок, превышающий один год, то данные по таким вложениям отражаются по стр. 140.

2.5. Денежные средства. В этом подразделе показывают остатки денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в банках, в аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей, а также денежные документы и переводы в пути.

Если предприятие располагает денежными средствами в иностранной валюте, то при составлении баланса они пересчитываются в рубли. Пересчет проводится по официальному курсу Банка России, установленному на конец отчетного периода.

2. Пассив баланса.

Пассив баланса — это сумма обязательств предприятия. Например, уставный капитал есть обязательство перед собственником по выделенным предприятию основным и оборотным средствам. Кредиты банков — обязательство предприятия перед банками по ссудам, полученным на различные цели и др.

Раздел III. Капитал и резервы.

В этом разделе приводятся данные о собственных источниках средств  в различных группировках. В зависимости  от положений в отношении источников средств, успешности работы компании значимость того или иного источника в этом разделе может ощутимо варьировать. Все эти источники тесно взаимосвязаны между собой.

3.1. Уставный капитал.  Подраздел показывают сумму средств, выделенных собственниками предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Уменьшение или увеличение уставного капитала фиксируется в балансе только после того, как в учредительные документы внесены соответствующие изменения.

В строке "Собственные  акции, выкупленные у акционеров" сумма выкупа показывается с отрицательным знаком и уменьшает итог раздела, поскольку выкуп предприятием собственных акций или долей в уставном капитале действительно означает, что работающий в организации капитал уменьшился, поскольку был отвлечен на операцию выкупа.

3.2. Добавочный капитал является дополнением к уставному капиталу. Основные компоненты добавочного капитала: эмиссионный доход и прирост стоимости основных средств при их переоценке.

3.3. Резервный капитал может состоять из двух частей: резервов, образованных в соответствии с законодательством, и резервов, образованных в соответствии с учредительными документами.

3.4. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Очевидно, что на конец отчетного периода у предприятия может быть только один финансовый результат, или прибыль, или убыток. Он сложится из прибыли (убытка) прошлых лет и результатов текущего периода.

Раздел IV. Долгосрочные обязательства.

В этом и последующих  разделах пассива баланса приводятся данные о заемных средствах. В соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 [13], активы и пассивы должны показываться в балансе с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года включительно).

4.1. Займы и кредиты (стр. 510). В подразделе отражается остаток заемных средств, которые фирма получила на срок более года.

4.2. Отложенные налоговые обязательства (стр. 515).Отрицательная разница между реальным налогом на прибыль и условным налогом, исчисленным с бухгалтерской прибыли, называется отложенным налоговым обязательством. Оно показывает, насколько нужно увеличить сумму этого "искусственного" налога в следующих отчетных периодах.

 

Раздел V. Краткосрочные обязательства.

В этом разделе отражают кредиторскую задолженность (банкам, поставщикам, бюджету, работникам и др.), подлежащую погашению в течение двенадцати месяцев после отчетной даты.

5.1. Займы и кредиты (стр. 610). В строке отражается остаток заемных средств, которые фирма получила на срок менее года.

5.2. Кредиторская задолженность (стр. 620). По строке "Поставщики и подрядчики" приводится непогашенная задолженность предприятия за поступившие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги). По строке "Задолженность перед персоналом организации" отражается задолженность по начисленной заработной плате, социальным и компенсационным выплатам. По строке "Задолженность перед государственными внебюджетными фондами" отражается задолженность предприятия перед Пенсионным фондом, ФСС и фондами обязательного медицинского страхования. В строке "Задолженность по налогам и сборам" должна быть отражена задолженность по той части ЕСН, которая подлежит уплате в федеральный бюджет. По строке "Прочие кредиторы" показывается задолженность фирмы по расчетам, которые не нашли отражения в предыдущих строках. Здесь нужно отразить задолженность по обязательному и добровольному страхованию и т.д.

5.4. Доходы будущих периодов (стр. 640). В подразделе отражаются поступления, полученные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к деятельности предприятия в будущем:

1 .Стоимость безвозмездно полученных ценностей;

2. Предстоящее погашение задолженности по недостачам прошлых лет;

3. Разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица.

5.5. Резервы предстоящих расходов (стр. 650). По данной строке показываются суммы резервов, созданных для равномерного списания расходов, числящихся на счете 96 "Резервы предстоящих расходов".

В частности, предприятие может  зарезервировать средства:

1. На дорогостоящий ремонт основных средств;

2. На выплату отпускных работникам;

3. На выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год;

4. На гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание [7, с.18]

2.2.2 Отчет о прибылях и убытках

 

 

Если бухгалтерский баланс дает общее представление об имущественном и финансовом положении предприятия, то отчет о прибылях и убытках (форма № 2) характеризует достигнутые за отчетный период финансовые результаты. Для инвесторов и аналитиков эта форма во многих отношениях важнее, чем баланс, так как в ней содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.

Раздел «доходы и расходы по обычным видам деятельности».

По строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг" отражаются доходы, полученные предприятием от обычных видов деятельности, за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей.

В состав доходов не включаются: суммы, поступившие комиссионерам (агентам) для перевода их комитентам (принципалам); авансы, полученные в счет предварительной оплаты продукции; задатки; суммы, поступившие в залог (если договором предусмотрено, что заложенное имущество будет передано залогодержателю); суммы, поступившие в погашение ранее выданного займа или кредита.

По строке "Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг" отражаются расходы по обычным видам деятельности фирмы. Данные, которые приводятся в строке "Валовая прибыль", представляют собой разницу между показателями, отраженными в двух первых строках отчета. По строке "Коммерческие расходы" производственные предприятия показывают расходы, связанные со сбытом продукции. Организации торговли отражают здесь сумму издержек обращения. В отчет включаются только те расходы, которые были списаны на реализацию. По строке "Управленческие расходы" показываются общехозяйственные расходы предприятия, к которым относятся расходы на оплату труда административного персонала, подготовку и переподготовку кадров, оплату аудиторских, консультационных, информационных услуг, содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация), а также представительские расходы. По строке "Прибыль (убыток) от продаж" приводится разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов.

Все операционные и внереализационные доходы и расходы сведены в один раздел — "Прочие доходы и расходы".

По строке "Прибыль (убыток) до налогообложения" показывается финансовый результат от деятельности предприятия в отчетном периоде. Он определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и прочих доходов за вычетом прочих расходов. В отчетный показатель "Отложенные налоговые активы" включается изменение отложенных налоговых активов за период. Строка "Текущий налог на прибыль" заполняется по данным налогового учета.

Постоянное налоговое обязательство  — это налог на прибыль, который образуется по данным налогового учета, но отсутствует по данным бухгалтерского. Чтобы рассчитать постоянное налоговое обязательство, надо умножить постоянную разницу на ставку налога на прибыль. В свою очередь, постоянная разница — это суммы, которые отражаются в бухгалтерском учете, но не учитываются в налоговом.

Прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная на сумму налоговых обязательств и чрезвычайных расходов и увеличенная на сумму чрезвычайных доходов, представляет собой чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Для расчета  базовой и разводненной прибыли  на акцию нужно сначала рассчитать средневзвешенное количество обыкновенных акций. Для этого количество обыкновенных акций на первое число каждого месяца отчетного периода суммируют и делят на количество месяцев.

Для расчета базовой прибыли  на акцию из чистой прибыли вычитают сумму дивидендов по привилегированным акциям и остаток делят на полученное средневзвешенное число обыкновенных акций.

Для расчета разводненной прибыли  на акцию представляют, что все  привилегированные акции обменены на обыкновенные. После этого чистую прибыль делят на суммарное количество обыкновенных акций — тех, что были с самого начала, и тех, что получены в результате конвертации привилегированных акций [10, с.15].

Структура отчета о прибылях и убытках имеет вид, представленный в Приложениях В,Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общий качественный анализ отчетности

 

 

Наиболее общее представление  о качественных изменениях в структуре  активов предприятия, их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Назначение вертикального анализа — в возможности проанализировать целое через элементы, составляющие это целое. Его широко используют для объективной оценки результатов работы предприятия. Исходным материалом для такой оценки является бухгалтерская отчетность, в частности — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

К преимуществам вертикального анализа относится возможность:

1. Изучать результаты хозяйственной деятельности на основе относительных показателей, сглаживающих влияние субъективных внешних факторов, которое имеет место при работе с абсолютными показателями и затрудняет их сопоставление в динамике;

2. Проводить межхозяйственные сравнения различных предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим показателям объема.

Горизонтальный анализ — это оценка темпов роста (снижения) показателей бухгалтерской отчетности за рассматриваемый период. Он помогает оценить темпы роста (снижения) каждой из групп средств предприятия и их источников за рассматриваемый период.

Если при вертикальном анализе устанавливают структуру статей на начало и конец периода, то на этапе горизонтального анализа определяют, по каким разделам и статьям бухгалтерской отчетности произошли изменения.

Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются данными об относительных темпах роста (снижения) этих показателей. Как правило, для анализа используют полученные на основании опыта данные о темпах роста за ряд лет (смежных периодов) и сравнивают их с реальными результатами горизонтального анализа за рассматриваемый период. Это позволяет не только определить изменения по отдельным статьям бухгалтерской отчетности, но делать прогноз на будущее.

Проведение горизонтального анализа целесообразно, когда имеются данные о деятельности предприятия за несколько периодов. Тогда становится возможным проследить за динамикой изменения средств и их источников [5, с.6].

Пример 1. На основании данных  бухгалтерского баланса (табл. 1) провести вертикальный анализ баланса. Выявить основные причины, вызвавшие изменения в структуре баланса. Сделать выводы об имущественном положении и структуре пассивов предприятия (см. приложение).

В графах 2 и 4 представлены абсолютные показатели исходного аналитического баланса, а в графах 3 и 5 — относительные значения. Последние получены делением соответствующих значений в графе 2 на величину баланса (364 680 тыс. руб.) — для начала периода и значений в графе 4 на величину валюты баланса (397 455 тыс. руб.) — для конца периода.

В активах предприятия доля внеоборотных средств увеличилась с 9,87% до 14,15%, что связано в значительной степени с приобретением основных средств (их доля возросла с 8,72% до 12,26%)". Соответственно снизилась доля оборотных средств за счет дебиторской задолженности: на начало рассматриваемого периода она составляла 61,75% всех активов и на конец — 58,59%, а денежные средства соответственно — 6,88% и 4,86% всех активов.

Информация о работе Особенности управления собственными финансами