Отчет по практике ООО «ВЕСТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:26, отчет по практике

Описание работы

В период с 14 января по 19 апреля 2013 года я проходил преддипломную практику в ООО «ВЕСТ», которое с 2010 года является франчайзи компании Subway. За это время мною был изучен ряд теоретических и практических вопросов в области покупки франшиз, ведения менеджмента с самой покупки франшизы до открытия ресторана на территории Москвы и Московской области, а также собраны необходимые материалы для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Файлы: 1 файл

Subway.doc

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Основное  внимание фирма уделяет развитию своей сети и поддержанию авторитета торговой марки. Бизнесмены, купившие франшизу компании, получают всяческую  поддержку на этапе открытия кафе, проходят стажировку. Затем, опираясь на приобретенные знания, они самостоятельно осуществляют управление своим рестораном быстрого питания. Меню компания разрабатывает самостоятельно и следит за тем, чтобы ассортимент блюд соответствовал концепции бренда (высокое качество, свежесть) и при этом оставался понятным и доступным местному населению, ведь требования к питанию в разных странах различаются. Например, сабы со свининой не подают в восточных странах.

Subway не имеет своих производств, поэтому приобретать исходные продукты для приготовления блюд франчайзи не придется. Вся деятельность и взаимоотношения с продавцом бренда осуществляются на договорном уровне. Любой ресторан Subway может позволить себе оптовые заказы от имени сети и получить при этом огромные скидки. У компании заключены договоры с крупными поставщиками продуктов питания, торгового оборудования и т.д. Не владея своими ресторанами, Subway не вступает в конкуренцию с франчайзи, и заинтересован в том, чтобы его партнеры были защищены.  

Управленцы ресторана  должны проходить предварительную  подготовку. Известно, что каждое четвертое кафе быстрого питания закрывается, а причина часто кроется именно в управлении. Даже если кафе Subway открыто в хорошем месте с большим потоком покупателей, нужно уметь этот поток удержать. Наличие у франчайзи менеджерского опыта для компании не имеет значения, главное – быть талантливым бизнесменом и управленцем. Обучение компания Subway проводит в Милфорде, штат Коннектикут; а в России франчайзи учатся в Санкт-Петербурге. Срок обучения – две недели.

 

 

 Покупка франшизы Subway. Условия. Требования.

 

Франшиза Subway (имеется в виду первоначальная плата) стоит $15 тыс. Текущие отчисления – 8 % от продаж за минусом налогов в месяц. Все вместе, как утверждается на официальном зарубежном сайте Subway, может составить сумму в 78 600 долларов. Условия покупки в каждом индивидуальном случае значительно отличаются, так что лучше уточнять информацию на официальном сайте или во франшизных точках. Таких точек в Росси около 10, а по всему миру - более 20 тысяч. На российских сайтах приводятся цифры: 360 тыс. рублей - вступительный взнос, 3-4,5 миллиона - инвестиции. На сайте Российской Ассоциации Франчайзинга указано, что инвестиции по открытию кафе составят 100 тыс. у. е.

В рамках франчайзинга сети Subway предъявляются следующие требования к помещению:

Маркетинговые аспекты:

  • удобство, доступность;
  • видимость;
  • люди;
  • энергия.

Технические аспекты:

  • небольшая площадь: 50 мна фуд-корте, 100 мв отдельном помещении;
  • фронт-линия — 5 м, расстояние вглубь — 10 м + посадочные места;
  • небольшое количество электроэнергии: 30 кВт;
  • интернет, телефон;
  • нам не нужна дополнительная вытяжка.

В системе Subway все рестораны делятся на традиционные и нетрадиционные, в зависимости от местоположения. Традиционные - это все уличные рестораны, расположенные на первых этажах зданий и имеющие отдельный вход. К нетрадиционным относятся все рестораны, клиентские потоки которых формируются другими бизнесами. Это заведения, расположенные на фудкортах торговых центров, в аэропортах, больницах, учебных заведениях, на автобусных остановках, автозаправках или в других местах, связанных с деятельностью отличной от ресторанного бизнеса. По мнению ряда экспертов, франчайзинг в России развивается заметно быстрее и надежнее (в смысле меньшего количества банкротств), чем экономика в целом. Эта форма бизнеса за последние 10 лет развития получила неплохую популяризацию, причем не только в предпринимательской, но и в чиновничьей среде; во многом - через специализированные выставки BUYBRAND, отраслевые и региональные форумы и семинары. На сегодняшний день в России действуют свыше 600 франчайзинговых систем, 34 % из них – зарубежные. Соответственно 66 % - российские. Стоит отметить, что за последнее время все больше стало появляться вполне успешных региональных франшиз. Если раньше развитие шло из Москвы в регионы, то теперь наблюдается и обратная тенденция.

Анализируя отраслевую структуру  франчайзинговых предприятий, отметим, что сохраняется преобладающий  вес предприятий розничной торговли. И это не является исключительной особенностью развития франчайзинга в России. В Италии и Франции, например, как и в России, в формате франчайзинга главенствует сфера розничной торговли, только с еще большим преобладанием. В этих странах лидирует франчайзинг в сфере фэшн-ритейла. Если в России франчайзинг в сфере розничной торговли занимает чуть больше 50 % (включая и продовольственный ритэйл), то в Италии больше 65 % (только фэшн-сегмент). Условия рынка диктуют, в каком из сегментов выгоднее развиваться. 

Сегодня в России также большим  спросом пользуются и активно развиваются франшизы сегмента фаст-фуд. Помимо ритейла и общепита активно развиваются франшизы сферы детского дошкольного воспитания, обучения иностранным языкам, различные спортивные клубы, франшизы прачечных и химчисток. 

Рис.2.Франчайзинг в России развивается  преимущество в торговле

Одной из тенденций в  кризисный период стала приостановка развития некоторыми иностранными компаниями развития своих франчайзинговых сетей и самостоятельный выход на российский рынок.

В настоящее время эта тенденция  – курс на ведение дел в РФ самостоятельно, без российского  партнера – получила дальнейшее развитие. Войдя и освоившись на рынке, обзаведясь необходимыми особенно в России связями, правообладатель порой не продляет франчайзинговый договор и работает собственными точками. Особенно это характерно для рынка luxury. 

В целом, за период активного движения рынок франшиз набрал хорошую  динамику: на 30% в год увеличивается  количество точек, на 25% — количество франшиз. Это говорит о популяризации схемы. 

Рис. 3. Рынок франчайзинга в России показывает устойчивый рост. Доля франчайзинга в розничной торговле (в сегментах продуктов питания и ТНП) оценивается в 46%

Сегодня компании, предлагающие франчайзинговые программы говорят  об "обратном франчайзинге", "прямом франчайзинге", "мягком франчайзинге". Между этими понятиями существует определенная разница. Так, обратный франчайзинг является новой для РФ формой взаимодействия. При обычном прямом франчайзинге франчайзер предоставляет права на свой бренд франчайзи и получает за это роялти – очень небольшие периодические отчисления от прибыли. При обратном франчайзинге франчайзер , например, Х5 Retail Group контролирует все процессы в магазине-партнере и получают всю прибыль, отчисляя партнеру от 13-18%. Подобная форма взаимодействия позволяет очень сильно снизить первоначальные затраты франчайзи за счет того, что полностью отменяются ежемесячные выплаты франчайзеру и серьезно снижается вступительный взнос, все товары поставляются со значительными скидками из единого распределительного центра. 

Анализируя развитие франчайзинга в России, представим далее матрицу SWOT-анализа.

Рис. 4. SWOT-анализ развития франчайзинга в России

Специалисты выделяют следующие препятствия дальнейшему развитию франчайзингу:

  1. Законодательные:
    1. Слабость законодательной базы франчайзинговой деятельности
    2. Отсутствие законодательного регулирования в сфере риэлторской деятельности
  2. Социально-психологические:
    1. Боязнь провала у потенциальных франчайзи
    2. Боязнь франчайзи потерять самостоятельность
    3. Нарушение патентных прав
    4. Слабая образовательная подготовка предпринимателей
  3. Экономические:
    1. Нестабильность развития экономики России
    2. Недостаток у предпринимателей стартового капитала
    3. Сложность получения кредитов на старте

Подводя итог анализу  развития франчайзинга в России нельзя не упомянуть особенности его  развития в современных экономических  условиях.

По своей сущности, франчайзинг бизнес-формата базируется на построении системы взаимовыгодных отношений между франчайзерами, франчайзи и потребителями товаров и услуг, ключевым элементом которой является апробированная на практике и эффективная концепция организации деятельности предприятий франчайзи. Основу данной концепции составляют отлаженные управленческие и торговые бизнес-процессы, качественные и доступные покупателям товары, юридические и финансовые аспекты взаимодействия.

Следует констатировать, что эффективность франчайзинга определяется теми конкурентными преимуществами, которые приобретают франчайзи, выбрав данный бизнес-продукт. Неценовые преимущества связаны с полнотой и качеством услуг по открытию и поддержке бизнеса франчайзи. Ценовые – обусловлены предложением этих услуг франчайзи по приемлемым или более низким ценам, чем у конкурентов. Иными словами, приоритетным направлением совершенствования франчайзинга должна стать максимальная ориентация бизнеса франчайзеров на нужды и потребности франчайзи с учетом их возможных затрат.

Для решения проблемы выбора франчайзерами оптимального соотношения услуг сформулирован структурированный подход, позволяющий классифицировать услуги на основе следующих признаков (табл. 1).

 

Таблица 1

Классификация услуг

1. Значение для франчайзи

2. Потребности франчайзи

3. Затраты франчайзи

1.1. Обязательные – ключевые услуги, оказывающие существенное влияние на процесс построения системы работы с франчайзи

2.1. Постоянные – услуги,

необходимые для

реализации стандартных

аспектов сотрудничества

с франчайзи

3.1. Плановые – услуги,

расходы на которые

предусмотрены в

предварительных сметах и

расчетах

1.2. Рекомендуемые – сопутствующие  и дополнительные услуги,

составляющие специфику франшиз  и направленные на создание удобств  и наиболее благоприятных условий  для развития франчайзи

2.2. Периодические – услуги, проводимые в целях поддержания франчайзи при выполнении типовых задач в

текущей деятельности

3.2. Дополнительные –

услуги, требующие

внеплановые финансовые

вложения

 

2.3. Эпизодические –

удовлетворяющие

специфические нужды

франчайзи

 

 

В процессе функционирования франчайзеры проводят соответствующие действия как наступательного, так и оборонительного характера, выбор которых осуществляется в соответствии с результатами, полученными в ходе исследования их конкурентного окружения и определения стратегического положения, комплексного анализа франшизы и внутренней среды .

Негативные последствия  глобального финансового кризиса  оказывают дестабилизирующее влияние  на участников рынка, которые вынуждены  пересматривать стратегию ведения  деятельности в целях сохранения положения и удержания позиций. Таким образом, на современном этапе для франчайзеров наиболее актуальны оборонительные действия, сконцентрированные на выявлении и сокращении областей деятельности, неэффективных с точки зрения франчайзинга.

Следовательно, одним из основных направлений проведения антикризисных мер во франчайзинге в розничной торговле является реализация следующих тактик стратегии франчайзинга :

- совершенствование аспектов франчайзинговой деятельности, наименее эффективных относительно конкурентного окружения, и их развитие до среднего уровня. Например, для франчайзи немаловажное значение имеет наличие стабильной системы их обслуживания и высокого качества услуг, оказываемых франчайзерами. Это обуславливает необходимость проведения ими соответствующих мероприятий.

- оптимизация осуществляется путем определения и устранения наиболее слабых аспектов франчайзинга. Так, например, для франчайзеров, ориентированных на удержание собственных позиций на рынке, целесообразно расторжение договоров с франчайзи, имеющих низкие показатели результативности.

В ряде случаев, применение данных тактик является недостаточным  для франчайзеров, имеющих ресурсы  для активного развития, успех  которого зависит от рационального  выбора и дополнения тактиками наступательного  характера. Следовательно, наиболее целесообразно использовать следующие комбинации тактик стратегии франчайзинга, оказывающие антикризисное воздействие:

- оптимизация и трансформация осуществляются, например, при изменении специализации магазинов франчайзи. Для этого франчайзеры на основе информации о покупательском спросе проводят структурирование ассортимента с целью выявления наиболее рентабельных, замены или ликвидации убыточных товаров.

- оптимизация и приращение позволяют произвести территориальное расширение сети предприятий франчайзи. При этом особое внимание уделяется анализу показателей эффективности их работы. Наиболее приемлемым результатом данного сочетания тактик стратегии франчайзинга может стать перемещение магазинов франчайзи в районы, коммерчески более перспективные. Это позволяет снизить риски, связанные с закрытием нерентабельных магазинов франчайзи.

Информация о работе Отчет по практике ООО «ВЕСТ»