Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:26, отчет по практике
В период с 14 января по 19 апреля 2013 года я проходил преддипломную практику в ООО «ВЕСТ», которое с 2010 года является франчайзи компании Subway. За это время мною был изучен ряд теоретических и практических вопросов в области покупки франшиз, ведения менеджмента с самой покупки франшизы до открытия ресторана на территории Москвы и Московской области, а также собраны необходимые материалы для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В самом общем виде франчайзинг представляет собой отношения между двумя независимыми предпринимателями, в рамках которых одна компания (франчайзер) передает другой (франчайзи) право за вознаграждение открыть собственное предприятие под брэндом франчайзера и с использованием его бизнес-технологий. В результате этого альянса франчайзи открывает точную копию предприятия франчайзера. Разумеется, в зависимости от сферы деятельности для этого копирования к брэнду и бизнес-технологиям добавляется обучение персонала, поставка товаров (в товарном франчайзинге), маркетинговая поддержка и др.
Среди основных плюсов франчайзинговой системы развития по сравнению с вышеупомянутыми альтернативами (самостоятельное развитие либо слияния и поглощения) — эффективное решение трех основных проблем любого бизнеса — деньги, время и кадры.
В условиях ограниченности финансовых
ресурсов актуальна проблема привлечения
капитала для открытия новых предприятий.
Как правило, основную часть капитальных
затрат при открытии новых представительств
франчайзинговой компании берет на себя
франчайзи.
Поскольку все это оплачивает франчайзи,
можно уверенно назвать эти средства эффективно
привлеченным капиталом.
Франчайзинг как способ развития значительно превосходит другие по темпам. Как правило, сравнительно высокая скорость достигается благодаря тому, что нет необходимости искать средства на капитальные затраты, а также благодаря так называемому эффекту травы (grass effect). Поскольку инициатива развития каждого предприятия идет снизу, от франчайзи, который кровно заинтересован в успешности собственного предприятия, его не нужно постоянно подгонять сверху. Более того, франчайзи сами активно требуют информацию от франчайзера.
В любом случае, как показывает практика, запустить франшизное предприятие в новом регионе получается быстрее, чем открыть на той же территории собственное подразделение. Ведь франчайзи лучше знают особенности своего региона и, как правило, обладают административным ресурсом. Соответственно, они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра.
Хороший профессиональный менеджмент — одна из составляющих успеха франчайзинга. Менеджеры франшизных предприятий обычно работают лучше своих обыкновенных коллег. Объясняется это в первую очередь принципиально иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий — это их собственники, вложившие в открытие бизнеса много собственных ресурсов. По существу, люди работают на самих себя, и успех предприятия — это их прибыль, а неуспех — серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов. Таким образом, с помощью франчайзинга франчайзер получает преданных делу менеджеров.
Один из самых веских аргументов в пользу франчайзинга: франчайзинг приносит доход, причем как прямой, так и косвенный. Классика франчайзингового вознаграждения — паушальный взнос (вступительный взнос за вхождение в сеть) и роялти (периодические платежи). Такая схема платежа за франшизу используется, как правило, в франчайзинге услуг. Это салоны красоты, туристические услуги, автосервис, образование, развлечения и т. п. Такой франчайзинг является наиболее рискованным для франчайзера, поскольку зависимость франчайзи от франчайзера минимальна. Соответственно, контролировать франчайзи весьма сложно, особенно учитывая достаточно условную охрану конфиденциальной информации, обеспечиваемую российским законодательством. Отсюда и плата за риски в виде больших паушальных взносов.
Традиционные для Запада роялти в виде
процентов от выручки партнера в России
не всегда приемлемы — на местах размеры
выручки можно скрыть. Размер роялти,
привязанных к выручке, колеблется на
российском рынке франшиз от 5% до 8%. Такая
система начисления роялти применяется
в секторе общественного питания, занимающем
сейчас около 30% рынка франшиз.
В товарном франчайзинге паушальный взнос
и роялти уже отмирают, а вознаграждение
франчайзера закладывается в оптовую
цену поставляемого франчайзи товара.
В товарном франчайзинге наиболее высокая
конкуренция среди франчайзинговых предложений.
Объясняется это тем, что товарный франчайзинг
является наиболее безрисковым франчайзингом
(бизнес франчайзи напрямую зависит от
поставок товара от франчайзера; соответственно,
эти поставки являются рычагом воздействия
на франчайзи). Товарный франчайзинг имеет
самую большую долю на российском рынке
франшиз — 45%. Конкуренция здесь настолько
сильна, что лидеры рынка уже предлагают
особые конкурентные преимущества для
франчайзи. К примеру, группа компаний
«Спортмастер» предлагает не одну франшизу,
а целых четыре: «Спортландия», Columbia, Footterra
и O'Neill.
Франчайзер является правообладателем брэнда. Каждое открытие нового предприятия, затраты на каждое рекламное мероприятие — это вклад в имущество и франчайзера, и франчайзи. Этот вклад делает не только франчайзер, но и его франчайзи, причем для обоих партнеров это вклад в общее дело. Распространена ситуация, когда франчайзи в «добровольно-принудительном порядке» осуществляют обязательные отчисления в рекламные фонды — локальные и общефедеральный, расходуя определенный процент от выручки на рекламу. В результате минус в виде прямой разницы в доходе (в краткосрочной перспективе) компенсируется капитализацией брэнда и выгодна самой компании-франчайзеру, которая в определенный момент может позволить ей выйти на IPO и привлечь заемные ресурсы.
Таким образом, система франчайзинга дает возможность быстрого расширения сбытовой сети. В первую очередь это касается удаленных регионов и небольших городов, где не всегда целесообразно открывать собственные магазины и лучше найти заинтересованных партнеров.
Одна из существенных проблем франчайзинга — наличие у владельца франчайзингового предприятия собственного мнения по вопросам ведения бизнеса. Иногда оно существенно отличается от стандартов, предполагаемых франчайзером.
Другой проблемой, препятствующей развитию франчайзинга, является несовершенство законодательства. Договорная конструкция коммерческой концессии в действующей редакции законодателями недоработана, в ней множество пробелов и неудачных формулировок. Один из наиболее существенных минусов коммерческой концессии — право пользователя в срочном договоре заключить договор на новый срок на тех же условиях. Это значит, что, к примеру, нельзя при перезаключении договора на новый срок повышать роялти без согласия франчайзи, хотя через пять лет после первого заключения договора брэнд и бизнес-система франчайзера могут значительно подорожать: брэнд станет более известным, технологии — более проработанными. Нарушается сама идея срочного договора — по истечении срока договора при продлении договора пересматривать условия отношений сторон. К другим минусам коммерческой концессии можно отнести следующие: требование о двойной регистрации договора (трудности возникают в основном из-за длительного срока регистрации); субсидиарная (по общему правилу) либо солидарная (в случае, если пользователь является производителем товаров правообладателя) ответственность правообладателя по требованиям к качеству товаров и услуг, реализуемых пользователем; безусловная возможность расторжения бессрочного договора без объяснения причин с уведомлением за шесть месяцев, если больший срок не установлен в договоре; ничтожность всего договора полностью (включая нормы договора, не связанные с передачей права пользования товарным знаком или правами патентообладателя), если отсутствует регистрация в Роспатенте.
Проблема, которую действительно невозможно эффективно решить,— это охрана информации. Механизм подобной охраны законодательством предусмотрен, но, даже если принять в компании положение о коммерческой тайне и дать в нем четкий перечень информации, составляющей коммерческую тайну, все носители этой информации запереть в сейф, а за ознакомление с ней брать подпись с каждого «просвещенного» лица, доказать факт разглашения информации законными методами и впоследствии привлечь к ответственности за разглашение крайне сложно.
Анализируя развитие франчайзинга в настоящий момент, отметим следующее.
2012 год продемонстрировал стабильный рост сегмента франчайзинга: 30-50%. На рынок вышли новые игроки в таких областях, как оказание микрофинансовых услуг, фаст-фуд, продажа одежды, продажа аксессуаров для техники. Кроме того, франчайзинг активно выходит на федеральный уровень: Сибирь, Урал, Поволжье. Естественно, чуть ли не на первом месте идет Краснодарский край как столица олимпийских игр 2014.
2013 год российский
рынок франчайзинга встретил
активно развивающимся и с
уже вполне достойной
В 2013 году тенденция роста доли рынка будет сохраняться, а вполне возможно и усиливаться, что обусловлено прекрасной интеграцией модели франчайзинга в схему развития современного российского малого и среднего бизнеса. Предприниматели понимают, что франчайзинг - это один из самых удобных способов масштабирования собственного бизнеса. Кроме того, сейчас нас услышало даже государство, инициируя всевозможные программы содействия бизнеса через торгово-промышленные палаты в регионах.»
По мнению экспертов, основными тенденциями станут:
- серьезный рост доли франчайзинговых предприятий в структуре МСП (малого и среднего предпринимательства) в сравнении с обычными стартапами;
- рост спроса на
покупку франшиз с
- повышение активности и увеличение количества финансовых институтов, предлагающих кредитование малого предпринимательства и франчайзинга, и, соответственно, изменение качества их предложений – небольшое, но снижение ставки кредитования из-за конкуренции.»