Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 17:53, отчет по практике

Описание работы

Предметом производственной практики является экономическая, финансовая, юридическая информация, представленная в нормативных документах.
Задачами производственной практики являлось:
- Установить нормальные деловые отношения с руководителями, специалистами Сберегательного банка России;
- Изучить организационную структуру управления, действующее законодательство, нормативные документы банка, рекомендуемую специальную литературу;
- Собрать общие сведения о Сберегательном банке России, формы бухгалтерской, статистической отчетности;

Файлы: 1 файл

11Отчет по практике_Сбербанк.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Управление кредитным портфелем имеет несколько этапов:

1. определение  основных классификационных групп  кредитов и вменяемых им коэффициентов риска;

2. отнесение  каждого выданного кредита к  одной из указанных групп;

3. выяснение  структуры портфеля (долей различных  групп в их общей сумме);

4. оценка  качества портфеля в целом;

5. выявление  и анализ факторов, меняющих структуру (качество) портфеля;

6. определение  величины резервов, которые необходимо  создать под каждый выданный  кредит (кроме кредитов, под которые  может быть создан единый резерв);

7. определение  общей суммы резервов, адекватной  совокупному риску портфеля;

8. разработка  мер, направленных на улучшение  качества портфеля.

Ключевым моментом в управлении кредитным портфелем банка является выбор критерия (критериев) оценки качества каждого кредита и всей их совокупности.

Формирование резерва обусловлено кредитными рисками в деятельности банков. Банк формирует резерв под возможное обесценение ссуды (кредита), т.е. под возможную потерю ссудой стоимости (полностью или частично) вследствие реализовавшегося связанного с данной ссудой кредитного риска. Величина такого обесценения определяется как разность между балансовой оценкой ссуды (остаток задолженности по ссуде, отраженный на счетах бухгалтерского учета банка на момент ее оценки) и ее так называемой справедливой стоимостью на момент оценки (текущая рыночная оценка ссуды). При этом справедливая стоимость ссуды должна оцениваться на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды.

Формируя резерв, банк, исходя из категории ссуды, определяет размер так называемого расчетного резерва, т.е. резерва, отражающего величину его возможных финансовых потерь по ссуде, которые будут признаны таковыми при соблюдении предусмотренного в Положении порядка оценки факторов кредитного риска, но без учета наличия и качества обеспечения ссуды.

В целях определения размера расчетного резерва в связи с ожидаемым действием факторов кредитного риска ссуды (за исключением ссуд, сгруппированных в однородные портфели) классифицируются в одну из 5 категорий качества:

I (высшая) категория  качества (стандартные ссуды) - нет  кредитного риска (вероятность обесценения ссуды равна нулю);

II категория  качества (нестандартные ссуды) - имеется  умеренный кредитный риск (есть  вероятность обесценения ссуды  на 1-20%);

III категория  качества (сомнительные ссуды) - имеется  значительный кредитный риск (есть вероятность обесценения ссуды на 21-50%);

IV категория  качества (проблемные ссуды) - присутствует  высокий кредитный риск (есть  вероятность обесценения ссуды  на 51-100%);

V (низшая) категория  качества (безнадежные ссуды) - отсутствует  вероятность возврата ссуды, т.е. она будет обесценена полностью (на 100%).

Источниками получения информации о рисках, связанных с заемщиком, Центральный банк считает правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иную отчетность, дополнительно предоставляемые им сведения, а также средства массовой информации и другие источники, которые банк определяет самостоятельно. То есть банку в нормативном порядке вменяется обязанность добывать из самых разных источников информацию, необходимую и достаточную для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва. При этом он обязан также всю такую информацию о каждом заемщике фиксировать в специальном досье, а это досье должно быть доступно органам управления, службам внутреннего контроля банка, аудиторам и органам надзора.

Банк формирует (регулирует) резерв на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и/или качества обеспечения ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика банк обязан реклассифицировать ссуду и при наличии оснований уточнить размер резерва.

В документе ЦБ записано, что финансовое положение заемщика оценивается:

- как хорошее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и все иные сведения о нем свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе (существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, значительный рост кредиторской и/или дебиторской задолженности и др.);

- как среднее (не лучше), если анализ деятельности заемщика и/или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз его текущему финансовому положению, однако присутствуют негативные явления (тенденции), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к финансовым трудностям, если заемщик не примет меры, позволяющие улучшить ситуацию;

- как плохое, если заемщик признан банкротом  либо если он является устойчиво  неплатежеспособным, а также, если  анализ деятельности заемщика  и/или иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться его банкротство либо устойчивая неплатежеспособность заемщика (убытки, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, значительный рост кредиторской и/или дебиторской задолженности и т.п.).

В Положении №254 указано, что в зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды следует относить в одну из трех категорий: хорошо обслуживаемая; обслуживаемая средне; неудовлетворительно обслуживаемая.

Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:

- платежи  по основному долгу и процентам  осуществляются своевременно и  в полном объеме;

- имеется  только единичный случай просроченных платежей по основному долгу и/или процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

- по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до 5 календарных дней;

- по ссудам, предоставленным физическим лицам, - до 30 календарных дней.

Обслуживание долга должно быть признано неудовлетворительным, если:

- имеются  просроченные платежи по основному  долгу и/или по процентам в  течение последних 180 календарных  дней:

- по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 дней;

- предоставленным физическим лицам, - свыше 60 дней;

- ссуда  реструктурирована и по ней  имеются просроченные платежи  по основному долгу и/или по  процентам, а финансовое положение  заемщика оценивается как плохое;

- ссуда  предоставлена заемщику прямо  либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее полученной ссуде, либо банк прямо или косвенно принял на себя риск потерь в связи с предоставлением денег заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено выше среднего при условии, что ранее выданная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.

Сформулированные профессиональные суждения о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания им долга позволяют путем комбинаций двух данных критериев определить категорию качества каждой конкретной ссуды так, как представлено в таблице 4.

 

 

 

Таблица 4

Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание долга / Финансовое положение

Хорошее

Среднее

Неудовлетворительное

Хорошее

I категория качества Стандартные  ссуды

II категория качества  Нестандартные суды

III категория качества  Сомнительные ссуды

Среднее

II категория качества Нестандартные суды

III категория качества  Сомнительные ссуды

IV категория качества  Проблемные ссуды

Плохое

III категория качества  Сомнительные ссуды

IV категория качества  Проблемные ссуды

V категория качества Безнадежные  ссуды


 

Свои особенности имеют процедуры оценки кредитного риска и определения суммы резерва по ссудам, сгруппированным в однородный портфель. К таким ссудам по усмотрению банка могут быть отнесены, в частности, кредиты физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям и организациям малого бизнеса.

Реально резерв формируется (кроме ссуд I категории качества) с учетом наличия и категории обеспечения ссуды. При наличии обеспечения I или II категории качества минимальный размер резерва определяется по формуле:

P = PP * (1 - (ki * Обi/Ср)), (1)

где Р - минимальный размер резерва. Резерв, фактически формируемый банком, не может быть меньше данной величины;

РР - размер расчетного резерва;

ki - коэффициент (индекс) категории качества обеспечения. Для обеспечения I категории качества ki принимается равным 1, для обеспечения II категории качества ki - равным 0,5; Обi - стоимость обеспечения соответствующей категории качества (за вычетом дополнительных расходов банка, связанных с реализацией обеспечения);

Ср - величина основного долга по ссуде.

Если ki * Обi >= Ср, то Р принимается равным 0.

Рассмотрим методы анализа и оценки кредитного портфеля.

При анализе кредитного портфеля банка в предлагаемом нами подходе мы сделаем акцент в оценке 3-х позиций:

- первая  – диверсификации кредитного портфеля банка;

- вторая  – качество кредитного портфеля  банка;

- третья  – доходность кредитного портфеля  банка.

Основными источниками информации для анализа кредитных операций банка могут служить:

1. ф. №101 «Оборотная  ведомость по счетам кредитной организации» и расшифровки к синтетическим счетам;

2. ф. №102 «Отчет  о прибылях и убытках»;

3. ф. №806 «Бухгалтерский  баланс (публикуемая форма)»;

4. ф. №115 «Информация  о качестве ссуд, ссудной и  приравненной к задолженности»;

5. ф. №118 «Данные о крупных кредитах»;

6. ф. №128 «Данные  о средневзвешенных процентных  ставках по кредитам, предоставленным  кредитной организацией»;

7. ф. №302 «Сведения  о кредитах и задолженности  по кредитам, выданным заемщикам  различных регионов»;

8. ф. №325 «Процентные ставки по межбанковаким кредитам»;

9. ф. №501 «Сведения  о межбанковских кредитах и  депозитах».

Следует отметить, что внешним пользователям достаточно сложно определить специфику кредитной деятельности банка. Состав форм отчетности для дистанционного анализа достаточно скуден, при таком анализе аналитику придется ограничиться ф. №101, ф. №102, ф. №806.Анализ можно проводить по следующим этапам:

Во-первых, определяем общую величину кредитных вложений, находим ее долю в активе баланса банка, оцениваем динамику за анализируемый период.

Во-вторых, проведем группировка статей кредитного портфеля и проанализируем структуру и динамику структуры кредитного портфеля в разрезе основных элементов его формирования.

Для оценки структуры выданных кредитов возможно использование различных группировок кредитов. При анализе кредитного портфеля могут использоваться следующие группировки:

- по основным  видам ссудной задолженности;

- по видам  кредитных продуктов;

- по основным  портфелям, сформированным по принципу  «однородность/неоднородность»;

- по субъектам  предоставления кредитов или  категориям заемщиков (различающихся  по форме собственности и сфере  деятельности);

- по срокам  погашения выданных кредитов;

- по валютам  выдаваемых кредитов;

- по категориям  качества и степени риска (с группировкой кредитов по ф. №115).

Так же важно оценить не только структуру, но качество кредитного портфеля.

Система оценки качества кредитного портфеля включает в себя:

- выбор  критериев оценки;

- способ  оценки качества элементов и  сегментов кредитного портфеля;

- определение  методов классификации элементов  портфеля по группам качества (риска);

- оценка  качества кредитного портфеля  в целом на основе системы  финансовых коэффициентов;

- оценка  качества кредитного портфеля  на основе его сегментации.

 

2.2 Характеристика кредитной деятельности ОАО «Сбербанк России»

 

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы.

Основные показатели деятельности Сбербанка России за 9 месяцев 2013 года по состоянию на 30 сентября 2013 г. (млрд. руб.):

- капитал  – 13,7;

- чистая  прибыль – 268,3;

- кредиты  физическим лицам (до вычета резервов  под обесценение) – 3432,3;

- кредиты  юридическим лицам (до вычета резервов под обесценение) – 8942,6;

- резерв  под обесценение кредитного портфеля  – 614,3;

- средства  физических лиц – 7 593,1 млрд. руб.;

- средства  корпоративных клиентов – 3 665,3 млрд. руб.;

Филиальная сеть Сбербанка России (ед.):

- территориальные банки - 17

- внутренние  структурные подразделения – 17 700.

В соответствии с задачами стратегии банка в течение 2008-2013 гг. Сбербанк России развивался как универсальный коммерческий банк, максимально ориентируясь на клиента, превращая Сбербанк в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов. Банк добивался существенного повышения операционной эффективности на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean. Стратегия так же подразумевала развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ направляя усилия на совершенствование обслуживания всех групп клиентов, создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям, обеспечение необходимого уровня эффективности банковской деятельности в условиях снижения доходности финансовых инструментов и сокращения процентной маржи.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»