Отчет по производственной аналитической практике на примере «Кузбассугольбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:54, отчет по практике

Описание работы

БАНК УРАЛСИБ (ОАО «УРАЛСИБ») образован 20 сентября 2005 г. в результате интеграции бизнеса 5 банков: ОАО "УралСиб", ОАО АКБ «АВТОБАНК-НИКОЙЛ», КБ «Брянский народный банк» (ОАО), АБ «ИБГ НИКойл» (ОАО), ОАО АКБ «Кузбассугольбанк».

Содержание работы

1. Организационно-экономическая характеристика организации 3
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации 14

Файлы: 1 файл

отчет уралсиб.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)
    • 15%, или 41,1 млрд руб., в общем объеме ссудной задолженности составили по итогам 2010 года ипотечные кредиты физическим лицам;
    • 23%, или 63,2 млрд руб., составили кредиты крупным юридическим лицам.

Вторым по значимости драйвером  роста процентных доходов стало  увеличение доходности операций на рынке МБК. Дефицит ликвидности банковской системы в IV квартале 2010 года вызвал рост ставок на всех ресурсных рынках. Особенно активно увеличивались ставки на рынке межбанковского кредитования. Средняя доходность операций Банка на рынке МБК в 2010 году составила 16,5%, что в несколько раз превышает показатель 2009 года (3,2%). Результатом увеличения доходности по операциям межбанковского кредитования явился прирост процентного дохода на 3,5 млрд руб.

Почти в 2 раза по сравнению с  2009 годом, или на 2,7 млрд руб., увеличились процентные доходы по чистым вложениям в лизинг. Основной фактор роста данного вида доходов — наращивание лизингового портфеля и, как следствие, увеличение среднего объема чистых вложений в лизинг на 67% (на 10,5 млрд руб.) по сравнению с 2009 годом.

Процентные расходы Банка и  его дочерних компаний увеличились  в 2010 году на 54% (на 7,1 млрд руб.) и составили 20,2 млрд руб. В течение года различные факторы оказывали влияние на рост процентных расходов:

    • в первом полугодии увеличение объемов срочного клиентского привлечения при незначительном повышении процентных ставок;
    • в IV квартале, напротив, на фоне оттока клиентских средств происходил рост процентных ставок как по депозитам клиентов, так и по средствам, привлеченным на рынке межбанковского кредитования.

Процентные расходы по средствам  клиентов увеличились по сравнению  с 2009 годом на 3,5 млрд руб. (на 43%). Основной фактор роста расходов по клиентскому привлечению — увеличение объемов, происходившее до середины III квартала. В итоге средний объем клиентского привлечения увеличился по сравнению с 2009 годом на 26%. Фактическая средняя стоимость клиентского привлечения увеличилась за год всего на 1 п.п. до уровня 8,1 %, что стало следствием оттока клиентских ресурсов в IV квартале, несмотря на повышение договорных процентных ставок.

Процентные расходы по привлеченным межбанковским кредитам возросли на 67% (на 2,8 млрд руб.) и составили по итогам 2010 года 7,0 млрд руб. Основная причина роста расходов — в привлечении кредитов от ЦБ РФ.

 

Предпосылки для финальных показателей  розничного банка в части финансового результата сформировались в основном в первом полугодии 2010 года, когда происходил существенный рост кредитного портфеля и клиентских операций в целом. Начиная с середины III квартала 2010 года, в условиях финансового кризиса, кредитование физических лиц практически прекратилось. Однако наращенный в первом полугодии кредитный портфель позволил сформировать стабильный источник процентных доходов сегмента. С другой стороны, активный рост кредитного портфеля обусловил создание резервов, которые существенно ограничили прибыль сегмента в 2010 году. Объем финансового результата сегмента до распределения налогов по сравнению с 2009 годом снизился на 20,8% и составил 3,1 млрд руб.

 

 

 

 

Таблица 2

Ключевые финансовые индикаторы розничного бизнеса банка

 

2010

2009

+/-

2010/2009

Кредиты розничным клиентам (брутто)

82 189

62 216

+19 973

+32,1

Привлеченные средства розничных клиентов

57 647

64 097

-6 450

-10,1

Срочные депозиты

42 208

41 130

+ 1 077

+2,6

Средства до востребования

15 439

22 966

-7 527

-32,8

Доходы и расходы

Чистый процентный доход

3 699

о

+ 1 693

+84,4

Создание резервов под  обесценение ссуд

-1 380

1 016

-2 395

-235,9

Чистый непроцентный доход

3 261

2 969

+292

+9.8

Чистый операционный доход

5 580

5 991

-410

-6.8

Операционные и прочие непроцентные расходы

-2 470

-2 061

-409

+ 19.9

Финансовый результат

3 111

3 930

-819

-20.8

Доходность

Средняя доходность по кредитам частных клиентов

13,7%

13,0%

+0,7%

 

Средняя стоимость привлечения средств частных клиентов

7,9%

9,9%

-2,0%

-

Чистый процентный доход/Чистый непроцентный доход

113,4%

67,6%

+45,9%

-


 

Розничный банковский бизнес является одним из наиболее чувствительных к  последствиям финансового кризиса  сегментов:

    • появившееся недоверие к банковской системе вызвало отток вкладов физических лиц и обострило проблему ликвидности Банка в целом;
    • снижение платежеспособности клиентов и рост безработицы обусловили рост просроченной задолженности и резервов. Кроме того, сократился объем комиссионных операций физических лиц.

Без учета создания резервов прибыль  сегмента до налогов по сравнению  с 2009 годом увеличилась бы на 54% и составила бы 4,5 млрд руб.; чистый операционный доход до резервов увеличился бы к уровню 2009 года на 40% и составил бы 6,96 млрд руб.

 

Рис.1. Динамика чистого операционного дохода, полученного от физических лиц,  ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 гг., млрд. руб.

 

Рис. 2. Динамика прибыли до налогов ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 гг., млрд. руб.

Процентные доходы сегмента, включая  трансфертные доходы, увеличились по сравнению с 2009 годом на 4,3 млрд руб. (39%), в том числе увеличение начисленных процентов по ссудам клиентам составило 3.5 млрд руб.

 


Рис.3. Роспись доходов и расходов ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 гг.

Процентные расходы, включая трансфертные расходы, за 2010 год увеличились на 2,6 млрд руб. (29%) и составили 11,7 млрд руб. При этом процентные расходы по привлеченным средствам клиентам сократились по сравнению с 2009 годом на 22% (на 0,9 млрд руб.), а трансфертные расходы, напротив, увеличились на 73,8% (на 3,6 млрд руб.). Данная ситуация демонстрирует факт оттока клиентских средств Розничного банка, который на фоне стабильного кредитного портфеля замещался за счет привлечений других операционных сегментов Банка, в том числе за счет привлечений от Банка России. Кроме того, на снижение процентных расходов по клиентским операциям сегмента оказало влияние досрочное расторжение клиентами срочных депозитов, что привело к «экономии» процентных расходов и снижению средней фактической ставки привлечения по сравнению с 2009 годом.

Основным фактором роста процентных доходов в течение 2010 года было увеличение объемов кредитного портфеля. Средний объем кредитного портфеля увеличился за первое полугодие на 39,1% (19,4 млрд руб.). В связи с введенными ограничениями на кредитование физических лиц в середине III квартала, рост среднего объема кредитного портфеля во втором полугодии составил только 4,9% (3,4 млрд руб.).

 

Рис.4. Средний объем кредитов и средняя фактическая доходность кредитов ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 гг., млрд. руб.

 

Рис.5. Средний объем срочных депозитов и средняя фактическая стоимость привлечения ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 гг.

Средняя фактическая ставка доходности кредитного портфеля увеличилась за год незначительно — на 0,7 п.п. Несущественный рост доходности кредитного портфеля связан с тем, что основной прирост кредитного портфеля был обеспечен за счет увеличения ипотечных кредитов. Объем увеличения ипотечных кредитов за 2010 год составил 12,7 млрд руб., или 46,7%.

 

Рис. 6. Структура кредитного портфеля частных клиентов в ОАО «Уралсиб» в 2010 гг.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Структура кредитного портфеля частных  клиентов в ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 гг., млн. руб.

 

2010

2009

2010/2009

Кредиты частным клиентам (брутто)

82189

62 216

+ 19973

+32,1%

Ипотечные кредиты

39 978

27 256

+ 12 722

+46,7%

Потребительские ссуды

20 015

17 363

+2 651

+ 15,3%

Автокредитование

16 208

14535

+ 1 673

+ 11,5%

Кредитные карты

1 847

1 431

+416

+29,0%

Прочие

4 142

1 630

+2 512

+ 154.1%


 

Около половины кредитного портфеля сегмента — 49%— составляют ипотечные кредиты. Для ипотечных кредитов характерна более низкая процентная ставка по сравнению с другими видами розничных кредитов и длительная дюрация. в связи с чем рост доходности кредитного портфеля розничных клиентов происходит медленными темпами.

В структуре чистого непроцентного  дохода основную долю составил комиссионный доход. Объемы комиссионного дохода равномерно распределены по основным видам комиссионных операций: расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, операциям процессинга и эквайринга, обслуживанию пластиковых карт и зарплатным проектам.

Рис.7. Структура непроцентных доходов розничного бизнеса ОАО «Уралсиб» в 2010 г.

Таблица 4

Структура непроцентных доходов розничного бизнеса ОАО «Уралсиб» в 2009-2010 г., млн. руб.

Непроцентный доход

2010

2009

+/-

2010/2009

1

2

3

4

5

Комиссионные доходы

3 200

2 750

+450

+ 16.4%

Комиссионные расходы

-320

-161

-159

+99,0%

Внутренние аналитические доходы

323

256

+67

+26,1%

Внутренние аналитические расходы

-334

-286

-48

+16,7%

Чистые доходы по операциям с  иностранной валютой

602

211

+391

+185,6%

Чистые доходы по операциям с  драгоценными металлами

0.002

0.2

-0.2

-98,9%

Прочие доходы

-210

199

-409

-205,9%

1

2

3

45

5

Чистые непроцентные доходы всего

3 261

2 969

+292

+9.8%


 

По сравнению с 2009 годом объем комиссионного дохода увеличился незначительно — на 16,4%. Во втором полугодии 2010 года произошел значительный рост курсов иностранных валют. Этот фактор повлиял на рост доходов по операциям с иностранной валютой — 391 млн руб., или 185%.

Объем резервов на возможные потери по ссудам физических лиц увеличился за 2010 год на 48,4% (на 1,4 млрд руб.) до 4,2 млрд руб. Основная причина увеличения резервов — в повышении рисковых цен:

    • увеличение объема неработающих или проблемных ссуд на 12,8% (на 0,5 млрд руб.) при росте кредитного портфеля на 32%;
    • применение в 2010 году более высоких ставок резервирования. Как следствие, уровень резервирования кредитного портфеля физических лиц вырос с 4,6% в 2009 году до 5,1 % в 2010 году.

Увеличение резервов позволило улучшить коэффициент покрытия резервами неработающих кредитов с 73,5% в 2009 году до 95,6% по итогам 2010 года.

 

Рис.8. Кредиты брутто частным клиентам и резервы, млрд. руб.

Рис.9. Резервы и неработающие(проблемные) кредиты

В структуре неработающих кредитов основной объем приходится на потребительские ссуды. Доля неработающих кредитов в объеме потребительских ссуд составляет 17%, или 3.4 млрд руб. По ипотечным ссудам объем и доля неработающих кредитов на конец 2010 года были незначительны — 694 млн руб., или 2%.

Рис.10. Неработающие кредиты в структуре кредитного портфеля в розничном бизнесе банка, 2010 г.

На сегодняшний день Банк является одним из ведущих универсальных  кредитных учреждений в стране, предоставляющих  полный комплекс продуктов и услуг частным клиентам на территории 53 регионов страны через разветвленную сеть продаж. Ключевой задачей 2010 года для Банка стало постоянное совершенствование тарифной и процентной политики, а также продуктовой линейки и приведение ее в соответствие с быстро меняющимися рыночными условиями.

С целью повышения получаемых доходов  в минувшем году внедрен потребительский  кредит «Удобный», представляющий собой высокодоходный нецелевой потребительский кредит без обеспечения с минимальным пакетом документов и быстрым сроком рассмотрения. Кроме того. Банк предоставил своим клиентам возможность открытия кредитной карты с grace-периодом под залог депозита.

В 2010 году Банк произвел определенные новации по всему спектру вкладов для физических лиц. В частности, в марте была введена в действие полностью обновленная линейка вкладов, в июне произведена модификация в части вкладов с возможностью совершения расходных операций. Во втором полугодии прошедшего года в связи с девальвацией национальной валюты Банк предложил своим клиентам возможность изменения валюты действующего вклада и возобновил прием модифицированного мультивалютного депозита; в декабре ввел валютный расчетный вклад с возможностью совершения расходных операций с низким неснижаемым остатком.

В течение 2010 года усилия Банка в части развития дистанционного банковского обслуживания были нацелены на увеличение клиентской базы пользователей дистанционным обслуживанием улучшение сервисов. В течение 2010 года клиентская база пользователей Интернет-банкинга увеличилась более чем в 2 раза. В первом полугодии системы дистанционного банковского обслуживания предоставили клиентам филиалов Банка возможность осуществления платежей через Интернет со счетов, открытых в Банке, в пользу региональных поставщиков услуг. Во втором полугодии был расширен перечень услуг, предоставляемых федеральными поставщиками услуг, для оплаты через Интернет с использованием карг Visa и MasterCard.

Информация о работе Отчет по производственной аналитической практике на примере «Кузбассугольбанк»