Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 07:31, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время во всем мире увеличивается роль финансового регулирования территориальных пропорций. В XX веке ускоряется воздействие демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах важным элементом демократии является местное самоуправление, осуществляемое населением через представительные органы. Для исполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..…..…3 Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования. Содержание финансового регулирования, его методы и формы .…………...5 Понятие финансового регулирования территориальных пропорций………..8 Глава 2. Анализ практики финансового регулирования территориальных пропорций Российской федерации и зарубежных стран. 2.1. Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации, ее особенности и перспективы...……..………......….....12 2.2. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций……………………………………………………………………..…..…18 Заключение…………………………………………………………………………….23 Список использованной литературы………………………………..………
«Отечественная и
зарубежная практика финансового регулирования
территориальных пропорций»
Выполнил;
Преподаватель:
Москва-2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..…..…3
Глава 1. Теоретические основы
финансового регулирования.
Содержание финансового регулирования, его методы и формы .…………...5
Понятие финансового регулирования
территориальных пропорций………..8
Глава 2. Анализ практики финансового
регулирования территориальных пропорций
Российской федерации и зарубежных стран.
2.1. Основы финансового регулирования
территориальных пропорций в Российской
Федерации, ее особенности и перспективы...……..………......….....12
2.2. Зарубежный опыт финансового
регулирования территориальных пропорций……………………………………………………………………..…..…18
Заключение…………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………..………..……....24
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время во всем мире
увеличивается роль финансового регулирования
территориальных пропорций. В XX веке ускоряется
воздействие демократических принципов
в государственном устройстве и управлении.
Во многих странах важным элементом демократии
является местное самоуправление, осуществляемое
населением через представительные органы.
Для исполнения возложенных на них функций
территориальные представительные и исполнительные
органы наделяются определенными имущественными
и финансово-бюджетными правами.
Основным элементом устойчивой
экономики в отношении финансового регулирования
являются рациональные пропорции, зависимости,
взаимосвязи и отношения экономики районов.
Во избежание нарастающей дифференциации
уровня жизни и экономического развития
между каждым регионом в стране следует
стимулировать формирование стратегических
программ промышленной политики, активация
депрессивных регионов, повышение преимуществ
регионов в конкуренции при соблюдении
социальных гарантий. Вопрос о конкурентоспособности
экономики в России, ее место в мире и реальное
благополучие населения в значительной
мере обуславливается качеством и интенсивностью
рационального использования потенциальных
возможностей территории, образующей
финансовое пространство. Качество финансового
пространства каждой страны отражает
взаимодействие эволюционных, экономически
изменяющихся процессов в использовании
географических факторов.
Объектом данной курсовой работы
является политика финансового регулирования
территориальных пропорций в России и
зарубежных странах, ее роль, а также перспективы
регулирования. Предметом является анализ
экономического состояния территориальных
пропорций в различных странах, в частности
в России.
Целью исследования является попытка
выявления и обоснования роли финансового
регулирования территориальных пропорций
в экономической политике государств.
В соответствии с целью были
поставлены следующие задачи:
Раскрыть содержание финансового
регулирования.
Определить понятие финансового
регулирования территориальных пропорций.
Дать анализ и сравнить динамику
экономического состояния территориальных
пропорций в России и зарубежных странах.
Глава 1. Теоретические
основы финансового регулирования.
Содержание финансового регулирования,
его методы и формы.
Очень значимым и эффективным
двигателем воздействия на экономику
являются финансы, которыми обладает государство.
Финансы (лат. fmancia - наличность, доход)
- совокупность всех денежных средств,
которыми обладают домашние хозяйства,
предприятия и государство.
В условиях рыночной экономики
государственное регулирование представляет
собой систему мер исполнительного, законодательного,
и контролирующего характера, исполняемых
государственными учреждениями и общественными
организациями в целях регулирования
и адаптации существующей социально-экономической
системы.
По объектам воздействия государственное
регулирование экономики означает деятельность
по регулированию трех взаимосвязанных
частей воспроизводственного процесса:
регулирование финансов, регулирование
ресурсов, регулирование производства.
Возрастание регулирующей роли
государства привело к сплошному увеличению
финансового объема ресурсов, которыми
оно стало владеть, и также к относительному
возрастанию доли государства в общей
сумме денежных средств общества. Новые
явления в развитии финансов объясняются
научно-технической революцией, интернационализацией
производства, расширением нерыночного
сектора экономики, и усилением воздействия
государства на экономику. Исходя из этого
можно отметить некоторое количество
современных направлений финансового
регулирования (рис 1.).
Рис 1. Современные
направления государственного финансирования
экономики.
Итак, самое время дать определение
финансовому регулированию.
Финансовое регулирование –
это воздействия на экономические и социальные
процессы, направленные на предотвращение
возможных или устранение имеющихся диспропорций,
обеспечение развития передовых технологий
и социальной стабильности, путем концентрации
финансовых ресурсов в одних сегментах
рынка и ограничения роста объема финансовых
ресурсов в других.1
В общем виде можно представить
систему управления финансами страны
через 4 основные составляющие:
Финансовая система;
Финансовая политика;
Финансовые механизмы реализации финансовой политики;
Цели упрвления финансами;
Органы управления финансами;
Имеются две формы финансового
регулирования: прямые и косвенные.2
Прямое финансовое регулирование определяется
как непосредственное влияние на конкретный
объект регулирования. В государственном
финансовом регулировании прямые формы
происходят в основном через воздействие
на финансовые отношения с использованием
административных средств. Эти средства
отличаются конкретными воздействиями
государственных органов и органов местного
самоуправления на поведение и регулируемые
отношения соответствующих экономических
субъектов.
Косвенное финансовое регулирование
действует посредственно через другие
объекты.
С помощью косвенных методов
государство воздействует на финансовые
способности производителей товаров и
услуг и на объем покупательных возможностей.
Прежде всего к косвенным методам
относятся: денежно-кредитная и финансовая
политика.
Фискальная политика - это совокупность
финансовых мероприятий государства по
регулированию государственных расходов
и доходов для достижения определенных
социально-экономических целей. Главным
образом в настоящее время такими целями
в ведущих странах являются антикризисное
регулирование, уменьшение размеров инфляции
и безработицы.
Денежно-кредитная (монетарная)
политика — это политика государства, регулирующая
количество денег в обращении с целью стабилизации
цен, роста реального объема производства
и полной занятости населения.
Среди финансовых методов воздействия
на экономику и социальные процессы наиболее
значимы бюджетные, в виде различных форм
бюджетных расходов, государственных
и муниципальных гарантии и т.п; и налоговые.
К каждому объекту финансового регулирования
относятся определенные методы.
Основными объектами же государственного
финансового регулирования являются отраслевая
структура экономики, ее территориальные
пропорции, а также социальная структура
общества.
Понятие финансового регулирования
территориальных пропорций.
Государственное регулирование
экономики носит системный характер так-как
обращено на всю систему народного хозяйства.
Что же такое государственное регулирование
экономики? - это совокупность субъектов,
объектов, механизмов, целей, принципов,
методов и инструментов регулирования,
образующих единое целое. Отмеченная система
регулирования заключена в поддержании
определенных упорядоченных, соответствующих
интересам народа, экономических отношений. 3Прямое регулирование экономики
государство ведет через государственную
собственность, т.е. в виде ходовых предприятий
федерального, регионального и муниципального
управления.
Рассмотрим уровни региональной
иерархии. Государственное регулирование
основывается на двух основных направлениях:
федеральном и региональном уровнях.
Наиболее сильной стороной
отечественной школы региональной экономики
были исследования, обеспечивающие планирование
размещения производительных сил и регионального
развития. Но результаты многих исследований
далеко не всегда воспринимались экономической
практикой.
Большое внимание отечественных
теоретиков размещения к проблеме экономического
районирования основывалось на представлении,
что «правильное» разделение страны на
крупные экономические районы (от 10 до
20) будет способствовать их комплексному
развитию (путем внутренней кооперации),
усилит их специализацию в экономике страны.
Возлагались также надежды на то, что общее
экономическое районировано сможет компенсировать
административно-территориального делении
страны и в перспективе даст возможность
перейти к государственному управлению
по крупным районам.
Как мы уже говорили, основными
объектами государственного финансового
регулирования выступают отраслевая структура
экономики, ее территориальные пропорции,
а также социальная структура общества.
Дадим определение территориальным
финансам - это система экономических
отношений, посредством которой распределяется
и перераспределяется национальный доход;
фонд денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие
территорий.4
В последние десятилетия во
многих странах отмечается регионализация
экономических и социальных процессов.
Все чаще функции регулирования этих процессов
переходят к территориальным уровням
государственной власти относительно
от центральных. Поэтому роль территориальных
финансов увеличивается, а сфера их применения
расширяется. Растет величина территориальных
финансов, и в большинстве странах это
основная часть финансовых ресурсов государства.