Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 07:31, курсовая работа
Описание работы
В настоящее время во всем мире увеличивается роль финансового регулирования территориальных пропорций. В XX веке ускоряется воздействие демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах важным элементом демократии является местное самоуправление, осуществляемое населением через представительные органы. Для исполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..…..…3 Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования. Содержание финансового регулирования, его методы и формы .…………...5 Понятие финансового регулирования территориальных пропорций………..8 Глава 2. Анализ практики финансового регулирования территориальных пропорций Российской федерации и зарубежных стран. 2.1. Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации, ее особенности и перспективы...……..………......….....12 2.2. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций……………………………………………………………………..…..…18 Заключение…………………………………………………………………………….23 Список использованной литературы………………………………..………
Из предшествующего опыта можно
было бы, например, включать в паспорта
приватизируемых объектов и лицензируемой
хозяйственной деятельности характеристику
соответствия предприятия (объединения
и т.п.) принципам и факторам рационального
размещения производительных сил, выбора
района и пункта дислокации и т.д. (и учитывать
ее при определении перспектив, решений
вопроса о банкротстве и т.п.). Ведь еще
в довоенные и послевоенные годы для осуществления
структурных сдвигов и подъема отсталых
районов смело шли на перепрофилирование
предприятий, а также на создание предприятий-дублеров
(т.е. конкурентов). Тем более это актуально
для «рыночной» экономики, требующей быстрой
диверсификации производства в зависимости
от спроса и поддержания конкуренции на
рынке товаров.
Необходимы и новые подходы
в определении стратегии развития европейских
и восточных районов. Проводя политику
жесткого ресурсосбережения, нельзя по-прежнему
ратовать за слишком высокие темпы освоения
природных богатств Востока и Севера (вместо
дополнительной экспортной валюты целесообразно
получить недоплаченные за “приватизированную”
государственную собственность миллиарды
рублей). Только широкое развитие в Сибири,
отчасти и на Дальнем Востоке, перерабатывающих
отраслей промышленности (наряду с добывающими),
преимущественно энерго и водоемких,
создает условия для ускоренного подъема
там производительных сил.
2.2. Зарубежный
опыт финансового регулирования
территориальных пропорций.
За рубежом схемы финансового
территориального регулирования разрабатываются
обычно для важных промышленных районов
— главным образом для центров сосредоточения
топливной и железорудной промышленности,
а также для очень крупных городов, взятых
вместе с прилегающими территориями и
населенными пунктами, тяготеющими к этим
городам.
В литературе описаны районные
планировочные схемы регулирования, составленные
в Соединенных Штатах Америки для штата
Массачусетс, для района Лос-Анджелес
на тихоокеанском побережье, для районов
Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, для многомиллионного
Нью-Йорка и прилегающей к нему зоны, для
долины реки Теннесси и некоторых других
территорий. Планировщики США ставят перед
районной планировкой широкий круг задач.
Важнейшие из них — выявление потенциальных
возможностей развития хозяйства отдельных
районов, использование их энергетических
и сырьевых ресурсов, охрана их природных
богатств, осуществление «больших работ»
по строительству крупных водохозяйственных
или энергетических сооружений. В США
все более настойчиво заявляют о себе
«больные» проблемы упорядочения стихийно
складывающихся скоплений городов (в районах
Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго, Детройта,
Кливленда, Питтсбурга, Лос-Анджелеса
и др.), называемых городскими агломерациями,
городами-районами, региональными городами
или урбанизированными районами
Специфика территориального
регулирования в Швейцарии в стране с
наиболее высоким жизненным уровнем в
Европе, с этим связаны очень высокие требования
к жизненному пространству. К тому же треть
площади страны уже используется. Активный
процесс урбанизации начался с 1947 г., что
в два раза увеличило количество строений.
Поэтому, методами территориального планирования
расширяется инфраструктура во всей стране
и повышается качества жилищных условий,
образования и культуры.
Специфика финансового регулирования
вытекает из наличия частной собственности
и ограничений в территориальном планировании
связанных с общественными интересами.
Поэтому, планирующие организации имеют
серьезные ограничения и одним из основных
вопросов становится вопрос о восприятии
и одобрении общественностью предлагаемых
планов. Планирование в Швейцарии осуществляется
на федеральном, кантоном и общинном уровнях
Стратегия территориального регулирования
в Швейцарии – это совместная работа всех
участников этого процесса. В Швейцарии
имеется так называемое коммунальное
территориальное регулирование, базирующееся
на идеальной модели территории, полученной
при совместной работе специалистов с
политиками и населением. С помощью этих
образцов (идеальных моделей) разрабатывается
коммунальное нормативное планирование,
которое является инструментом координации
актуальных тенденций развития территории.
Примером коммунального территориального
планирования является план Рапперсвила.
Так же в Швейцарии большое внимание уделяется
методам проектирования, которые должны
отвечать на вопросы Что было? Что есть?
Что будет? Что могло бы быть? Что должно
быть?
В Англии работы по районной регулировке
особенно сильно развивались после первой
и второй мировых войн, в 20-х и 40-х годах
текущего столетия. Созданные в разных
районах страны из представителей местных
органов комитеты по районной планировке
составили общие схемы планировки этих
районов. Известны опубликованные схемы
по многим районам Англии, в частности
по районам Донкастера, Манчестера, Ланкастера,
Честерфилда, Восточного Кента, Западного
Кента, Розерхема, Бредфорда и Лидса, Брайтона,
долине реки Клайд (Глазго и окружающий
его район).
В период второй мировой войны под руководством
известного английского градостроителя
Аберкромби был разработан план Большого
Лондона, охвативший прилегающие к городу
территории. После войны, на основании
закона 1948 г., схемы районной регулирования
(«Планы развития») составлялись в границах
крупных административных делений, в основном
графств, и охватили почти всю территорию
Англии.
В Польше территориальное регулирование
рассматривается как часть народнохозяйственного
плана, решающая территориально-планировочные
проблемы развития района. Разрабатываются
схемы районной планировки основных экономических
и административных районов страны —
воеводств, органически связанные с перспективными
планами их народнохозяйственного развития.
Составлялись в стране также и проекты
районной планировки отдельных специализированных
районов. Известны проекты районной планировки
Верхнее-Силезского, Варшавского, Краковского,
Лодзинского, Ченстоховского промышленных
районов, курортного района Закопане (польский
участок Высоких Татр), где возникли интересные
проблемы взаимоувязки с районной планировкой
прилегающего района Чехословакии. В каждом
из этих районов в силу своеобразных условий
развития промышленности и расселения
возникли специфические районно-планировочные
проблемы.
В Болгарии по предложению Академии наук
предусмотрено создание 30 административно-экономических
округов различного производственного
профиля, по каждому из которых должен
быть разработан проект районной планировки.
В Бразилии с нуля была построена новая
столица – город Бразилиа (автор Оскар
Нимейер, построен город в 1960 году.). Он
имеет весьма своеобразную планировочную
структуру, в плане напоминающую самолет
(фюзеляж, крылья). Его планировка была
тщательно продумана с точки зрения того
типа функционирования, которое заложили
в него проектировщики, представляя его
в виде большой машины. Но, будучи, прежде
всего, живой социальной системой, городская
ткань «не терпит пустоты», и застройщики
постоянно покушаются на свободные пространства
(между крыльями). Пришлось создать специальный
комитет по надзору за строительством,
целью которого является недопущение
застройки нарушающей первоначальную
планировочную структуру. В итоге из-за
непродуманной планировки создана искусственная
напряженность, которая наносит ущерб
функционированию и развитию города.
Расходы региональных бюджетов
во многом зависят от бюджетной политики,
проводимой в государстве, и степени децентрализации
управления социальной сферой. Все это
является решающим фактором, влияющим
на объем финансовых ресурсов, проходящих
по каналам региональных бюджетов, на
их удельный вес в общегосударственных
бюджетных расходах.
Соотношение объемов расходов,
проходящих через различные виды бюджетов,
в странах не одинаково. Так, в Финляндии,
Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных
бюджетов расходуется больше средств,
чем за счет центрального. Различия в размерах
средств, проходящих через разные виды
бюджетов, объясняются определенными
уровнями финансовой ответственности
центральных и региональных органов власти
за осуществление главным образом социальных
программ, финансирование которых является
наиболее крупной частью бюджетных расходов.
Средства региональных бюджетов
используются как на эксплуатационные,
так и на инвестиционные затраты. Поэтому
во всех странах составляется бюджет текущих
затрат и бюджет развития, т. е. капитальных
вложений. Как правило, бюджет текущих
затрат формируется за счет налоговых
и неналоговых поступлений и направляется
на покрытие эксплуатационных расходов.
Бюджет развития формируется за счет субвенций,
местных займов, пожертвований на строительство.
В большинстве зарубежных стран
порядок разработки, рассмотрения и утверждения
проектов региональных бюджетов детально
регламентирован.
В основу расходной части бюджета
обычно закладываются сметы муниципальных
департаментов, составляемые руководителем
финансовой службы с учетом поправок,
вносимых главой исполнительной власти
на местах (губернатором, мэром и т.п.).
Проект регионального бюджета на очередной
финансовый год формируется путем сопоставления
смет расходов департаментов и предстоящих
выплат по всем финансовым обязательствам
с ожидаемыми доходными поступлениями.
После обсуждения, организуемого муниципальным
советом, проект бюджета вносится на утверждение
главы исполнительного аппарата. Одновременно
принимаются решения о налоговых ставках
и проектируемых займах.
Региональные органы власти
обязаны руководствоваться законодательно
закрепленными принципами составления
бюджета. Основные из них принцип обеспечения
общей сбалансированности бюджета и принцип
полноты бюджета. Иначе говоря, в его проекте
должны фигурировать все предполагаемые
доходы и расходы.
В расходах региональных бюджетов
главенствующее положение занимают ассигнования
на социально-культурные объекты. Это
прежде всего расходы на начальные и средние
школы. В Германии эти расходы составляют
1/4 расходов местных бюджетов, в Японии
и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании
и США - свыше 40%. В ряде стран (Германии,
США) за счет территориальных бюджетов
покрываются расходы на высшие учебные
заведения.
За счет региональных бюджетов
финансируется и здравоохранение. Например,
в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты
составляют более 50% бюджетных расходов.
Важнейшей статьей расходов
региональных бюджетов являются ассигнования
на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье,
водо- канализационные, транспортные предприятия,
городское благоустройство, дорожное
хозяйство).
Из региональных бюджетов финансируются
расходы на содержание местных органов
власти, правопорядка, в некоторых странах
- судов.
Одной из существенных статей
бюджетных расходов являются затраты,
связанные с погашением займов и выплат
процентов по ним. Например, во Франции
на выплату процентов по займам и ссудам
приходится выделять более 10%, а на погашение
полученных займов - около 20% всех расходов
бюджетов муниципалитетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время современный
этап развития рыночной экономики во многих
странах отличается активным вмешательством
государства в экономические и социальные
процессы, так как существуют монополии,
сильное влияние профсоюзов не происходит
автоматического саморегулирования рынка.
При этом из-за ограниченности возможности
использования административных методов
часто используемым экономическим инструментом
становятся финансы. Следовательно, основным
из субъектов финансового регулирования
выступает государство.
Государство вмешивается в
экономику через использования законодательными
и исполнительными органами власти стоимостных
методов воздействия на процессы общественного
развития.
С помощью государственной
налоговой политики, инвестиций, деятельности
различных государственных структур возникает
конкретный механизм влияния на экономику.
Регулирующие возможности финансов
организаций используют в основном для
межхозяйственного и внутрихозяйственного
перераспределения финансовых ресурсов,
воздействие государственного бюджета
— для регулирования территориальных
и отраслевых пропорций.
В регулировании территориальных
пропорций обозначаются в основном государственные
и местные финансы, а также отчасти финансы
предприятий. Необходимо отметить, что
саморегулирование происходит при обеспечении
субвенций и дотаций нижестоящим бюджетам,
образовании и использовании различных
форм государственного кредита, территориальных
фондов регулирования. Чтобы извлечь экономику
из кризисного состояния, обеспечить верным
и устойчивыми источниками роста, необходимо
использовать финансовые мотивы, с помощью
которых можно воздействовать на материальные
интересы субъектов хозяйствования.