Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время во всем мире увеличивается роль финансового регулирования территориальных пропорций. В XX веке ускоряется воздействие демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах важным элементом демократии является местное самоуправление, осуществляемое населением через представительные органы. Для исполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…..…3
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования.
Содержание финансового регулирования, его методы и формы .…………...5
Понятие финансового регулирования территориальных пропорций………..8
Глава 2. Анализ практики финансового регулирования территориальных пропорций Российской федерации и зарубежных стран.
2.1. Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации, ее особенности и перспективы...……..………......….....12
2.2. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций……………………………………………………………………..…..…18
Заключение…………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………..………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 89.47 Кб (Скачать файл)

Из предшествующего опыта можно было бы, например, включать в паспорта приватизируемых объектов и лицензируемой хозяйственной деятельности характеристику соответствия предприятия (объединения и т.п.) принципам и факторам рационального размещения производительных сил, выбора района и пункта дислокации и т.д. (и учитывать ее при определении перспектив, решений вопроса о банкротстве и т.п.). Ведь еще в довоенные и послевоенные годы для осуществления структурных сдвигов и подъема отсталых районов смело шли на перепрофилирование предприятий, а также на создание предприятий-дублеров (т.е. конкурентов). Тем более это актуально для «рыночной» экономики, требующей быстрой диверсификации производства в зависимости от спроса и поддержания конкуренции на рынке товаров.

Необходимы и новые подходы в определении стратегии развития европейских и восточных районов. Проводя политику жесткого ресурсосбережения, нельзя по-прежнему ратовать за слишком высокие темпы освоения природных богатств Востока и Севера (вместо дополнительной экспортной валюты целесообразно получить недоплаченные за “приватизированную” государственную собственность миллиарды рублей). Только широкое развитие в Сибири, отчасти и на Дальнем Востоке, перерабатывающих отраслей промышленности (наряду с добывающими), преимущественно энерго  и водоемких, создает условия для ускоренного подъема там производительных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.     Зарубежный  опыт финансового регулирования  территориальных пропорций.

За рубежом схемы финансового территориального регулирования разрабатываются обычно для важных промышленных районов — главным образом для центров сосредоточения топливной и железорудной промышленности, а также для очень крупных городов, взятых вместе с прилегающими территориями и населенными пунктами, тяготеющими к этим городам.

В литературе описаны районные планировочные схемы регулирования, составленные в Соединенных Штатах Америки для штата Массачусетс, для района Лос-Анджелес на тихоокеанском побережье, для районов Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, для многомиллионного Нью-Йорка и прилегающей к нему зоны, для долины реки Теннесси и некоторых других территорий. Планировщики США ставят перед районной планировкой широкий круг задач. Важнейшие из них — выявление потенциальных возможностей развития хозяйства отдельных районов, использование их энергетических и сырьевых ресурсов, охрана их природных богатств, осуществление «больших работ» по строительству крупных водохозяйственных или энергетических сооружений. В США все более настойчиво заявляют о себе «больные» проблемы упорядочения стихийно складывающихся скоплений городов (в районах Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга, Лос-Анджелеса и др.), называемых городскими агломерациями, городами-районами, региональными городами или урбанизированными районами

Специфика территориального регулирования в Швейцарии в стране с наиболее высоким жизненным уровнем в Европе, с этим связаны очень высокие требования к жизненному пространству. К тому же треть площади страны уже используется. Активный процесс урбанизации начался с 1947 г., что в два раза увеличило количество строений. Поэтому, методами территориального планирования расширяется инфраструктура во всей стране и повышается качества жилищных условий, образования и культуры. 
 Специфика финансового регулирования вытекает из наличия частной собственности и ограничений в территориальном планировании связанных с общественными интересами. Поэтому, планирующие организации имеют серьезные ограничения и одним из основных вопросов становится вопрос о восприятии и одобрении общественностью предлагаемых планов. Планирование в Швейцарии осуществляется на федеральном, кантоном и общинном уровнях  
 Стратегия территориального регулирования в Швейцарии – это совместная работа всех участников этого процесса. В Швейцарии имеется так называемое коммунальное территориальное регулирование, базирующееся на идеальной модели территории, полученной при совместной работе специалистов с политиками и населением. С помощью этих образцов (идеальных моделей) разрабатывается коммунальное нормативное планирование, которое является инструментом координации актуальных тенденций развития территории. Примером коммунального территориального планирования является план Рапперсвила. 
Так же в Швейцарии большое внимание уделяется методам проектирования, которые должны отвечать на вопросы Что было? Что есть? Что будет? Что могло бы быть? Что должно быть? 
 В Англии работы по районной регулировке особенно сильно развивались после первой и второй мировых войн, в 20-х и 40-х годах текущего столетия. Созданные в разных районах страны из представителей местных органов комитеты по районной планировке составили общие схемы планировки этих районов. Известны опубликованные схемы по многим районам Англии, в частности по районам Донкастера, Манчестера, Ланкастера, Честерфилда, Восточного Кента, Западного Кента, Розерхема, Бредфорда и Лидса, Брайтона, долине реки Клайд (Глазго и окружающий его район). 
 В период второй мировой войны под руководством известного английского градостроителя Аберкромби был разработан план Большого Лондона, охвативший прилегающие к городу территории. После войны, на основании закона 1948 г., схемы районной регулирования («Планы развития») составлялись в границах крупных административных делений, в основном графств, и охватили почти всю территорию Англии.

В Польше территориальное регулирование рассматривается как часть народнохозяйственного плана, решающая территориально-планировочные проблемы развития района. Разрабатываются схемы районной планировки основных экономических и административных районов страны — воеводств, органически связанные с перспективными планами их народнохозяйственного развития. Составлялись в стране также и проекты районной планировки отдельных специализированных районов. Известны проекты районной планировки Верхнее-Силезского, Варшавского, Краковского, Лодзинского, Ченстоховского промышленных районов, курортного района Закопане (польский участок Высоких Татр), где возникли интересные проблемы взаимоувязки с районной планировкой прилегающего района Чехословакии. В каждом из этих районов в силу своеобразных условий развития промышленности и расселения возникли специфические районно-планировочные проблемы. 
 В Болгарии по предложению Академии наук предусмотрено создание 30 административно-экономических округов различного производственного профиля, по каждому из которых должен быть разработан проект районной планировки. 
 В Бразилии с нуля была построена новая столица – город Бразилиа (автор Оскар Нимейер, построен город в 1960 году.). Он имеет весьма своеобразную планировочную структуру, в плане напоминающую самолет (фюзеляж, крылья). Его планировка была тщательно продумана с точки зрения того типа функционирования, которое заложили в него проектировщики, представляя его в виде большой машины. Но, будучи, прежде всего, живой социальной системой, городская ткань «не терпит пустоты», и застройщики постоянно покушаются на свободные пространства (между крыльями). Пришлось создать специальный комитет по надзору за строительством, целью которого является недопущение застройки нарушающей первоначальную планировочную структуру. В итоге из-за непродуманной планировки создана искусственная напряженность, которая наносит ущерб функционированию и развитию города.

Расходы региональных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в странах не одинаково. Так, в Финляндии, Германии, Норвегии, Франции за счет территориальных бюджетов расходуется больше средств, чем за счет центрального. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Средства региональных бюджетов используются как на эксплуатационные, так и на инвестиционные затраты. Поэтому во всех странах составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, т. е. капитальных вложений. Как правило, бюджет текущих затрат формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений и направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируется за счет субвенций, местных займов, пожертвований на строительство.

В большинстве зарубежных стран порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектов региональных бюджетов детально регламентирован.

В основу расходной части бюджета обычно закладываются сметы муниципальных департаментов, составляемые руководителем финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и т.п.). Проект регионального бюджета на очередной финансовый год формируется путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого муниципальным советом, проект бюджета вносится на утверждение главы исполнительного аппарата. Одновременно принимаются решения о налоговых ставках и проектируемых займах.

Региональные органы власти обязаны руководствоваться законодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. Иначе говоря, в его проекте должны фигурировать все предполагаемые доходы и расходы.

В расходах региональных бюджетов главенствующее положение занимают ассигнования на социально-культурные объекты. Это прежде всего расходы на начальные и средние школы. В Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюджетов, в Японии и Франции - более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США - свыше 40%. В ряде стран (Германии, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения.

За счет региональных бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов.

Важнейшей статьей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водо- канализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).

Из региональных бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах - судов.

Одной из существенных статей бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением займов и выплат процентов по ним. Например, во Франции на выплату процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов - около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время современный этап развития рыночной экономики во многих странах отличается активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, так как существуют монополии, сильное влияние профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом из-за ограниченности возможности использования административных методов часто используемым экономическим инструментом становятся финансы. Следовательно, основным из субъектов финансового регулирования выступает государство.

Государство вмешивается в экономику через использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственной налоговой политики, инвестиций, деятельности различных государственных структур возникает конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов организаций используют в основном для межхозяйственного и внутрихозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, воздействие государственного бюджета — для регулирования территориальных и отраслевых пропорций.

В регулировании территориальных пропорций обозначаются в основном государственные и местные финансы, а также отчасти финансы предприятий. Необходимо отметить, что саморегулирование происходит при обеспечении субвенций и дотаций нижестоящим бюджетам, образовании и использовании различных форм государственного кредита, территориальных фондов регулирования. Чтобы извлечь экономику из кризисного состояния, обеспечить верным и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые мотивы, с помощью которых можно воздействовать на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций