Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время во всем мире увеличивается роль финансового регулирования территориальных пропорций. В XX веке ускоряется воздействие демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах важным элементом демократии является местное самоуправление, осуществляемое населением через представительные органы. Для исполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…..…3
Глава 1. Теоретические основы финансового регулирования.
Содержание финансового регулирования, его методы и формы .…………...5
Понятие финансового регулирования территориальных пропорций………..8
Глава 2. Анализ практики финансового регулирования территориальных пропорций Российской федерации и зарубежных стран.
2.1. Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации, ее особенности и перспективы...……..………......….....12
2.2. Зарубежный опыт финансового регулирования территориальных пропорций……………………………………………………………………..…..…18
Заключение…………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………..………

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 89.47 Кб (Скачать файл)

Сам процесс территориального регулирования происходит через деятельность государственных органов, юридических и физических лиц по системному проектированию территориальных объектов всех уровней — от национального до локального, в том числе проектирование отдельных объектов в целях разумной организации территории, решения социальных и экологических задач, эффективного развития производительных сил.  
 Территориальное регулирования финансов развивается как практика и теория наиболее рационального размещения на территории данного региона коммуникаций, производственных предприятий и мест расселения с учетом его географических и экономических условий. Территориальное планирование должно определять на местности программы и планы развития районных народнохозяйственных комплексов, при этом оно значительно их дополняет и обогащает.

Необходимость финансового регулирования на территориальные пропорции актуальна для стран где существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов в силу климатических условий, исторических традиций, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов. К примеру, в Норвегии, Швеции и Финляндии; промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; восточные и западные земли Германии и т.п. территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является разграничение экономических возможностей различных регионов.

В зависимости от территориального диапазона или совокупности размера объекта регулирования можно выделить системный метод государственного регулирования системы льгот на компактной территории (специальные экономические зоны) и (государственные региональные программы).  Выбор же определенного инструмента зависит от задач управления и своеобразных условий их решения, сложившихся в данный момент в регионах России. Схема инструментов государственного регулирования территориального развития представлена на рис. 2.

Рис 2. Схема инструментов государственного регулирования территориального развития

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется в основном через систему межбюджетного регулирования, к ним относятся регулирующие доходы; субсидии, субвенции, дотации, бюджеты других уровней бюджетной системы; финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. 5Финансовое регулирование на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. К примеру, отмена налога с продаж в 2003 г. основательно уменьшила доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Существует также саморегулирование, которое осуществляется через предоставления дотаций и субвенций бюджета м формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Воздействие финансов организаций на территориальную структуру общественного производства происходит путем увеличения зоны предпринимательства, вкладывания средств в расходы на развитие городов и новых населенных пунктов и т.д.

На современном этапе развития экономики основная задача заключается в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций рационально сочетались все способы перераспределения стоимости - финансовый, в том числе бюджетный, кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ практики финансового регулирования территориальных пропорций Российской федерации и зарубежных стран.

2.1. Основы финансового  регулирования территориальных  пропорций в Российской Федерации, ее особенности и перспективы.

  Наиболее важным моментом при регулировании регионального развития является его финансовая составляющая, так-как любые движения будут предприниматься лишь при условии оплаты всех связанных с ними расходов. Наиболее значимыми аспектами являются специально организуемые способы формирования и распределения финансовых потоков между уровнями и частями территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для усиления финансового потенциала территориального развития.

С точки зрения субъектов-регионов Федерации вся политика формирования федерального бюджета вырабатывается двумя главными вопросами: кто и сколько платит в этот бюджет, и кто и сколько из него получает. Поэтому и в построении федерального бюджета так важна региональная справедливость.  Но все же очень трудно выразить понятие «потребности» регионов, слишком сложно доказать, что у одного района она больше, чем у другого, так же нельзя уверить в этом все регионы и тех, кто демонстрирует их интересы в высших уровнях власти. Диапазон регионально ориентированных расходов федерального бюджета невероятно большой: от финансовой поддержки отраслей до финансирования социальных программ.6 Их главная особенность состоит в том, что они по общепризнанной классификации расходов бюджета не рассматриваются в качестве открытых затрат на территориальное развитие, а обозначаются в качестве скрытой формы финансовой поддержки районов.

Каждое государство владеет определенными природными ресурсами, финансовым капиталом и интеллектуальным потенциалом населения. И от того, каким образом организовано управление, зависит уровень его социально-экономического развития. В широком смысле организация управления как главный фактор общественного прогресса содержит государственное устройство, закрепляемое в основном законе страны – в Конституции, состав действующих социальных институтов, формально закрепленный правовыми актами, и «набор» органов государственной власти и управления разных уровней, обусловленный необходимостью реализации жизненно необходимых функций.

Экономические изменения в России отразились на уровне и динамике развития ее территорий, развитии их производственной и внешнеэкономической. инфраструктуры. 
  Восемьдесят девять субъектов РФ весьма разнообразны по природному богатству и размеру их территорий, по количеству населения, роли и месту в общероссийском территориальном разделении труда, экономико-географическому положению, профессиональной структуре кадров, набору факторов производства, качеству трудового потенциала, уровню жизни населения. Очень неравномерно расположены природные ресурсы на территории России: на севере сосредоточены основные промышленные запасы энергоносителей, практически все запасы газа, примерно 70% нефти, а также алмазов, золота, алюминиевого и фосфорного сырья; на долю сибирских регионов приходится около 100% экспорта газа, более 70% — меди, 90% — нефти, почти 60% — угля, 85% — алюминия, и т. д. С начала 90-х гг. существенно углубилась разграниченность регионов по уровню экономического развития. 
 Трудности регионального развития через саморегулирующиеся рыночные систему не разрешились. Напротив, из-за изменения структуры цен, нарушением экономических связей, ростом транспортных тарифов, они усилились, появились и новые проблемы. Сильно сократились концентрированные инвестиции и объемы прямой финансовой помощи из федерального бюджета. 7В результате в выигрышном положении оказались районы с размещенными на их территориях экспорториентированными отраслями, т. е. располагающие топливно-сырьевыми ресурсами, производствами по первичному переделу сырья, возможностями производства товарной промышленной и сельскохозяйственной продукции. Проиграли от экономических преобразований регионы с концентрацией высокотехнологичных отраслей, включая предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), а также территории, зависящие от ввоза потребительских товаров и сырья для производства продукции легкой и пищевой промышленности.

В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов (ставка по ним значительно ниже, чем ставка банковского кредита, она устанавливается обычно на уровне 1/3 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации). 8Интересен пример Москвы, где в рамках программы поддержки промышленности используются субсидии на частичную компенсацию процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам организаций, частично находящихся в собственности Москвы.

Наличие на территории регионов прибыльных предприятий и видов деятельности улучшает бюджетное положение, способствует росту доходов населения и соответственно потребления, развитию малого предпринимательства. Отсутствие стабильных источников прибыли в регионе вызывает неплатежи, рост безработицы и бедности, увеличивает зависимость от федеральных дотаций. 
  Региональная ситуация тесно связана с отраслевой специализацией территорий. Наиболее значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности и с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

• догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

• отсутствие стратегических разработок;

• проведение частичных, малообоснованных тактические мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

• отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

• нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

• остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей.

Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.9

Территории же с началом реальной работы органов казначейства получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительно сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.

Усовершенствовать управление развитием регионов и размещением производительных сил могло бы тщательное изучение и критическое использование не только зарубежного, но прежде всего собственного прошлого опыта территориального регулирования. Никакой натяжки или некорректности в такой постановке вопроса нет, наоборот, она полностью оправдана.

Во-первых, ныне в России с традиционно высокой ролью государства в экономике задействован ряд тех же инструментов территориального регулирования, какие использовались в советское время (прогнозы, программы, налоги и т.д.).

Во-вторых, тогда основное внимание уделялось производственной сфере, регулированию территориального развития реального сектора экономики, что ныне выражено слабо и требует усиления.

В-третьих, в области размещения и регионального развития СССР имел бесспорные крупные успехи, что признано во всем мире.

В-четвертых, советский опыт территориального планирования успешно использовался и используется другими странами, не только социалистическими, но и капиталистическими (программы подъема слаборазвитых регионов и т.д.).

В-пятых, прогресс цивилизации всегда опирается на лучшие достижения науки и практики во всем мире, т.е. достижения как капитализма, так и социализма.

Осуществленные за советский период в неразрывной связи с индустриальным переустройством экономики коренные сдвиги в размещении народного хозяйства, масштабах и структуре социально-экономического развития регионов нашли наглядное выражение:

Информация о работе Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций