Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности международных клубов кредиторов, а также становления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.
Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;
• исследовать историю и перспективы взаимоотношений России с клубами кредиторов.
Введение
Глава 1. Характеристика деятельности международных клубов кредиторов
1.1. Основные принципы работы Парижского клуба
1.2. Основные принципы работы Лондонского клуба
Глава 2. Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов
2.1. Взаимоотношения России с Парижским клубом кредиторов
2.2. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов
Заключение
Список использованной литературы
Процесс согласования основных условий предоставления займа включает следующие наиболее важные аспекты:
1. Отбор участников
со стороны кредитора и
Определить участников со стороны должника сложнее, чем со стороны кредитора. Для кредитора все банки, а также международный агент и все плательщики и валютные агенты предположительно являются участниками. Однако должнику зачастую трудно определить, кого выбрать участником. Вопрос о том, кто является участником, естественно, зависит от характера пересматриваемого долга и конституционных и административных требований должника.
2. Долги, подлежащие
и не подлежащие
Долги, подлежащие реструктуризации. Долги, подлежащие реструктуризации, включают в себя внешние долги правительства, его политических ведомств, учреждений и полугосударственных предприятий, а также долги, гарантированные любым из этих органов. Государству-должнику необходимо договориться о таком определении внешней задолженности, которое исключает долги гражданам (резидентам и нерезидентам) и местным отделениям иностранных банков.
Долги, не подлежащие реструктуризации. Долги, не подлежащие реструктуризации, обычно относятся к долгам, которые могут быть реструктурированы, но не принимаются к пересмотру из-за природы должника или кредитора. Долги этой категории включают в себя:
3. Разрешенные валюты.
Согласование перечня
4. Проценты и процентные периоды. Этот важнейший аспект согласования основных условии зачастую является весьма продолжительным и, возможно, выступает в качестве краеугольного камня всей сделки. В ходе переговоров банки-кредиторы пытаются получить самые выгодные ставки и условия, тогда как должник стремится заплатить как можно меньше. Заемщик может оказаться в выгодном положении, если он знаком с текущей рыночной конъюнктурой и знает обстоятельства предыдущих случаев реструктуризации.
5. Комиссионные. В связи с реструктуризацией уплачиваются комиссионные, которые включают в себя: комиссионные за реструктуризацию, комиссионные за управленческую работу, комиссионные за услуги и комиссионные за финансовые обязательства по предоставлению новых кредитов.
6. Условия использования кредита и процедура контроля. В области контроля и использования кредита следует учитывать такие важные вопросы, как увязка использования кредита с действующей программой МВФ и вступление в договорные отношения с третьими сторонами, например с Парижским клубом или МБРР14.
Глава 2. Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов
Хотя политическое решение о приеме России в Парижский клуб принималось на встречах «большой семерки» во французском Лионе (июнь 1996 года) и американском Денвере (июнь 1997−го), датой официального вступления России в клуб считается 17 сентября 1997 года. Именно в этот день тогдашний председатель Парижского клуба Кристиан Нуайе и Анатолий Чубайс, тогдашний вице-премьер российского правительства, подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу о присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника.
Членство в этой организации позволило России требовать возврата советских долгов развивающихся стран. Напомним, что при распаде СССР Россия полностью взяла на себя все его долги. Но отдать их тогда она была не в состоянии и в 1992 году обратилась к кредиторам с просьбой растянуть выплату на 20 лет15.
К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). Двойственное положение России заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
В январе 1992 года Правительство Российской Федерации заключило первое соглашение о реструктуризации долга с Парижским клубом кредиторов, за ним последовали три реструктуризации в 1993-1995 гг., которые охватывали процентные выплаты в период с декабря 1991 года по конец 1995 года.
В апреле 1996 года было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризации приблизительно 40 млрд. долларов задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы было запланировано выплатить в период до 2020 г., остальные 55% (которые включают все краткосрочные долги Парижскому клубу) – до 2016 г. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличивая, было запланировано производить с 2002 г16.
Вышесказанное позволяет выделить семь основных этапов государственных заимствований в новейшей истории.
На первом этапе (1985-1991 гг.) в результате массированных внешних заимствований («кредитов начала перестройки» и займов советских внешнеэкономических объединений) образовалась большая часть внешнего государственного долга СССР – более 100 млрд. долларов. Кризис экономики первых лет перестройки и невозможность выплаты краткосрочных долгов привели 19 ноября 1991г. к объявлению дефолта по долгам СССР. В результате либерализации цен и обесценения рубля в начале 90-х гг. сформировался внутренний долг государства по гарантированным сбережениям граждан (вклады в Сбербанке и Госстрахе) и товарным обязательствам (целевые займы с погашением товарами народного потребления).
На втором этапе (1992-1993гг.) новое
российское руководство прибегло к
займам у международных финансовых
организаций для смягчения
Третий этап (1993-1995гг.) ознаменован созданием механизма внутренних заимствований на рыночной основе. Быстрое развитие рынка ГКО/ОФЗ привело к стремительному росту объема внутреннего долга (до 190 млрд. рублей в 1995г.).
В 1995-1998гг. (четвертый этап) произошло резкое увеличение как внутреннего долга России (в первую очередь за счет рынка ГКО), так и объема внешних заимствований (активно привлекавшихся с конца 1996г., когда Россия получила высокие кредитные рейтинги). В эти годы российские власти при помощи внутренних и внешних заимствований решали проблемы текущего бюджетного дефицита и политические задачи. Долговая стратегия у государства отсутствовала, рычаги управления рынком внутреннего долга были утрачены, что приблизило наступление пятого этапа.
В конце 1995 года страны-кредиторы официально выразили согласие с предложением российской стороны перейти от реструктуризации задолженности по частям (в привязке к выплатам конкретного года) к глобальной (многолетней) реструктуризации задолженности России перед Парижским клубом. Соответствующие переговоры завершились подписанием Соглашения от 29 апреля 1996 года о долгосрочной реструктуризации задолженности бывшего СССР.
В рамках базового соглашения
(1996 год) по долгосрочной реструктуризации
официальной задолженности
Практическим итогом проведенных реструктуризаций задолженности бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба кредиторов стали как рассрочка платежей по погашению указанной задолженности на период до 2020 года, так и увеличение объема последней в результате капитализации консолидированных процентных платежей. Как следствие этого по сравнению с 1 января 1993 года задолженность по долгам бывшего СССР перед официальными кредиторами, принятая на себя Российской Федерацией, по состоянию на 1 января 2006 года увеличилась и составила с учетом проведенных расчетов 36,3 млрд. долларов США.
Структура задолженности Российской Федерации по долгам бывшего СССР по состоянию на 1 января 2007 года представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура задолженности Российской Федерации по долгам бывшего СССР по состоянию на 1 января 2007 года (млн. долларов США)18
Страна |
Задолженность по соглашениям, заключенным с ПКК в рамках IV и V консолидаций |
Задолженность, не включенная в соглашения с ПКК, привлеченная от членов ПКК |
Общая сумма задолженности Российской Федерации перед ПКК по долгам бывшего СССР |
Австралия |
383,63 |
383,63 | |
Австрия |
2264,51 |
58,87 |
2323,38 |
Бельгия |
179 |
190,17 |
190,17 |
Великобритания |
1080,9 |
24,10 |
1105,00 |
Германия |
14145,08 |
1044,39 |
15189,47 |
Дания |
178,64 |
- |
178,64 |
Испания |
992,53 |
- |
992,53 |
Италия |
4970,43 |
- |
4970,43 |
Канада |
1701,92 |
- |
1701,92 |
Нидерланды |
507,04 |
- |
507,04 |
Норвегия |
13,70 |
- |
13,70 |
Португалия |
107,59 |
- |
107,59 |
США |
2743,53 |
- |
2743,53 |
Финляндия |
485,05 |
- |
485,05 |
Франция |
2433,76 |
8,76 |
2442,52 |
Швейцария |
251,85 |
- |
251,85 |
Швеция |
116,78 |
115 |
116,99 |
Япония |
2291,34 |
14,17 |
2305,51 |
Всего: |
34858,45 |
1150,50 |
36008,95 |
Более 98 % (35,8 млрд. долларов США) задолженности бывшего СССР урегулировано на двусторонней основе со странами-членами Парижского клуба в рамках многосторонних соглашений о реструктуризации (IV и V консолидации).
Принятие Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов было связано для России не только с получением политических преимуществ и определенных экономических выгод (повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками), но и с выполнением ряда обязательств по списанию части внешних активов Российской Федерации.
Пятый этап – 1998г. – долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – до исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и источников его погашения стало угрожающим.
В 1998-2002 гг. (шестой этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими словами, обеспеченности) внешнего долга.
На последнем по времени седьмом этапе (с 2002 г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств Стабилизационного фонда.
В 2006-2007 годах были досрочно погашены ранее реструктурированные обязательства перед странами - членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США). Кроме того, были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредиты Внешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств Банка России (4,3 млрд. долл. США)19.
В 2006 году тенденция существенного сокращения объема государственного долга Российской Федерации сохранилась на прежнем уровне, прежде всего, за счет двух разнонаправленных факторов: планового и досрочного погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, в том числе перед странами - членами Парижского клуба кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного увеличения чистого объема привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации на внутреннем рынке в объеме 177,6 млрд. рублей.
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей, или 9,1 % к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах, сократившись на 641,4 млрд. рублей, или на 26,3 %, по сравнению с началом 2006 года, когда его объем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2 % к ВВП20.
Информация о работе Отношения между Россией и клубами кредиторов: Парижским и Лондонским