Отношения между Россией и клубами кредиторов: Парижским и Лондонским

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности международных клубов кредиторов, а также становления и развития отношений России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.
Исходя из цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основные принципы и механизм работы международных клубов кредиторов;
• исследовать историю и перспективы взаимоотношений России с клубами кредиторов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Характеристика деятельности международных клубов кредиторов
1.1. Основные принципы работы Парижского клуба
1.2. Основные принципы работы Лондонского клуба
Глава 2. Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов
2.1. Взаимоотношения России с Парижским клубом кредиторов
2.2. Взаимоотношения России с Лондонским клубом кредиторов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кредитные взаимоотношения.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

С появлением еврооблигаций  Минфина Российской Федерации сформировался  и успешно функционировал до летнего  кризиса 1998г. новый сегмент рынка  федеральных внешних займов. Он дополнил уже сложившиеся сегменты рынка: долговые обязательства Внешэкономбанка, облигации внутреннего валютного займа, процентные векселя (ноты) Внешэкономбанка, финансовые инструменты – носители коммерческой задолженности бывшего СССР.

Таким образом, с выходом  еврооблигаций основными кредиторами России стали многочисленные иностранные юридические и физические лица, покупающие российские бумаги. На них приходилось 1/3 всех заимствований. Четверть привлекаемых Россией кредитов обеспечивал МБРР и более 18% – МВФ. В целом международные финансовые организации на 44% закрывали потребность России во внешних заимствованиях. Примерно одинаковое значение по объемам кредитования имели для федеральной власти правительства иностранных государств и иностранные коммерческие банки и фирмы27.

Для бесперебойного функционирования рынка внешних долгов России взаимосвязи между ее правительством и инвесторами осуществляет широкая сеть организаторов и посредников. С российской стороны наиболее важные функции выполняют Правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и государственным активам Российской Федерации, Минфин Российской Федерации, Банк России, Внешэкономбанк, Внешторгбанк Российской Федерации, Российский финансово-банковский союз, российские уполномоченные банки.

Вопросы официальной  российской задолженности решаются в рамках Парижского клуба стран-кредиторов и на двусторонних переговорах.

Все расчеты с иностранными агентами и кредиторами Правительства  Российской Федерации проходят через  Внешэкономбанк. Это делается в соответствии с возложенной на ВЭБ функцией агента Правительства России по управлению государственным внешним долгом и внешними долговыми активами. Работая в этом направлении, Внешэкономбанк, в частности, по поручению Министерства Российской Федерации осуществляет платежи в счет погашения и обслуживания долга, при проведении реструктуризаций и новаций по внешнему долгу осуществляет обмен одних долговых инструментов на другие, участвует в подготовке и подписании межправительственных соглашений по долговым вопросам, принимает участие в разработке валютно-финансовых условий контрактов на поставку товаров в счет погашения российской задолженности, обслуживает привлечение иностранных связанных кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, ведет учет внешнего долга в разрезе отдельных категорий кредиторов, является головным депозитарием по облигациям государственного валютного займа 1999 г. и обслуживает их вторичный рынок. Многогранную деятельность агента Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственного внешнего долга и внешних долговых активов Внешэкономбанк осуществляет, в частности, через сеть своих зарубежных и российских представительств.

В 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации была проведена  операция, имеющая принципиальное значение для дальнейшего выстраивания цивилизованных отношений России со своими внешнеэкономическими партнерами. Прежние долговые обязательства были заменены облигациями внешнего займа со сроком погашения в 2030г. (номинальная стоимость – 1,2 млрд. долларов США) и облигациями внешнего займа со сроком погашения в 2010г. (0,2 млрд. долларов США).

В 2005 г. на погашение и  обслуживание государственного внешнего долга направлялось 17,3 млрд. долларов (погашение – 10,9 млрд., обслуживание 6,4 млрд.), а привлечение ресурсов за счет внешних источников планировалось в объеме лишь 1,93 млрд. долларов США. При этом предполагалась эмиссия облигаций внешних займов Российской Федерации на сумму до 1,25 млрд. долларов и снижались объемы заимствований в части не оправдавших себя связанных (нефинансовых) кредитов международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.

Благоприятные тенденции  в развитии рынка государственных  внешних заимствований России, проявившиеся в период 2001-2004 гг., Правительство Российской Федерации закрепило в 2005 г. и последующие годы. Уже в конце 2005 г. Россия была в состоянии привлекать на международных рынках капитала по ставке не более 6-7% годовых. В то же время стоимость привлечения связанных (нефинансовых) кредитов с учетом различных косвенных расходов составляла около 9%, а заимствования у международных финансовых организаций – и того больше: до 11% (также с учетом операционных и других дополнительных расходов российской стороны)28.

Таким образом, федеральная  власть отдает явное предпочтение несвязанным (финансовым) заимствованиям, осуществляемым преимущественно в форме еврооблигационных займов. Такая позиция отражает возросший кредитный рейтинг Российской Федерации и создает предпосылки для минимизации процентных расходов федерального бюджета. Целевые (нефинансовые) заимствования запланированы на уровне меньшем, чем в предшествующие годы. Это соответствует курсу Правительства России на постепенный отказ от финансирования различных проектов за счет «связанных» и требующих правительственных гарантий кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм. Достигнуто это за счет исключения из Программы кредитов, средства которых практически не используются в течение 2-3 лет, не включения в Программу новых заимствований для финансирования проектов, находившихся в стадии проработки, аннулирования ряда консультационных займов международных финансовых организаций, заключенных еще 1994-1998 гг. Предпринятые действия позволяли сделать максимально возможное для концентрации ресурсов российской стороны на софинансировании включенных в Программу и реально осуществляемых проектов, реализуемых за счет внешних заимствований.

Это означает, что при  формировании Программы внешних  заимствований на 2006 г. Правительство России стремилось к решению следующих задач:

- минимизация стоимости  новых государственных заимствований;

- оптимизация бюджетных  расходов по погашению и обслуживанию  привлеченных займов и кредитов;

- расширение практики  использования финансовых инструментов, связанных с размещением еврооблигационных займов.

Выполнение установки  на расширение внешних облигационных  займов в 2006 г. (равно как в 2004 и 2005 гг.) оказалось нецелесообразным. Это  объяснялось двумя обстоятельствами: относительно высокой стоимостью новых российских заимствований (по сравнению с их стоимостью для индустриально развитых государств) и нежелательностью привлечения в страну дополнительных инвалютных поступлений, поскольку они и без займов в избытке шли в Россию на основе экспорта топливно-энергетических ресурсов. Федеральными бюджетами на 2007-2008 гг. несвязанные (финансовые) заимствования на международных рынках капитала не планируются вовсе. Это вполне согласуется с решением стратегической задачи замещения внешнего долга внутренними обязательствами29.

Урегулирование отношений  с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей  позиции международных финансовых кругов по отношению к России. Был  создан также прецедент, укрепивший российскую позицию в рамках переговорного процесса с Парижским клубом по всеобъемлющей реструктуризации российской задолженности в части долгов бывшего СССР.

 

Заключение

 

Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны). Возникла потребность в организациях, созданных для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Такими организациями и являются Парижский и Лондонский клуб кредиторов. В рамках этих клубов страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Оба клуба стремятся облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Парижский клуб - неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении  долгов третьих стран.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Вступление Российской Федерации в Парижский клуб кредиторов как полноправной страны-участницы означало, что требования Российской Федерации с этого времени получили равный статус с требованиями других кредиторов и не могут рассматриваться должниками как второстепенные. Одновременно у России появилась возможность использовать такой рычаг как политическое и экономическое воздействие на должников со стороны руководителей государств-лидеров мировой экономики и международных финансовых организаций.

В настоящее время  Россия уже погасила всю свою задолженность  перед странами Парижского клуба, и  наступит время, когда отношения  между Россией и лидерами мировой  экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Лондонский клуб - неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. Основные принципы его деятельности - индивидуальный подход к каждой стране-должнику, обусловленность пересмотра погашения долга, равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами - весьма схожи с принципами Парижского клуба.

В 1997 года Россия подписала  с Лондонским клубом кредиторов соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР членам клуба. Урегулирование отношений с Лондонским клубом банков-кредиторов явилось одним из первых сигналов положительного изменения в общей позиции международных финансовых кругов по отношению к России.

На сегодняшний день, несмотря на мировой финансовый кризис, Российская Федерация активно ведет  работы по погашению долгов Парижскому и Лондонскому клубам. Наиболее активно  идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6 (102), 2006.
  2. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121), 2008.
  3. Алехин Б.И.  Государственный долг – М.: Юнити-Дана, 2007, - 336 с.
  4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2007. – с.26-35.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 2005.
  6. Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности – М.: Университетская книга, 2007. - 128 с.
  7. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2008. – 256 с.
  8. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом// Экономист.-2008-№1.-с.58-67.
  9. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
  10. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.: ООО «Макс Пресс», 2008. - 432 с.
  11. Ермасова Н.Б. Финансы и кредит – М.: Юрайт, 2009. -206 с.
  12. Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 176 с.
  13. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. – 2006. – с.22-30.
  14. Маренков Н.А. Рыночная экономика. – М., 2003.
  15. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист-2007-№3-с.31-40
  16. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – 224 с.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 639 с
  18. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки.– 2006. - №26.- с.12-16.
  19. Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.: «Экономика», 2003. – 393 с.
  20. Материалы официального сайта Правительства России: www.gov.ru.
  21. Материалы официального сайта Минфина России: www.minfin.ru.
  22. Материалы официального сайта Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.
  23. Материалы официального сайта Счетной Палаты РФ: www.ach.gov.ru.

1 Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 67

2 Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности – М.: Университетская книга, 2007. - с. 54

3 Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.: Макс Пресс, 2008. - с. 138

4 Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.: Макс Пресс, 2008. - с. 141

5 Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – c. 112

6 Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М., 2007. – с. 53

7 Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – c. 191

8 Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 93

9 Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с 361

10 Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист-2007-№3-с.35

11 Хейфец Б.А. Кредитная история России: Характеристика суверенного заемщика. – М.: «Экономика», 2003. – с. 219

12 Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с 368

13 Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 114

14 Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. – М.: ООО «Макс Пресс», 2008. - с. 269

15 Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки.– 2006. - №26.- с.12

16 Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность//Экономист-2007-№3-с.36

17 Воронин Ю.С. Управление государственным долгом// Экономист.-2008-№1.-с.59.

18 Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121), 2008. – с. 156.

19 Воронин Ю.С. Управление государственным долгом// Экономист.-2008-№1.-с.60.

20 Там же – с. 62.

21 Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2007. – с.29.

22 Материалы официального сайта Центрального Банка РФ: www.cbr.ru.

23 Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121), 2008. – с. 146

24 Там же – с. 151

25 Алехин Б.И.  Государственный долг – М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 226

Информация о работе Отношения между Россией и клубами кредиторов: Парижским и Лондонским