Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;
- выявление путей совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятие пенсионной системы Р.К.
1.2. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.
1.3. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».
Глава 2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции.
2.2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.
Глава 3. Накопительная пенсионная система: состояние и развитие
3.1 Текущее состояние накопительной пенсионной системы на 1 января 2012 года.
3.2 Финансовое состояние фондов
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Пенсионные накопительные фонды.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им.Т.РЫСКУЛОВА

Кафедра: «Финансы»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «                   Финансы     »

 

На тему: Пенсионные накопительные фонды:                      состояние и развитие.

 

 

 

 

Научный руководитель: Шабурханова Залина Аткуровна

                                                                 (Ф.И.О. ученая степень, ученое  звание                                                                                                                                                                                                           

научного руководителя)

                                  Выполнил (а): студент (ка)  2   курса _232 группы

Чикабаева Айжан  Маратқызы   

                                                                            (Ф.И.О студента)

 

 

Алматы, 2012

 

Содержание:

Введение.

Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной

системы.

    1. Понятие пенсионной системы Р.К.
    2. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.
    1. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».

Глава 2. Анализ деятельности пенсионных фондов.

    1. Пенсионный фонд: назначение и функции.
    2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.

Глава 3. Накопительная  пенсионная система: состояние и развитие

3.1 Текущее состояние накопительной пенсионной системы на 1 января    2012 года.

3.2 Финансовое состояние  фондов

 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение.

Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость  перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в  Республике Казахстан занимает ведущее  место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и  около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы  страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества. Структура и функционирование пенсионной системы во многом определяют устойчивость и динамику экономического и социального развития страны. Эффективная система пенсионного обеспечения, гарантии достаточных размеров пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни пенсионеров, своевременная их выплата поддерживают благоприятный социальный климат общества. Неслучайно Правительство Республики Казахстан выдвигает задачу усиления социальной направленности проводимых реформ путем активизации своей деятельности по сокращению безработицы и борьбе с бедностью, созданию условий для реализации трудового потенциала, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и адресной социальной помощи бедным. Эти меры направлены на улучшение социального климата в стране.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число  пятидесяти наиболее конкурентоспособных  стран мира» от 1 марта 2006 года Н. Назарбаев отметил, что «…мы строим социально ориентированное общество…». Трансформация общественно –  политического строя, переход к  рыночной экономике потребовали  кардинального изменения государственной  политики в области социального  обеспечения, и начиная с 1997 года, в Казахстане идет реформа системы пенсионного обеспечения, так как существовавшая система, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности.

И первым шагом на пути решения  данной проблемы стал Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», который был принят 20 июня 1997 года. «Настоящий закон определяет правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение».

Согласно данному Закону современная пенсионная система  формируется в двух уровнях: распределительная  и накопительная, в связи с  этим появились новые финансово  – экономические институты: накопительные  пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными  активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Не останавливаясь на достигнутых  результатах, наше государство постоянно  развивает систему обеспечения  пенсионеров и прилагает все  усилия, чтобы каждый гражданин был  уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня  стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных  пенсионных фондов для роста экономики  и повышения доходов вкладчиков. Пенсионные накопления позволили осуществить массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные результаты реформирования накопительной пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.

Как заявил Премьер-Министр  РК К.Масимов: «Накопительная пенсионная система в Республике Казахстан – это наше достижение. Очень многое сделано». В то же время он отметил, что «накопительная система требует переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодня назрели». Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства.

Становление, формирование и управление накопительными пенсионными  фондами в условиях переходной экономики  представляет одну из актуальных и  недостаточно – изученных проблем.

Актуальность  темы курсовой работы: заключается в необходимости повышения эффективности управления пенсионными активами, что послужит фактором не только ростов объемов накоплений населения, но и послужит стимулирующим фактором экономического роста. Тема особенно актуальна в условиях проблем связанных с существующим дефицитом эффективных финансовых инструментов и ограничений в структуре инвестиционного портфеля пенсионных фондов.

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;

- анализ современного  состояния и развития накопительной  пенсионной системы в Казахстане;

- выявление путей совершенствования  накопительной пенсионной системы  и повышения ее социальной  значимости.

Объектом исследования является накопительная пенсионная система Республики Казахстан.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе организации деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.

Теоретическую, методологическую и информационную базу курсовой работы составили труды отечественных ученых в области пенсионного обеспечения и управления пенсионными фондами. Информационной базой исследования послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка РК, Агентства РК по статистике, финансовая отчетность казахстанских НПФ. В качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные документы Правительства РК, официальные программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.

 

Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной

системы.

1.1. Понятие накопительной  пенсионной системы Р.К.

Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан  первым среди стран СНГ начал  преобразование старой солидарной системы  пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к  накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения. Также были определены её основные цели – сохранение и преумножение пенсионных накоплений вкладчиков. В  части сохранения пенсионных накоплений государство создало мощный механизм трёхступенчатой защиты посредством:

1)установления строгого  надзора за накопительной пенсионной  системой с помощью государственных  институтов – Комитета по регулированию  деятельности накопительных пенсионных  фондов Министерства труда и  социальной защиты населения  Республики Казахстан (раньше  этот комитет назывался Национальным  пенсионным агентством), уполномоченного  органа по регулированию рынка  ценных бумаг в лице Национального  Банка Р.К. (до середины 2001 года  уполномоченным органом являлась  Национальная комиссия) и Государственного  центра по выплате пенсий;

2)четкого законодательного  разграничения функций и установления  системы взаимоконтроля между  тремя основными группами участников  новой пенсионной системы –  накопительными пенсионными фондами,  компаниями по управлению пенсионными  активами и банками кастодианами;

3)законодательного установления  пруденциальных нормативов и строгого определения перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов.

Главным же звеном накопительной  пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 15, один из которых государственный (ГНПФ), 2 – корпоративных («Казахмыс» и «Филип Моррис Казахстан») и 12 – открытых негосударственных (НПФ).1 Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.

К прямым участникам пенсионной системы относятся три общественных объединения – Союз участников пенсионной системы Р.К., объединяющую негосударственные пенсионные фонды, банки кастодианы, КУПА, и разработчиков программного продукта для пенсионной сферы, Ассоциацию пенсионных фондов, а также Ассоциацию управляющих активами. Следует отметить ключевую позицию Ассоциации финансистов Р.К., полноправными членами которой являются фонды и КУПА. С системой работают также компании, предоставляющие коммуникационные услуги, различные поставщики, клиенты.

Суть накопительной пенсионной системы – это сохранение и  преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный  пенсионный фонд или негосударственный  накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного  договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер –  социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через  уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

 

 

 

 

 

1.2. Преимущества  и недостатки сложившейся пенсионной

системы.

Как известно 1998-2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы  и накопительных пенсионных фондов. Пенсионная реформа достигла определенных результатов за эти годы. Можно  отметить и сжатые сроки её проведения и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, сформировавшуюся законодательную и нормативную базу, а также инфраструктуру рынка. Но всё же, несмотря на издержки реформирования пенсионной системы Казахстана, её преобразование оказывает положительное влияние на финансово-экономический сектор экономики уже сегодня. На финансовом рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а в не далеком будущем активы пенсионных фондов будут вполне сопоставимы с активами банковского сектора.

Одним из главных преимуществ  данной реформы является то, что  бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий сам заботится о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. А при старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая тех, кто работал спустя рукава, - в итоге получали примерно одинаковую пенсию. Следующий аспект – раньше было время, когда в стране катастрофически не хватало денег. Сегодня в системе более 1 млрд долларов. У нас созданы крупные институциональные инвесторы, которые могут вкладывать деньги в долгосрочные проекты. И все денежные средства вложены в ценные бумаги. Они не лежат мертвым грузом, а развивают экономику и приносят инвестиционный доход вкладчику.

Информация о работе Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие