Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;
- выявление путей совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятие пенсионной системы Р.К.
1.2. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.
1.3. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».
Глава 2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции.
2.2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.
Глава 3. Накопительная пенсионная система: состояние и развитие
3.1 Текущее состояние накопительной пенсионной системы на 1 января 2012 года.
3.2 Финансовое состояние фондов
Заключение.
Список использованной литературы.
Пенсионные накопления позволили
осуществить массу
Но наряду с положительными моментами существуют и отрицательные стороны. По вине исполнителей пенсионная реформа не эффективна: несмотря на обязательность пенсионного страхования наемных работником, лишь более 3,7 млн. человек, т.е. около 80% от трудозанятых лиц заключили пенсионные договоры.1
В настоящее время ни в одном пенсионном договоре не указывается финансовое обязательство самого фонда. Вкладчик не знает какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что размер пенсии зависит от величины накопленных сумм, и то не в письменной виде. К тому же письменно не гарантируется годовой минимальный прирост средств, который может исчисляться в привязке к ставке НБ Республики Казахстан, ставкам МБК или начисляемый процент не может быть ниже 3,5,7% и т.д.
К тому же в развитых странах за уровень пенсии ответственны государство, предприятие и гражданин. У нас с 1998 государство выполняет лишь функцию контроля и надзора. Работодатель освобожден от заботы по пенсионному обеспечению.
Из текущих проблем
самая досадная – неполное поступление
пенсионных взносов. Они должны производиться
у истоков выплаты доходов. Естественно,
взносы работодателями удерживаются,
но перечисляются в пенсионные фонды
некоторыми не сразу и не всегда.
Это мешает фондам качественно выполнять
свои обязательства перед
Таким образом, можно сделать
следующий вывод обо всем выше
сказанном: чем больше и сильнее
будут фонды, тем больший приток
средств они обеспечат в
1.3. Основные положения
действующего Закона «О
Как и при прежней солидарной,
так и при накопительной
В нем предусмотрены меры
по обеспечению сохранности
Обратимся к некоторым статьям данного Закона.
В соответствии со статьёй 27, вкладчик накопительных пенсионных фондов имеют право выбирать накопительный фонд, получать информацию о состоянии пенсионных накоплений, осуществлять добровольные пенсионные взносы в пользу третьих лиц, обжаловать в судебном порядке действия накопительного фонда. Но вместе с этим вкладчик должен вносить обязательные пенсионные взносы только в один из накопительных пенсионных фондов, сообщать в накопительные пенсионные фонды о всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств фондом, в течение 10 дней с момента изменений. 1
Получатель в свою очередь имеет право получать пенсионные выплаты из накопительных фондов по достижении пенсионного возраста и в иных случаях, предусмотренных в Законе, переводить свои пенсионные накопления из одного накопительного пенсионного фонда в другой не чаще чем два раза в календарном году, завещать свои накопления, а также имеет право изъять их при выезде на постоянное жительство за пределы Казахстана. 2
В соответствии с Законом граждане имеют право на назначение пенсий:
с 1 января 1998г – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет;
с 1 июля 1998г – мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 лет;
с 1 июля 1999г – мужчинам по достижении 62 лет, женщинам – 57 лет;
с 1 июля 2000г – мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет;
c 1 июля 2001г – мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет.
Граждане, проживающие в
зонах чрезвычайного и
мужчинам – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет;
женщинам – по достижении 45 лет при общем стаже не менее 20 лет.3
Выплата пенсий будут осуществляться
следующим образом: если трудовая деятельность
началась после 1 января 1998 года, то по
достижении пенсионного возраста будут
получать пенсионные выплаты только
за счет собственных пенсионных накоплений
из своего накопительного пенсионного
фонда. Для тех, кто на этот срок имели
6 месяцев или больше, согласно закону,
их пенсия будет состоять из двух частей.
Первая часть из ГЦВП. Её размер рассчитывается
пропорционально трудовому
Исчисление пенсионных выплат в полном объёме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются и выплачиваются пожизненно.
Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий, в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.
Сейчас, когда такие специфические
преграды пенсионной реформы как
недоверие населения к
Глава 2. Анализ деятельности накопительных пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд, назначение и функции.
Поскольку накопительные
пенсионные фонды являются главным
звеном системы пенсионного
Пенсионный фонд создан как
самостоятельная финансово-
Руководящий орган Пенсионного фонда – правление во главе с председателем.
В Казахстане существуют два вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
Государственный пенсионный фонд финансирует:
1)государственные пенсии
состоявшимся пенсионерам и
2)социальные пособия в
виде доплат, если размер пенсии
ниже минимально
Данный фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
Негосударственные накопительные
пенсионные фонды создаются в
форме закрытого акционерного общества.
Его учредителями могут быть юридические
и физические лица, являющиеся резидентами
Республики Казахстан. Учредителями и
акционерами корпоративного накопительного
пенсионного фонда являются юридические
лица РК. Но государственное предприятие
и предприятие с пакетом акций
или долей государства не могут
быть учредителями и акционерами
негосударственных
1)открытыми;
2)корпоративными.
Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.
Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда.1
В соответствии со статьей 36 Закона «О пенсионном обеспечении в РК», в период учреждения и действия открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.
Важно заметить и то, что в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством РК.
Таким образом, демонополизация
государственной пенсионной системы
создала условия для
Помимо этого накопительные пенсионные фонды выполняют одну из наиболее важных функций – инвестиционная деятельность. С момента реформирования пенсионной системы, предполагалось, что активы пенсионных фондов будут одной из составляющих процессов реформы рынков капитала РК. Двумя другими неотъемлемыми процессами стратегии экономического развития Казахстана должно стать развитие рынка ценных бумаг и приватизация. Также планировалось, что активы частных пенсионных фондов будут стимулировать развитие рынка ценных корпоративных бумаг. Однако по результатам первого года пенсионной реформы 99,3% активов были вложены в те или иные государственные ценные бумаги: еврооблигации – 15,53%, в краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги Минфина – 81, 78%, ноты Нацбанка – 2%.
Таким образом, вся пенсионная деятельность государственного и негосударственных фондов на сегодняшний день сводится к тому, что по указанию Правительства граждане перечисляют 10% от дохода в накопительные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются, 90% инвестиционного дохода поступает на индивидуальный пенсионный счет вкладчика, а 10% - на нужды фонда.
2.2. Источники
формирования и направления
Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собой независимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в состав бюджета. Источниками же формирования средств данного фонда являются:
1)ежемесячные перечисления
в форме обязательных
2)добровольные пенсионные
взносы граждан, а также
3)инвестиционный доход,
получаемый при размещении
Что касается направлений
использования средств
Информация о работе Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие