Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан, на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, разработка планов и рекомендаций, направленных на дальнейшее динамичное развитие системы.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретико – методологических аспектов накопительной пенсионной системы;
- анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы в Казахстане;
- выявление путей совершенствования накопительной пенсионной системы и повышения ее социальной значимости.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятие пенсионной системы Р.К.
1.2. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.
1.3. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».
Глава 2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции.
2.2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.
Глава 3. Накопительная пенсионная система: состояние и развитие
3.1 Текущее состояние накопительной пенсионной системы на 1 января 2012 года.
3.2 Финансовое состояние фондов
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Пенсионные накопительные фонды.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

 

 

Структура пенсионных активов фондов

 По состоянию на 1 января 2012 года совокупный объем пенсионных  активов, находящихся в инвестиционном  управлении ООИУПА составил 2 652,2 млрд. тенге, увеличившись за 2011 год  на 392,1 млрд. тенге или на 17,3%.

 Среднемесячное увеличение  пенсионных активов за период  с 1 января 2011 года по 1 января 2012 года  составило 32,3 млрд. тенге. 

 На 1 января 2012 года объем  инвестированных пенсионных активов  составил 2 546,1 млрд. тенге, увеличившись  за 2011 год на 322,4 млрд. тенге или  14,5%.

 Доля государственных  ценных бумаг эмитентов РК  в инвестиционном портфеле накопительных  пенсионных фондов на 1 января 2012 составила 45,3% от общего объема  инвестированных пенсионных активов,  что соответствует 1 154,0 млрд. тенге. 

 Увеличение за 2011 год  объема государственных ценных  бумаг эмитентов РК в совокупном  инвестиционном портфеле НПФ  составляет 153,4 млрд.тенге.

 Доля негосударственных  ценных бумаг эмитентов РК  по состоянию на 1 января 2012 года  составила 28,4% от общего объема  инвестированных пенсионных активов что соответствует 724,2 млрд. тенге. Снижение за 2011 год объема негосударственных ценных бумаг эмитентов РК в совокупном инвестиционном портфеле НПФ составляет 32,4 млрд.тенге.

 На 1 января 2012 года доля  ценных бумаг, эмитенты которых  допустили дефолт по выпускам  ценных бумаг, составила 0,6% от  общего объема пенсионных активов,  что в абсолютном выражении  составило 17,1 млрд.тенге.

Сведения о  коэффициенте номинального дохода фондов

 По состоянию на 1 января 2012 года средневзвешенные коэффициенты  номинального дохода по пенсионным  активам накопительных пенсионных  фондов составили: 

- за 5 летний период (декабрь  2006 года - декабрь 2011 года) - 30,04% (накопленный  уровень инфляции за аналогичный  период - 59,95%). Скорректированный средневзвешенный  коэффициент номинального дохода - 29,51%;

- за 3-х летний период (декабрь 2008 года - декабрь 2011 года) - 23,48% (накопленный уровень инфляции  за аналогичный период - 22,96%);

- за 12 месяцев (декабрь  2010 года - декабрь 2011 года) - 2,59% (уровень  инфляции за аналогичный период - 7,4%).

 Изменение коэффициента  номинального дохода накопительных  пенсионных фондов на 1 января 2012 года текущего года по сравнению  с показателем на 1 января 2011 характеризовалось  следующим образом: 

- коэффициент номинального  дохода за 60 месяцев снизился  на 13,51 процентных пунктов; 

- коэффициент номинального  дохода за 36 месяцев увеличился  на 7,43 процентных пунктов; 

- коэффициент номинального  дохода за 12 месяцев уменьшился  на 1,8 процентных пунктов. 

 В период с января 2010 года по декабрь 2011 года  наблюдается тенденция снижения  коэффициента номинального дохода  за 60 месяцев от значения 47,52 до  значения 30,04.

 

3.2 Финансовое состояние фондов

 Совокупный капитал  фондов по состоянию на 1 января 2012 года составил 85,5 млрд. тенге,  в том числе уставный капитал  49,7 млрд. тенге или 58,1% от общего  объема совокупного капитала. Общая  сумма активов по состоянию  на 1 января 2012 года по фондам составила  93,6 млрд. тенге. 

 За январь-декабрь  2011 года 2 фонда («Республика» и  «Отан») допустили убыток на общую сумму 1,1 млрд. тенге, при этом 9 фондов получили прибыль на общую сумму 8,2 млрд. тенге. На 1 января 2012 года общая сумма прибыли фондов составила 7,1 млрд. тенге.

 Финансовые инвестиции  за счет собственных активов  фондов по состоянию на 1 января 2012 года составили 74,8 млрд. тенге  или 79,9% от совокупных активов  фондов.

 Собственные активы  фонды инвестировали в государственные  ценные бумаги Республики Казахстан  - 50,0%, негосударственные ценные бумаги  эмитентов Республики Казахстан  - 20,4%, размещали во вклады банков  второго уровня - 24,0%, негосударственные  ценные бумаги иностранных эмитентов  - 0,8% от общего объема инвестиций.

Заключение.

Структурные реформы в  пенсионной системе необходимы. И  хотя в целом пенсионная реформа  выдерживается в том виде, в  каком планировалась, очевидно, что  свои деньги будущие пенсионеры увидят только в том случае, если условия  существования НПФ будут совершенствоваться – таковы реалии. Несмотря на постепенное  устранение, наиболее существенных недостатков  в процессе развития накопительной  пенсионной системы до настоящего момента  не разработаны эффективные методы управления накопительными пенсионными  фондами. Это выражается в отсутствии стратегического плана развития накопительной пенсионной системы, в постоянном изменении количества регулирующих органов и их компетенции, в отсутствии законодательно установленных  пенсионных схем для осуществления  пенсионных выплат. Таким образом, имеются  объективные потенциальные возможности  для существующего совершенствования  управления пенсионными накопительными фондами в Республике Казахстан.

В ходе проведенного исследования были сделаны выводы, что:

1) Несмотря на постепенное  устранение наиболее существенных  недостатков в процессе развития  накопительной пенсионной системы  до настоящего момента не разработаны  эффективные методы управления  накопительными пенсионными фондами.  Это выражается в отсутствии  стратегического плана развития  накопительной пенсионной системы,  в постоянном изменении количества  регулирующих органов и их  компетенции, в отсутствии законодательно  установленных пенсионных схем  для осуществления пенсионных  выплат. Таким образом, имеются  объективные потенциальные возможности  для совершенствования управления  пенсионными накопительными фондами  в Республике Казахстан.

2) Проводимая в Казахстане пенсионная реформа столкнулась с рядом трудностей, вызванных нестабильным экономическим положением вследствие мирового финансового кризиса, неотлаженностью законодательства, демографическими проблемами. Для успешного реформирования пенсионной системы необходимо разработать и создать стабильную экономическую и регулятивную среду в стране, организационное объединение наличного интеллектуального потенциала для работы над проектами нормативно-правовых актов по вопросам совершенствования накопительной пенсионной системы, поддерживать макроэкономические показатели (экономический рост, инфляцию), обеспечить стабильность валюты, низкий уровень безработицы и т.д.

3) Изучение специфики  деятельности накопительных пенсионных  фондов позволило выявить внешние  и внутренние факторы, влияющие  на их устойчивость. Группу внешних  факторов составили экономические,  политические, демографические факторы,  которые независимо от деятельности  фонда могут повлиять на его  финансовую устойчивость. Внутренние  факторы напрямую зависят от  деятельности фонда, менеджмента,  политики его управления, уровня  капитализации и стратегии развития.

4) В современных условиях  необходимость разработки долгосрочной  стратегии развития пенсионной  системы обусловлена неудовлетворительными  характеристиками финансовой обеспеченности  пенсионных обязательств за счет  собственных источников и, как  следствие, быстрым увеличением  разбалансированности государственного  бюджета.

Стратегическое планирование развития пенсионной системы следует  трактовать как совокупность долгосрочных стратегических целей и механизмов их достижения, конкретизированных во времени и ориентированных на стабильное функционирование пенсионной системы в течение периода  формирования и реализации прав на пенсию, а также на поступательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

При разработке стратегического  планирования необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов:

- планирование развития пенсионной системы в увязке с ключевыми сферами социально-экономического развития;

- гармонизация стратегического планирования развития пенсионной системы с концепцией и направлениями долгосрочного развития страны, определяющих пути и темпы роста средств государственного бюджета и доходов населения как основы формирования ресурсов для пенсионного обеспечения и превращение средств пенсионных накоплений в важный источник долгосрочных инвестиций в экономику;

- увязка со стратегией развития финансового рынка и государственной долговой политикой, ибо целью стратегии развития финансового рынка является его опережающее развитие по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта в стране, необходимое, в том числе для возможности инвестирования возрастающих объемов пенсионных накоплений и обеспечения эффективности вложения этих средств;

- обеспечение сбалансированности размеров государственных заимствований и объемов средств пенсионных накоплений, размещаемых в государственные ценные бумаги;

- увязка с уровнем производительности общественного труда. Иначе рост доходов пенсионеров может привести к росту инфляции в стране;

- фиксирование доли пенсионных накоплений в валовом внутреннем продукте страны. Это можно использовать в качестве обязательного норматива. Как уже указывалось ранее, пенсионеры все более вытесняются из процесса перераспределения средств в обществе, что не может не сказаться на уровне их благосостояния. Поколения, чьими усилиями в прошлом была создана огромная часть национального богатства, в настоящем все в большей степени оттесняются от его использования.

5) Одна из важнейших  задач социально-экономического  развития связана с расширением  использования современных рыночных  механизмов мобилизации частных  инвестиционных ресурсов для  ускоренного обновления основных  средств отечественных предприятий.  Одним из способов ее решения  может стать использование пенсионных  накоплений, которые представляют  собой долгосрочный, масштабный  источник инвестиций. Анализ современного  размещения пенсионных накоплений  показал, что в настоящее время  их привлечение для целей развития  производства сдерживается рядом  экономических факторов, прежде  всего, необходимостью соблюдения  баланса между надежностью и  доходностью инвестиций, что определено  спецификой источника (средства  будущих пенсионеров). Отметим, что существующее государственное регулирование в сфере инвестирования пенсионных накоплений практически не стимулирует вложение пенсионных накоплений в реальный сектор экономики. И для расширения инструментария вложений пенсионных накоплений предлагается, в частности, использовать различные варианты современного инвестиционного финансирования.

Прогнозирование будущих  пенсионных накоплений необходимо основывать на методике использования многофакторной модели. При этом систему факторов, определяющих будущие пенсионные накопления, следует разделить на две группы. К первой относятся: человеческий капитал, характеризуемый уровнем образования  индивида и его профессиональными  навыками и определяющий текущий  доход.

Вторую группу факторов составляют макроэкономическая политика, воздействующая как на динамику национального дохода, так и на соотношение доходов  в разных секторах экономики, а также  сложившийся в предшествующий долгосрочный период уровень развития конкретной страны и соответственно уровень  жизни ее граждан. Эти две группы можно условно охарактеризовать «факторы личностного характера  » и «факторы макроэкономического  характера».

В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также  всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного  обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет  построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим  гражданам достойный уровень  жизни в пенсионном возрасте.

 

 

Список использованной литературы:

 

Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». М: Финансы, ЮНИТИ – 1997г. Гл.-12.

Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» Алматы 2001г.

Омирбаев С.М. «Финансы» Астана 2002г. Гл.-17.

Родионова В.М., Вавилов Ю.Я. «Финансы» М: Финансы и статистика 1993г.

 

Периодические издания:

 

Банки Казахстана № -1, 2001г. стр. 45-47.

Банки Казахстана № -7, 2001г. стр. 50-51.

Банки Казахстана № -8, 2001г. стр. 47-49.

Банки Казахстана № -9, 2001г. стр. 23-27, 37-39.

Банки Казахстана № -10, 2001г. стр. 73-75.

Банки Казахстана № -11, 2001г. стр. 19-27.

Банки Казахстана № -12, 2001г. стр. 54-57.

Закон «О пенсионном обеспечении  в РК» от 20 июня 1997г. (с изменениями  от 16 июля 2001г.)

Рынок ценных бумаг №-10, 2001г. стр. 8-10.

Рынок ценных бумаг №-12, 2001г. стр. 27-33.


Информация о работе Пенсионные накопительные фонды: состояние и развитие