Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования - провести комплексное исследование особенностей Пенсионных Фондов на территории РФ, показать проблемы и пути их решения на современном этапе. Для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Затронуть вопрос появления и развития ПФ
Рассмотреть основные черты и особенности ПФ
Изучить положение дел на современном этапе развития ПФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 5
1.1. Общее понятие и виды пенсий 5
1.2 Система пенсионного обеспечения в РФ 8
1.3. Основные виды пенсий в Российской Федерации 12
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 27
3.1. Перерасчеты, индексация, корректировка трудовых пенсий 27
3.2. Доходы и Расходы бюджета ПФ РФ за 2011 год 35
3.3 Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованной литературы 44
Расходы
На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году.
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения в стране. На ежемесячные денежные вы-платы отдельным категориям граждан Пенсионным фондом Российской Федерации израсходовано 311,9 млрд. рублей, что на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем в 2010 году. Обязательства Пенсионного фонда Российской Федерации по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме.В декабре 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2012 года. На начало 2012 года Пенсионный фонд Российской Федерации располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2012 года.
Таблица 3
Доля Доходов и Расходов Бюджета ПФР в ВВП РФ в 2009-2011 годах.
3.3 Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые.
В связи с реализацией страховой стратегии развития пенсионной системы России, как в накопительной, так и в распределительной составляющих обязательного механизма пенсионного обеспечения, должна соблюдаться зависимость размера пенсии от «трудового участия» взамен зависимости от максимального размера «утраченного заработка». Это должно обеспечивать экономическую заинтересованность каждого работника в активном участии в пенсионной системе и в дальнейшем окончательно ликвидировать уравнительность размеров пенсии.
Другие базовые принципы
всеобщего обязательного
- долгосрочная финансовая
обеспеченность страховых
- эквивалентность
- государственная гарантия
минимального уровня
Текущее (после пенсионной
реформы 2002 – 2010 гг.) состояние системы
обязательного пенсионного
- дефицит страховой пенсионной системы – 1,3 трлн. руб. в расчете на 2010 г., в 2020 г. – 2,5 трлн. руб. табл.4 (приложение 1);
- тенденция снижения
- рост финансовых потребностей
на поддержание минимальных
На первый взгляд перечисленные проблемы непосредственно зависят от двух факторов:
- низкого пенсионного возраста;
- слабого развития
Как видно из данных таблицы 7 (приложение 4) продолжительность жизни населения нашей страны в возрасте 65 лет в 1,5 раза ниже для мужчин и в 1,45 раза – для женщин по сравнению с развитыми странами. Особенно важно обратить внимание на то, что доживают до этого возраста только третья часть мужчин данного поколения и половина женщин.
Еще более наглядная картина складывается при сравнении страховых условий в России и странах ОЭСР при действующем в них пенсионном возрасте табл.8 (приложение 5).
Сравнение показывает, что
разрыв в дожитии мужчин при действующем
возрасте 60 лет в России и 65 лет
на Западе сокращается почти на четверть.
Но даже в действующих условиях демографические
параметры нашей страны не позволяют
реализовать базовый страховой
принцип эквивалентности
Пенсионные накопления в нашей стране, как это ни странно, имеют давнюю историю. Так, система добровольных пенсионных накоплений существует без малого 20 лет, а обязательное накопление в следующем, 2011 г. отметит 10-летний юбилей. Три года практикуется государственная программа стимулирования дополнительного обязательного пенсионного страхования – «программа государственного софинансирования».
В обязательной форме накопительного
страхования принудительно
Не трудно высчитать, что
накопительная прибавка к распределительной
части пенсии в первые годы не превысит
90-100 руб. в месяц (в текущих ценах),
что не превысит 1% от общего размера
пенсии. Только через 30 лет (в середине
2030-х гг.) доля накопительной части
приблизится к 10-12% от распределительной
пенсии. Это при том, что размеры
отчислений в течение всего страхового
стажа были практически равными
8% (распределительное
Причины возникших проблем пенсионной системы классифицируются на первичные (базовые) и вторичные (производные).
Базовые причины в свою очередь следует подразделять на внутрисменные и внесистемные (глобальные). Внутрисистемные охватывают факторы и процессы, происходящие в самой пенсионной системе, т.е. экономические и социально-правовые отношения между ее участниками (застрахованными лицами – страхователями – страховщиками). Внесистемные причины охватывают демографические факторы и макроэкономические процессы, которые непосредственно влияют на внутри пенсионные отношения.
Перечисленные внутренние и внешние причины наглядно указывают направления, в которых надо двигаться для достижения базовых страховых принципов. Помимо первичных, на развитие пенсионной системы оказывают влияние вторичные (производные) проблемы, которые зачастую на первый взгляд принимаются за базовые. Однако они не могут оказывать эффективного воздействия на систему. Поэтому предлагается называть их «мнимыми».
Мнимые причины:
- низкий общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин);
- неразвитость накопительной части трудовой пенсии.
Решение современных проблем возможно двумя методами:
- ускорение реализации
страховых принципов в
- трансформация пенсионной системы в полностью бюджетную, предусматривающую в качестве источника финансировании всех выплат средства федерального бюджета.
Актуарные расчеты показывают, что переход на страховые механизмы должен осуществляться комплексно, а не фрагментарно, и все страховые элементы пенсионной системы должны реализовываться синхронно, хотя и могут иметь разную продолжительность во времени.
Важно обратить внимание на то, что усиление страховых принципов пенсионной системы предусматривает кратко- и долгосрочные меры по:
-регулированию тарифной политики;
-совершенствованию
-реформированию всех видов досрочных и льготных пенсий;
-увеличению продолжительности
периода формирования
-актуарной оптимизации
механизмов формирования
Вывод. Пенсионная система России возникла на базе реформирования советской пенсионной системы с переориентацией с солидарных (распределительных) принципов на индивидуальные (накопительные). Конкретной датой принятия решения о реформировании можно назвать день учреждения Пенсионного фонда России - 22 декабря 1990 г. Но переходный период все еще продолжается. Для сглаживания последствий реформы проведена граница между лицами, получающими пенсию по старым, солидарным правилам, и теми, кто задействован в новой, либеральной системе.
С реформированием
государственной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы мною было замечено, что Пенсионный Фонд не справляется со своими обязанностями в силу неэффективной пенсионной реформы и числом пенсионеров которое увеличивается с каждым годом все больше и больше.
Современная пенсионная система предполагает структуризацию пенсий, вывод части пенсионных накоплений на рынок капиталов, устранение причин появления просрочено задолженности по пенсиям, повышение общих размеров пенсий, установление зависимости между пенсий и страховыми взносами страхователей – работодателей в ПФР, повышение заинтересованности работодателей в использовании легальных схем выплат заработной платы работникам.
В то же время следует учитывать, что нестабильность в финансовой сфере, в том числе высокая инфляция, девальвация национальной валюты, неустойчивость банковской системы, неразвитость инфраструктуры рынка капиталов значительно повышают риски в инвестировании пенсионных накоплений. Поэтому важно создать условия, адекватные достижению целей, поставленных перед пенсионной реформой.
Список использованной литературы
Приложение 1
Таблица 4
Актуарный прогноз финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств распределительной составляющей бюджета ПФР
Информация о работе Пенсионный фонд, его роль в осуществлении пенсионной реформы