Пенсионный фонд, его роль в осуществлении пенсионной реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - провести комплексное исследование особенностей Пенсионных Фондов на территории РФ, показать проблемы и пути их решения на современном этапе. Для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Затронуть вопрос появления и развития ПФ
Рассмотреть основные черты и особенности ПФ
Изучить положение дел на современном этапе развития ПФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 5
1.1. Общее понятие и виды пенсий 5
1.2 Система пенсионного обеспечения в РФ 8
1.3. Основные виды пенсий в Российской Федерации 12
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД, ЕГО РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 27
3.1. Перерасчеты, индексация, корректировка трудовых пенсий 27
3.2. Доходы и Расходы бюджета ПФ РФ за 2011 год 35
3.3 Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Finansy_kursach.docx

— 99.63 Кб (Скачать файл)
  1. на выплату средств материнского семейного) капитала – 174,3 млрд. рублей, что на 75,7 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;
  2. на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков – 69,6 млрд. рублей, что на 3,2 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году;
  3. на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 34,5 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей больше, чем в 2010 году;
  4. насофинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программыгосударственного софинансированияпенсий, уплативших дополнительные страховые взносы, – 3,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.
  5. на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 924,4 млрд. рублей, что на 390 млрд. рублей меньше, чем в 2010 году.

 

Расходы

На выплату  пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году.

Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации  на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2011 году снизились на 1,6 млрд. рублей по сравнению с 2010 годом и составили 29,4 млрд. рублей. Это связано со снижением числа лиц, получающих федеральную социальную доплату к пенсии, в том числе с учетом роста общего уровня пенсионного обеспечения в стране. На ежемесячные денежные вы-платы отдельным категориям граждан Пенсионным фондом Российской Федерации израсходовано 311,9 млрд. рублей, что на 18,3 млрд. больше, чем в 2010 году.

Расходы по накопительной составляющей бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год составили 240,5 млрд. рублей. Из них сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, составила 236,7 млрд. рублей, что на 169,8 млрд. больше, чем в 2010 году. Обязательства Пенсионного фонда Российской Федерации по пенсионному обеспечению граждан выполнены в полном объеме.В декабре 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2012 года. На начало 2012 года Пенсионный фонд Российской Федерации располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2012 года.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Доля  Доходов и Расходов Бюджета ПФР  в ВВП РФ в 2009-2011 годах.

 

 

3.3 Проблемы развития пенсионной системы: реальные и мнимые.

 

 

В связи с реализацией  страховой стратегии развития пенсионной системы России, как в накопительной, так и в распределительной  составляющих обязательного механизма  пенсионного обеспечения, должна соблюдаться  зависимость размера пенсии от «трудового участия» взамен зависимости от максимального  размера «утраченного заработка». Это должно обеспечивать экономическую заинтересованность каждого работника в активном участии в пенсионной системе и в дальнейшем окончательно ликвидировать уравнительность размеров пенсии.

Другие базовые принципы всеобщего обязательного пенсионного  страхования планировалось реализовать  на последующих этапах долгосрочной стратегии пенсионной реформы. В  соответствии с этими этапами  принятая Правительством РФ Стратегия  реформирования пенсионной системы  на страховых принципах определила дальнейшие направления развития пенсионной системы, которая должна отвечать следующим  базовым требованиям:

- долгосрочная финансовая  обеспеченность страховых пенсионных  обязательств по всем видам  трудовых пенсий, т.е. актуарная  сбалансированность пенсионного  бюджета;

- эквивалентность государственных  пенсионных обязательств накопленным  (страховым) пенсионным правам  застрахованных граждан;

- государственная гарантия  минимального уровня материального  обеспечения пенсионеров при  наступлении страховых случаев  (минимальный размер всех видов  пенсии – не ниже прожиточного  минимума пенсионеров – ПМП).

Текущее (после пенсионной реформы 2002 – 2010 гг.) состояние системы  обязательного пенсионного страхования  Российской Федерации характеризуется  тремя основными проблемами:

- дефицит страховой пенсионной  системы – 1,3 трлн. руб. в расчете  на 2010 г., в 2020 г. – 2,5 трлн. руб. табл.4 (приложение 1);

- тенденция снижения коэффициента  замещения трудовой пении по старости утраченного заработка: в 2000 г. – 34%, 2008 г. – 26%, 2001 г. – 39%, 2020 г. – 28%табл.5 (приложение 2);

- рост финансовых потребностей  на поддержание минимальных социальных  гарантий (среднегодовой размер  всех видов трудовых и нетрудовых  пенсий не должен быть ниже  среднегодового ПМП) несмотря  на то, что начиная с 2001 г. законодательно установлен механизм социальных доплат ко всем видам трудовых и социальных пенсий до текущего размера ПМП т.е. на текущий год – около 4,7 тыс. руб. с последующей ежегодной индексацией одновременно с ПМП табл.6 (приложение 3).

На первый взгляд перечисленные  проблемы непосредственно зависят  от двух факторов:

- низкого пенсионного  возраста;

- слабого развития накопительных  форм пенсионного страхования.

Как видно из данных таблицы 7 (приложение 4) продолжительность жизни  населения нашей страны в возрасте 65 лет в 1,5 раза ниже для мужчин и  в 1,45 раза – для женщин по сравнению  с развитыми странами. Особенно важно  обратить внимание на то, что доживают до этого возраста только третья часть  мужчин данного поколения и половина женщин.

Еще более наглядная картина  складывается при сравнении страховых  условий в России и странах  ОЭСР при действующем в них  пенсионном возрасте табл.8 (приложение 5).

Сравнение показывает, что  разрыв в дожитии мужчин при действующем  возрасте 60 лет в России и 65 лет  на Западе сокращается почти на четверть. Но даже в действующих условиях демографические  параметры нашей страны не позволяют  реализовать базовый страховой  принцип эквивалентности пенсионных прав и обязательств, который положен  в основу установления МОТ –овских требований к пенсионному возрасту.

Пенсионные накопления в  нашей стране, как это ни странно, имеют давнюю историю. Так, система  добровольных пенсионных накоплений существует без малого 20 лет, а обязательное накопление в следующем, 2011 г. отметит 10-летний юбилей. Три года практикуется государственная программа стимулирования дополнительного обязательного пенсионного страхования – «программа государственного софинансирования».

В обязательной форме накопительного страхования принудительно участвуют  все работники соответствующих  возрастов (всего – свыше 70 млн. чел., из которых около трети – «2-х  процентники) со средней суммой накоплений не более 10-11 тыс. руб.). Однако и «полноценные» (из расчета 6% страховых отчислений) участники обязательного накопления по состоянию на текущий год накопили не более 60-65 тыс. руб., включая инвестиционную доходность из расчета «инфляция + 4%».

Не трудно высчитать, что  накопительная прибавка к распределительной  части пенсии в первые годы не превысит 90-100 руб. в месяц (в текущих ценах), что не превысит 1% от общего размера  пенсии. Только через 30 лет (в середине 2030-х гг.) доля накопительной части  приблизится к 10-12% от распределительной  пенсии. Это при том, что размеры  отчислений в течение всего страхового стажа были практически равными 8% (распределительное страхование) и 6% (накопительное страхование), а  в результате максимальное соотношение  – 9 : 1 табл. 9 (приложение 6).

Причины возникших проблем  пенсионной системы классифицируются на первичные (базовые) и вторичные (производные).

Базовые причины в свою очередь следует подразделять на внутрисменные и внесистемные (глобальные). Внутрисистемные охватывают факторы и процессы, происходящие в самой пенсионной системе, т.е. экономические и социально-правовые отношения между ее участниками (застрахованными лицами – страхователями – страховщиками). Внесистемные причины охватывают демографические факторы и макроэкономические процессы, которые непосредственно влияют на внутри пенсионные отношения.

Перечисленные внутренние и  внешние причины наглядно указывают  направления, в которых надо двигаться  для достижения базовых страховых  принципов. Помимо первичных, на развитие пенсионной системы оказывают влияние вторичные (производные) проблемы, которые зачастую на первый взгляд принимаются за базовые. Однако они не могут оказывать эффективного воздействия на систему. Поэтому предлагается называть их «мнимыми».

Мнимые причины:

- низкий общеустановленный  возраст выхода на пенсию по  старости (55 лет для женщин и  60 лет для мужчин);

- неразвитость накопительной  части трудовой пенсии.

Решение современных проблем  возможно двумя методами:

- ускорение реализации  страховых принципов в пенсионной  системе;

- трансформация пенсионной  системы в полностью бюджетную, предусматривающую в качестве источника финансировании всех выплат средства федерального бюджета.

Актуарные расчеты показывают, что переход на страховые механизмы  должен осуществляться комплексно, а  не фрагментарно, и все страховые  элементы пенсионной системы должны реализовываться синхронно, хотя и  могут иметь разную продолжительность во времени.

Важно обратить внимание на то, что усиление страховых принципов  пенсионной системы предусматривает  кратко- и долгосрочные меры по:

-регулированию тарифной  политики;

-совершенствованию накопительного  компонента пенсионной системы;

-реформированию всех  видов досрочных и льготных  пенсий;

-увеличению продолжительности  периода формирования пенсионных  прав и повышению пенсионного  возраста демографической ситуации;

-актуарной оптимизации  механизмов формирования пенсионных  прав и реализации пенсионных  обязательств.

Вывод. Пенсионная система  России возникла на базе реформирования советской пенсионной системы с переориентацией с солидарных (распределительных) принципов на индивидуальные (накопительные). Конкретной датой принятия решения о реформировании можно назвать день учреждения Пенсионного фонда России - 22 декабря 1990 г. Но переходный период все еще продолжается. Для сглаживания последствий реформы проведена граница между лицами, получающими пенсию по старым, солидарным правилам, и теми, кто задействован в новой, либеральной системе.

С реформированием  государственной системы пенсионного  обеспечения стало постепенно развиваться  негосударственное пенсионное страхование. Со стороны государства этот способ накопления на старость стимулируется путем предоставления налоговых льгот физическим лицам, делающим взносы, и работодателям, финансирующим негосударственные пенсионные накопления своих работников.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения курсовой работы мною было замечено, что  Пенсионный Фонд не справляется со своими обязанностями в силу неэффективной  пенсионной реформы и числом пенсионеров  которое увеличивается с каждым годом все больше и больше.

Современная пенсионная система  предполагает структуризацию пенсий, вывод части пенсионных накоплений на рынок капиталов, устранение причин появления просрочено задолженности  по пенсиям, повышение общих размеров пенсий, установление зависимости между  пенсий и страховыми взносами страхователей  – работодателей в ПФР, повышение  заинтересованности работодателей  в использовании легальных схем выплат заработной платы работникам.

В то же время следует  учитывать, что нестабильность в  финансовой сфере, в том числе  высокая инфляция, девальвация национальной валюты, неустойчивость банковской системы, неразвитость инфраструктуры рынка  капиталов значительно повышают риски в инвестировании пенсионных накоплений. Поэтому важно создать  условия, адекватные достижению целей, поставленных перед пенсионной реформой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Врублевская О.В. и др. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. Изд-во 3-е изд. М.:Юрайт-Издат, 2003.
  2. Трудовой Кодекс РФ
  3. Пенсионный Фонд Российской Федерации (http://www.pfrf.ru/)
  4. Ковалева В.В. Финансы. Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 634 с.
  5. Лушин С.И., Слепов В.А. Государственные и муниципиальные финансы: Учебник.- М.: Экономист, 2007. – 763 с.
  6. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица 4

Актуарный прогноз финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств распределительной составляющей бюджета ПФР

Информация о работе Пенсионный фонд, его роль в осуществлении пенсионной реформы