Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
Введение …..………………………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели задачи и система организации…….6
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ …………….6
1.2. Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда РФ………………………..12
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………17
2.1. Формирование доходов и расходования средств
Пенсионного фонда РФ………………………………………………………….17
2.2. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2010 год и плановые
2011 и 2012 года…………………………………………………………………..22
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………..25
3.1. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ………25
3.2. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы ……………27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы ……………………………………………38
Плательщиками страховых взносов в ПФР являются:
- работодатели – юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов – 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, - 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);
- международные организации,
осуществляющие свою
- граждане, занимающиеся
индивидуальной трудовой
- крестьянские, фермерские хозяйства (20,6%);
- граждане, в том числе иностранные лица, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие приём на работу по трудовому договору (28%);
- граждане, работающие
по трудовым договорам,
Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчётные и иные счета при предъявлении предпринимателями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении (по всем основаниям), из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.
Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц – в срок, установленный для получения оплаты труда за истёкший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников. 8.
Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Основной источник доходов фонда - это страховые взносы работодателей и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15 числа месяца, за который исчислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
Средства Пенсионного фонда направляются на:
За счёт страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001г. – отчислений от социального налога формируется около 90% доходов Пенсионного фонда.
Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и
сборы устанавливаются
Расходы на пенсионное обеспечение - это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. На 1 января 1999 года в нашей стране насчитывалось более 38,5 миллионов пенсионеров, это более 1/5 всего населения России.9 Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. За счет средств Пенсионного фонда финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы по их доставке и пересылке. Часть средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.
В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.
Таким образом, пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией и посредством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и комплексом других сопряженных законов.
При нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы это приводит к их перераспределению от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым, назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов и цикл повторяется.
2.2. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2010 год и плановые
2011 и 2012 года
Государственная
Дума РФ приняла в первом чтении
законопроект о бюджете Пенсионного
фонда РФ на 2010г. и на плановый
Законопроект подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2010-2012 гг.».
В соответствии с проектом закона, суммарные доходы ПФР в 2010 г. прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. Превышение доходов над расходами бюджета будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) – 282 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 г. составят 2 530 млрд. рублей или 54,1% от общего объема доходов (в 2011 году – 40%), данные средства будут направлены, в том числе, на:
Для реализации задач по дальнейшему повышению уровня материального положения более чем 39,5 млн. пенсионеров в бюджете Пенсионного фонда на 2010 г. предусмотрены расходы на следующие мероприятия:
Проект бюджета ПФР предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан в 2010-2012 гг. Если средний размер трудовой пенсии по старости на конец 2009 г. составит 6 280 рублей, то на конец 2010 г. – 8107 рублей, на конец 2011 г. – 9 077 рублей, на конец 2012 г. – 9 955 рублей. Средний размер социальной пенсии в 2009 г. составит 4 276 рублей, в 2010 г. – 4 956 рублей, в 2011 г. – 5 412 рублей, в 2012 г. – 6 041 рубль. Соотношение средней трудовой пенсии по старости и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации возрастет в 2010 г. до 39,7%, а в 2011 г. – до 40%.
С 1 января 2010 г. в России не будет пенсий, которые были бы ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе. Все неработающие пенсионеры, чей совокупный доход сейчас ниже прожиточного минимума, будут получать социальную доплату. На эти цели в бюджете заложено 23,2 млрд. рублей.
Также в бюджете ПФР на 2010-2012 гг. учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2010 год в сумме 2,5 млрд. рублей.
21 октября на пленарном
заседании Государственной
Таблица 1
Основные характеристики бюджета Фонда: (млрд. руб.)
Показатели (млрд. руб.) |
2009 год |
2010 год |
Плановый период | |
2011 год |
2012 год | |||
Доходы |
3 282,95 |
4 680,04 |
5 264,01 |
5 779,17 |
Межбюджетные трансферты из фед. Бюджета |
1 679,0 |
2 530,0 |
2 145 ,0 |
2 355,0 |
Расходы |
3 041,48 |
4 398,04 |
4 894,37 |
5 360,30 |
Профицит |
241,47 |
282,00 |
369,64 |
418,87 |
Средний размер труд. пенсии по старости (на конец года), руб. |
6 280 |
8 107 |
9 077 |
9 955 |
Средний размер социальной пенсии, руб. |
4 276 |
4 956,5 |
5 412 |
6 041 |
Справочно: прожиточный минимум пенсионера |
4 135 |
4 780 |
5 315 |
5 847 |
Предусматривается индексация: в 2010 году: с 1 апреля - трудовой пенсии на 6,3 %, пенсий по гос. пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 12%, ЕДВ на 10,0%; с 1 июля - пенсий по гос. пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 3,5%; в 2011 году: с 1 февраля - трудовой пенсии на 10%; с 1 апреля - трудовой пенсии на 0,5 %; пенсий по гос. пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 10%, ЕДВ на 8,0%; с 1 июля индексация пенсий по гос. пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 2,9%; в 2012 г.: с 1 февраля - трудовой пенсии на 8,0%; с 1 апреля - пенсий по гос. пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 8 %, ЕДВ на 7,0%; с 1 июля - пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 3 % 11.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы