Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

Содержание работы

Введение …..………………………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели задачи и система организации…….6
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ …………….6
1.2. Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда РФ………………………..12
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………17
2.1. Формирование доходов и расходования средств
Пенсионного фонда РФ………………………………………………………….17
2.2. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2010 год и плановые
2011 и 2012 года…………………………………………………………………..22
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………..25
3.1. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ………25
3.2. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы ……………27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы ……………………………………………38

Файлы: 1 файл

ПФРФ, РОЛЬ ФИН СИС-МА СОЦ СИСТ (1).doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Указанные показатели динамики доходов пенсионной системы приведены из параметров оптимистического сценария экономического развития РФ до 2020г. (Таблица 4). Этот сценарий предполагает рост ВВП свыше 6% в этот период, с последующим поэтапным снижением до 3% в год, о также увеличение фонда заработной платы с 26% ВВП в 2010г. до 35% ВВП в 2050г.

Таблица 4

Прогноз распределительного баланса бюджета ПФР до 2025г.

Показатели

2010

2015

2020

2025

Доходы бюджета  ПФР. млрд. руб.

3180

4113

5965

8331

Расходы бюджета ПФР. млрд. руб.

2904

4741

7665

11341

Профицит (+), дефицит (-) бюджета ПФР, млрд. руб.

+276

-627

-1700

-3010

Доля дефицита в ВВП, в %

0,5%

0,8%

1,2%

1,4%


          Сокращение доходных источников  бюджета ПФР в ныне действующей  пенсионной системе ведет к увеличению масштабов второй проблемы, связанной со снижением соотношения размера трудовой пенсии по старости с заработной платой (т.н. коэффициента замещения) в долгосрочной перспективе 2050г. до 3,5% (против 25,6% в 2009 г и почти 36% до начала пенсионной реформы 2002 г.). Это означает, что пенсионная система при сохранении действующих норм по формированию пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивает главный принцип обязательного пенсионного страхования - гарантии сохранения  пенсионных прав, а наоборот, усиливает неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением (Таблица 5).

Таблица 5

Прогноз основных характеристик  пенсионного обеспечения в действующих  условиях.

Показатели

2010

2015

2020

2025

Прожиточный минимум пенсионера, руб.

3 881

5 755

7 985

10 445

Численность населения  старше трудоспособного, или. Чел.

31,1

33,9

36,7

38,9

Численность получателей  трудовой пенсии, млн. чел.

36,60

39,75

41,84

43,91

Среднегодовой размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб. в т.ч.

5 076

8 529

13 757

19 551

- базовой часть,  руб.

2 326

3 463

4 812

6 297

- страховой  части, руб.

2 750

5 066

8 945

13 254

Коэффициент замещения  среднего размера трудовой пенсии в  распред. сист., %

24,39

21,41

19,49

17,41

Соотношение среднего размера труд, пенсии в распред. системе с ПМП, раз

1,31

1,48

1,72

1,87

Социальные  пенсии

       

среднегодовой размер, руб.

3 712

5 509

7 642

9 998

-соотношение с ПМП, раз

0,91

0,77

0,67

0,61


Численность лиц, работающих по найму снизится с 48,5 млн. человек в 2010г. до 39,1 млн. человек в 2050г., и то время как численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, возрастает с 37,3 до 51,7 млн. человек. Таким образом, нагрузка возрастает с 0,77 до 1,32 (или в 1,7 раза).16

Введение накопительного компонента в обязательное пенсионное страхование в теоретическом плане призвано решить проблему сохранения пенсионных прав в условиях роста нагрузки на пенсионную систему. Выпадающая часть распределительных доходов бюджета ПФР в 2025-2050 гг. должна замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями из расчета страхуемого заработка. Однако, по актуарным расчетам, объем средств, направляемых на накопление, не позволяет обеспечить поддержание коэффициента замещения.

Накопительная часть трудовой пенсии не может существенно влиять на показатели пенсионной системы, по крайней мере, до 2027г., когда общеустановленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее пол действие пенсионной модели, введенной в 2002г. Даля накопительной части о общем размере трудовой пенсии по старости к 2050г. не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит 0,56% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%.

В течение всего  прогнозного периода в системе  обязательного пенсионного страхования  сохраняется разбалансированность собственных (страховых) финансовых источников текущего объема принятых государственных пенсионных обязательств, что вызывает потребность в дотациях из федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета, перечисляемый на выплату базовой части трудовой пенсии возрастет почти в 3,4 раза, и доля ЕСН увеличивается с 60% в начале прогнозного периода до 75% уже в 2015г. Расходы распределительной составляющей пенсионного бюджета имеют схожую тенденцию: к 2015г. они составят 4,1 % против 4,8% вначале периода. В результате к 2010г. необеспеченная потребность распределительной составляющей пенсионной системы возрастает в 2,5 рада, а к 2015г. - еще в 2,2 раза относительно 2010г., в 2025г. - еще в 5,5 раз и составит более 2,8 млрд. руб.

Таким образом, актуарный прогноз показывает резкое углубление негативных тенденций, обусловленных  как дальнейшим ухудшением демографической ситуации в стране, так и снижением налоговых ставок, а также нормами действующего пенсионного законодательства.

Без реализации мер государственного регулирования макроэкономической и демографической ситуации возможна финансовая стабилизация пенсионной системы на основе приведения ее к полностью страховым принципам. Однако обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.

Заключение

В этой работе было проведено  краткое исследование современного состояния Пенсионного Фонда Российской Федерации.

На данный момент Пенсионный фонд является финансовым источником для решения такой глобальной задачи, как сохранение части заработной платы работника, предназначенной для удовлетворения его потребностей на случай утраты трудоспособности из-за возраста. Для реализации поставленных перед ним задач, была введена обязательная уплата работодателем страховых взносов, а затем единого социального налога, сбор которого поручен налоговым органам. Таким образом, у хозяйствующих субъектов страны принудительно изымается значительная часть национального дохода, предназначенная для целей государственного социального страхования, и направляется в государственные социальные фонды, суммарный бюджет которых сопоставим с федеральным бюджетом государства. Фонд является самостоятельными финансовой организацией, ее денежные средства и имущество не подлежит отчуждению, однако являются собственностью государства. Фонд входят в бюджетную систему Российской Федерации и финансовая сторона его деятельности регламентируется Бюджетным Кодексом РФ.

Важно отметить, что основную часть поступлений в бюджет фонда, свыше 90%, составляют налоговые платежи – единый социальный налог и страховые взносы. Причем поступления от единого социального налога в бюджет Пенсионного фонда до 66%. Анализ расходных частей бюджетов фондов показал, что практически 95% всех расходов фонда направляются на выполнение основных уставных задач фондов. Пенсионный фонд расходует средства на выплату пенсий и пособий, что и является его основной задачей.

Необходимая составляющая политики экономического роста –  усиление социальной ориентации системы  государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.         В июне 2009 года главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев прогнозировал, что, если не принять решения о повышении пенсионного возраста (до 60 лет у женщин и 62 лет — у мужчин), то через 10—20 лет «наша экономика этого не выдержит» — при этом пенсионный возраст в России будет самым низким в мире.       Нормальное функционирование системы, основано на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). Несколько бывших союзных республик, в которых на момент распада СССР в 1991 году был установлен такой же пенсионный возраст, что и в России, повысили его уже в течение следующего десятилетия: Казахстан — до 58 и 63 лет, Азербайджан — до 57 и 62 лет, Литва — до 60 и 62,5 лет (для женщин и мужчин соответственно); на один год подняла пенсионный возраст для женщин Латвия. В Грузии пенсионный возраст для женщин составляет 60 лет, для мужчин — 65. Таким же, как и в России, пенсионный возраст остался в Белоруссии, на Украине и в Узбекистане. Украина под давлением МВФ собиралась увеличить пенсионный возраст до 60 лет для женщин уже с конца 2010 года.      Повышение пенсионного возраста в России — процесс постепенный и поэтапный, который начнётся не ранее чем через 6—7 лет. Такое заявление сделал вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин. Предполагается повышение возраста выхода на пенсию для мужчин до 62 лет, а для женщин — 60. Кудрин отметил, что новый пенсионный мужской возраст — 62 года — уже «можно обсуждать», а женский пока не определён, но он будет приближён к 60 годам. «В течение года-двух принимаем решение, потом, через пять лет, начнём повышать постепенно», — считает министр.         В 1939 году доля лиц 60 лет и старше составляла 6,7 %, в 1959 году — 9 %, в 1998 году — 17,6 %, а в 2002 году — 18,5 %.. Нагрузка на трудоспособное население тоже растёт: в 1939 году на одного человека пенсионного возраста приходилось более шести работающих, в 1959 году — почти пять, в 2002 году — менее трёх, а в 2004 году — всего 1,6.. Я считаю  преждевременным «начинать дискуссию о повышении пенсионного возраста, пока средняя продолжительность жизни в стране крайне низка:  59 лет - для мужчин, 70 лет – для женщин». Неблагоприятная демографическая ситуация — аргумент не за, а против повышения пенсионного возраста.        Для дальнейшего развития, улучшения работы пенсионного фонда, я предложила бы реформу, таким образом, люди, дошедшие до пенсионного возраста сами выбирали выходить им на пенсию или продолжать работать. Если человек будет работать, достигнув пенсионного возраста – ему не выплачивать пенсию.           Я считаю, что пенсионная тема является неотъемлемой частью нашей жизни и постоянно актуальна и востребована в цивилизованном обществе. Можно сказать, что пенсия – это вечная ценность во все времена и в любой стране. Это один из самых животрепещущих вопросов, который всегда всех затрагивает. Каждый из нас в соответствующем возрасте становится пенсионером. И общество в целом, и каждый из нас в отдельности должен заранее думать об этом моменте. По уровню развития пенсионной системы можно судить о зрелости общества.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – 336 с.: ил.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – 621 с.
  3. Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. – 1999.
  4. http://www.pfrf.ru – Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации
  5. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований.- 2007.
  6. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Норма, 2007.
  7. Долотов В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы// Финансы.- 2009.-№5.
  8. Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается //Финансы.-2009.-№1.
  9. Нешитой А.С. Финансы: Учебник-8-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008
  10. Российский статистический ежегодник 2009: Стат. Сб./Росстат.- М., 2009
  11. Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов// Финансы.- 2008-№12,
  12. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. Г.Б.Поляка-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2007
  13. Финансы: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Сабанти-2-е изд, перераб. и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2006
  14. http://bk-rf.ru/6/ - Бюджетный Кодекс Российской Федерации
  15. В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ.
  16. законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,
  17. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  18. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90024;fld=134;dst=4294967295;from=87265-0 - Федеральный Закон №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  19. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72735 - Федеральный Закон № 236-ФЗ от 19 декабря 2006г. (ред. от 27.11.2007) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год».
  20. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72703 - Федеральный закон №262-ФЗ от 23.11.2007 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год».
  21. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78625- Федеральный Закон от  22.07.2010 N 161-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
  22. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72704 - Федеральный закон 21.07.2010 N 141-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
  23. http://www.gks.ru-  официальный сайт Федеральной службы статистик

Данная работа скачена  с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 22842

1 Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – 336 с.: ил.

2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – 621 с.

3 Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48

4 http://www.pfrf.ru – Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации

5 http://www.pfrf.ru – Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации

6 Финансы: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Сабанти-2-е изд, перераб. и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2006

7 Финансы: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Сабанти-2-е изд, перераб. и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2006

8 Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. Г.Б.Поляка-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2007

9 http://www.pfrf.ru

10 http://www.gks.ru-   официальный сайт Федеральной службы статистик

11 Российский статистический ежегодник 2009: Стат. Сб./Росстат.- М., 2009

12 Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается //Финансы.-2009.-№1.

13 Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов// Финансы.- 2008-№12,

14 Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов// Финансы.- 2008-№12,-62.:

  1. 15 Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований.- 2007.

16 Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов// Финансы.- 2008-№12-63.:




Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы