Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность деятельности Пенсионного фонда и показать его значение в финансировании социальной сферы страны.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
Введение …..………………………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели задачи и система организации…….6
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ …………….6
1.2. Сущность, цели и задачи Пенсионного Фонда РФ………………………..12
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………17
2.1. Формирование доходов и расходования средств
Пенсионного фонда РФ………………………………………………………….17
2.2. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2010 год и плановые
2011 и 2012 года…………………………………………………………………..22
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………………..25
3.1. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ………25
3.2. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы ……………27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы ……………………………………………38
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Пенсионную систему Российской Федерации в ближайшее время ждут существенные изменения. Предполагается ввести сразу несколько новшеств.
Для нынешних пенсионеров
и застрахованных лиц,
1) Повышение уровня
пенсионного обеспечения лиц
старшего поколения и
2) Усиление страховых
принципов предоставления
Перевод базовой части трудовой пенсии в состав страховой части, ее индексация по общему правилу – росту доходов пенсионного Фонда России на каждого пенсионера (а не по росту цен), при условии установления достаточных источников финансирования системы обязательного пенсионного страхования. Установление начиная с 2015 года зависимости размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа в момент ее назначения.
3) Создание условий
для формирования пенсионных
прав застрахованных лиц в
необходимом объеме. Повысится тариф
взносов, учитываемых на
4) Совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы. Стимулирование личных инициатив по повышению пенсии за счет формирования дополнительных накоплений и обращения за пенсией в более позднем возрасте. Расширение инвестиционного портфеля государственной управляющей компании в целях предоставления возможности повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений.
1 марта 2009г базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%. 1 апреля на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей.
Следующее повышение пенсии намечено на 1 декабря - базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 рубля.
В 2009 году будут решены задачи по подготовке изменений пенсионного законодательства, которые должны вступить в силу с 1 января 2010 года, и которые направлены на дальнейший рост пенсионного обеспечения. В 2010 году произойдет переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный налог будет заменен на страховые платежи. Это позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний. Процесс формирования пенсии будет более прозрачным и понятным 12.
3.2. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов
Принятие правительственного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.
В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008—2010 годах (09.03.2007 г.) указано на ключевую задачу стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Для этого предложено ускорить реализацию пенсионной реформы в части обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ (ПФР). Дальнейшие действия в пенсионной сфере должны быть основаны на долгосрочных расчетах сбалансированности пенсионной системы, а также учитывать целевые ориентиры ее развития: уровень коэффициента замещения и контролируемую налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, расширение накопительных элементов пенсионной системы, в первую очередь стимулирование добровольных пенсионных накоплений13.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 нюня 2008 г. данная задача была конкретизирована части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создающего условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Эти меры должны предусматривать, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Сложность поставленных задач адекватна сложности и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы, которые усугубляются воздействием общемировых тенденции и факторов - углубляющимся демографическим и финансовым кризисами.
Чтобы реализовать
эффективные инструменты
- макроэкономические факторы, в частности: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др. (Таблица 2);
-демографические
факторы: рождаемость,
Таблица 2
Прогноз основных макроэкономических показателей до 2025г.
Показатели |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
ВВП (факт, иен), млрд. руб. |
44 800 |
81 253 |
139 614 |
222 475 |
Фонд оплаты труда (в факт, ценах), млрд. руб. |
11 771 |
21 857 |
36 858 |
57 176 |
Индекс потреб, цен, в среднем за год, в разах к пред. Году |
1,06 |
1,05 |
1,03 |
1,03 |
Среднегодовая
численность населения в |
87,4 |
82,1 |
77,7 |
76,5 |
Числен, наемных работников, млн.чел. |
47,13 |
45,72 |
43,52 |
42,42 |
Доля в ВВП, в % |
0,5% |
0,8% |
1,2% |
1,4% |
Таблица 3
Прогноз демографических характеристик страны до 2025г.
Показатели |
2010 |
2015 |
2020 |
2025 |
Население моложе трудоспособного |
22,9 |
24,6 |
25,8 |
25,5 |
Население старше трудоспособного |
31,1 |
33,9 |
36,7 |
38,9 |
Нагрузка пенсионеров на 1000 наемных работников |
777 |
869 |
961 |
1035 |
Продолжительность жизни, лет |
69,16 |
69,85 |
72,51 |
75,09 |
Период выплаты пенсии |
21,22 |
21,46 |
23,15 |
24,90 |
Коэффициент рождаемости |
1,50 |
1,69 |
1,88 |
2,02 |
Перечисленные группы факторов накладывают серьезные ограничения на формирование экономических механизмов, которые бы регулировали развитие пенсионной системы. Они должны быть учтены при определении долгосрочных целевых ориентиров се развития. Исходя из страховых принципов системы обязательного пенсионного страхования, эти ориентиры должны формулироваться следующим образом:
Рассмотрим, насколько принятые целевые ориентиры реализованы в современной пенсионной системе в контексте долгосрочной перспективы. 14.
По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума – около 1,2% ВВП - в начале 2020-х годов. При этом. Если в 2010г. несбалансированность составит около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время, с точки зрения госбюджетных отношений, следует отмстить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем — темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много. И они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения дачи налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.
В долгосрочной перспективе, при сохранении параметров начисления страховых взносов, объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, т.е. эффективный тариф страховых взносов из-за роста размера зарплаты будет сокращаться (с 11,45% в 2010г. до 0,59% в 2050г., т.е. почти 20 раз). Эффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии сократится еще значительнее - С 8,8% в 2010г. до 0,3% в 2050г.
Ответственность Российской Федерации по финансированию базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета при условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), достигаемого к 2010г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП, сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2010г. до 2,1% в 2050 году, т.е. в 4,1 раза.
Государственные обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР должны сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовой деятельностью. Возникающая розница должна покрываться за счет средств федерального бюджета, и неуклонно возрастаете 1,5% фонда заработной платы в 2010г., до 4,1% уже в 2022г.
В результате выявленной тенденции изменения источников финансирования к 2050г. пенсионная система почти полностью отходит от страховых принципов (86% доходов - средства федерального бюджета), и весь объем средств на ее финансирование, включая накопительную составляющую, сократится с 6,1% ВВП (в т.ч. на выплату пенсий – 5,5% ВВП) в 2010г. до 1,5-1,6% ВВП в 2050г. Это недопустимо низкий уровень для мировой практики пенсионного страхования.
Необходимо отметить, что индексация государственных пенсионных обязательств, ограниченная индексом роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, с начала реформы отстает от темпов роста среднемесячной зарплаты в стране. Так, только за 2002-2007гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.
Указанное ограничение
было введено в целях регулирования
долгосрочной сбалансированности системы
обязательного пенсионного
Начиная с 2012 г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпов роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, станет не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период 2010-2050гг.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967 года рождения и моложе (вдвое за период с 2010-2025гт.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессии взносов, о чем уже говорилось выше.
Рост доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера с 2016г. не будет превышать рост цен. В связи с этим страховая часть пенсии может индексироваться всего лишь раз в год — с 1 февраля на индекс роста цен за предшествующий год, а механизм обеспечения сбалансированности доходов, расходов и предстоящих обязательств по выплате страховой части пенсий перестает работать.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы