Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение деятельности ПФР в соответствии с проводимой пенсионной реформой, выявление проблем при накоплении и расходовании денежных средств, пути их решения и оценка его значения в финансировании социальной сферы страны. Для реализации постановленных целей необходимо решить следующие задачи:
показать причины создания ПФР и основные этапы его развития;
охарактеризовать систему организации ПФР;
раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами ПФР;
рассмотреть источники формирования бюджета ПФР и выявить основные направления использования его финансов;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения, выявить основные проблемы;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации……………………………………………..…………….5
1.1. Причины создания Пенсионного фонда и основные этапы его развития……………………………………………………………..………….....5
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда…………………………………….9
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………12
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ……...18
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ……….18
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………….22
2.3. Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ……………….25
2.4. Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ…….30
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ………………...32
3.1. Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ……………………32
3.2. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ…….35
Заключение……………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………...39
Критический дефицит бюджета ПФР никак не является следствием реформы пенсионной системы. Это результат других преобразований – прежде всего в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы, - таких, как выплата ЕДВ и ДЕМО, и в меньшей степени это результат появления в структуре трудовой пенсии ее накопительной части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности за дефицит бюджета ПФР.
Безусловно, сохранять систему социального страхования с огромным нарастающим дефицитом – это нелепица. Но отказ от социального страхования – это далеко не единственный выход. Ведь можно просто устранить проблему дефицита – и продолжать реформу дальше. Как альтернатива возврату к прямым выплатам пенсий из федерального бюджета возможно восстановление финансирования и финансовой устойчивости социального страхования.
Там, где речь идет об обязательствах по базовой части пенсии, финансировать их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые определить для данной цели сам законодатель. Размер базовой части пенсии и источники ее финансирования определяются в законах о федеральном бюджете на каждый финансовый год. Отличие только в том, что до настоящего момента источником финансирования были остатки налоговой составляющей ЕСН, теперь предлагается сделать таким источником любые другие доходы федерального бюджета.
Предлагаемая схема преодоления дефицитности бюджета Пенсионного фонда достаточно проста и технологична. При этом расходы государства на финансирование своих обязательств перед пенсионной системой будут на 30-40 проц. меньше, чем при любом другом финансировании дефицита. Страховая природа государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Как будут сохранены система персонифицированного учета, лицевые пенсионные счета граждан и информирование застрахованных о состоянии их счетов. Государство сможет продолжать опережающими темпами повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов пенсионной системы.
Еще одно решение проблемы дефицита бюджета и низкого уровня пенсий предлагает руководитель Центра стратегических разработок М.Дмитриев. По его словам "главным ресурсом, который до сих пор не был задействован в этой сфере, является государственная собственность". Оценки, проведенные ЦСР показали, что без ущерба для исполнения государственных функций на покрытие пенсионного дефицита может быть направлено госимущество в объеме около 15% ВВП. Государственные активы могут быть распределены по накопительным счетам работников и пенсионеров, а доходы от их использования и продажи пойдут на финансирование более высоких пенсий как в ближайшие годы, так и в долгосрочной перспективе.
Приватизация в таком социальном формате будет полезна не только для укрепления пенсионных финансов, но и для общего повышения эффективности российской экономики. Перевод приватизируемых активов на накопительные счета можно использовать, в частности, для стимулирования более позднего выхода на пенсию и софинансирования добровольных пенсионных накоплений работников и работодателей. Кроме того, за счет передачи приватизируемого имущества возникает возможность компенсировать финансовые потери накопительной системы в результате кризиса.
Еще одним плюсом передачи госактивов пенсионерам станет возможность избежать повышения налогов на фонд оплаты труда, а значит, убрать лишние препятствия на пути развития предприятий в посткризисный период. В перспективе можно будет устойчиво поддерживать соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%.
Иными словами, реформы могут быть продолжены [8. с.15-26]
3.2. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:
Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 рублей. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.
Отношение трудовой пенсии
по старости к прожиточному минимуму пенсионера
постоянно увеличивалось и составило
в 2002 году - 108,4%,
в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.
Отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике в 2002 году составляло 34%, к 2007 г. оно снизилось до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличилось до 36,8% в результате роста базовой части трудовой пенсии в 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.
Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого уровня пенсий.
Вместе с тем в рамках пенсионной
системы не достигнуты долгосрочная финансовая
устойчивость и сбалансированность бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инерционный сценарий развития
пенсионной системы (сохранение существующей
модели) в условиях действующего пенсионного
законодательства неизбежно приведет
к следующим социально-экономическим
последствиям:
невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров.
Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится, и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, и отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться;
Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе экономические и демографические факторы:
Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:
Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся обеспечения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.[14]
Заключение
Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть — по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы — поскольку одни из них — доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России - так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.
Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Льготные пенсии, их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки к пенсиям участников войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не ПФ. Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.
Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. №145-ФЗ.
3. Закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001. №173-ФЗ.
4. Закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 №167-ФЗ.
5. Закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 №256-ФЗ.
6. Закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от 30.04.2008 № 56-ФЗ.
7. Борисенко, Н. О понятии финансовой
устойчивости Пенсионного
8. Войнов. А.В. Государственные финансы и региональное развитие / А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2009, № 3. – с. 522.
9. Дробозина. Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит[Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 501 с.
10. Малеева. Т.М. Пенсионная реформа в России: История, результаты, перспективы /Под ред.Т.М.Малеевой– М., 2005. – 132-134 с.
11. Павлюченко. В.А. Как исцелить Пенсионный фонд? [Текст]/ В.А. Павлюченко//Социальная защита.- 2009.- № 1.- с. 3- 6.
12. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.А.Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 527 с.
13. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.minfin.ru/
14. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.pfrf.ru/
Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы