Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования - раскрыть особенности формирования средств Пенсионного Фонда РФ.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю становления Пенсионного Фонда РФ;
Раскрыть сущность Пенсионного Фонда РФ и его роль в социальном обеспечении граждан России;
Проанализировать источники формирования средств Пенсионного Фонда РФ;
Выявить основные проблемы развития Пенсионного Фонда и пути их решения.
Введение
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, которые помимо всего прочего представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. Пенсионный фонд РФ, на долю которого приходится около 75% всех внебюджетных средств, является крупнейшим из всех внебюджетных социальных фондов. Пенсионный фонд - это централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств
Состояние действующей
системы пенсионного
Цель исследования - раскрыть особенности формирования средств Пенсионного Фонда РФ.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступает Пенсионный фонд РФ.
Предметом исследования являются экономические отношения по поводу формирования Пенсионного Фонда РФ.
Источниками информации при написании курсовой работы послужили: федеральные законы, а также законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Пенсионного Фонда России, государственная статистическая отчетность и ведомственная отчетность Пенсионного Фонда России, а так же учебные пособия. Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.
Глава 1. Понятие и роль Пенсионного Фонда в социальном обеспечении граждан РФ
В связи с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6.07.92 № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» в 1992 году в Московской области на базе регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий).
В целях перехода к работе в новых условиях между руководителями районных (городских) администраций Московской области и Управляющим Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Создание пенсионных отделов в структуре Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области было осуществлено в течение октября - ноября 1992 года [7].
Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба».
В дальнейшем этот термин стал общепринятым при определении структуры, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению от сбора, аккумуляции страховых взносов, финансирования пенсионных средств до их расходования – назначения (перерасчета), выплаты и доставки государственных пенсий.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.05.93 № 4901-1 «О ходе выполнения постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 года «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» итоги этого эксперимента были подведены, одобрены и в результате поставлен вопрос о создании рабочей группы на уровне Верховного Совета Российской Федерации по подготовке предложений об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения [7].
В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной власти в инициативном порядке, но уже не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации. Осуществлялась эта передача путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. К сентябрю 2000 года единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.
В 2000 году был принят Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», которым было предусмотрено закрепить за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации [8].
В целях проведения организационных мероприятий в переходный период (2001 год) Пенсионным фондом Российской Федерации разработаны: проект типового соглашения, являющегося базовым документом по координации деятельности отделений ПФР в переходный период, план действий по передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий от органов социальной защиты населения, рекомендации по формированию организационной структуры Отделения ПФР и его органов, типовые положения о территориальных органах ПФР, нормативы численности специалистов, занятых назначением, выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав застрахованных лиц, нормативы оснащения органов ПФР средствами вычислительной и организационной техники, методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности по выплате пенсий, по вопросам перевода работников региональных органов социальной защиты населения в систему ПФР и другие документы [10].
По состоянию на 01.07.2001 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 Пенсионный фонд фонда Российской Федерации заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образован 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе: 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 Центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров. Всего к концу 2001 года органы исполнительной власти 81 субъекта Российской Федерации подписали соглашения в соответствии с данным Указом [8].
С принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы стали составлять единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. В частности, за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции, в соответствии с которыми его органы обязаны назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти [2].
1.2. Сущность Пенсионного Фонда РФ и его роль в социальном обеспечении граждан России
В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г [6].
Существует множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд».
Пенсионный фонд РФ представляет
собой централизованную систему
аккумуляции и
Другой точке зрения придерживается А.С. Нешитая. Пенсионный фонд РФ, по ее мнению, – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Согласно экономическому
словарю Пенсионный фонд РФ представляет
собой самостоятельное финансов
В соответствии с Законом
РФ "Об обязательном пенсионном страховании
в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами
обязательного пенсионного
Пенсионный фонд РФ (ПФР)
является самостоятельным финансово-
Основными задачами Пенсионного фонда являются :
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован
органами власти и управления,
и имеет строгую целевую
- денежные средства
фонда используются для
- формируется в основном
за счет обязательных
- страховые взносы
в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют
налоговую природу, тарифы
- на отношения, связанные
с исчислением, уплатой и