Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрыть особенности формирования средств Пенсионного Фонда РФ.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю становления Пенсионного Фонда РФ;
Раскрыть сущность Пенсионного Фонда РФ и его роль в социальном обеспечении граждан России;
Проанализировать источники формирования средств Пенсионного Фонда РФ;
Выявить основные проблемы развития Пенсионного Фонда и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фонда осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Бюджет ПФ РФ и смета  расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая  сумма доходов, в том числе  по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время  в России используется так называемая накопительная система пенсионного  обеспечения [9].

При такой системе  взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при  данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число  стран переходит с распределительной  системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной  пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда [13].

Таким образом, результатом  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности формирования средств Пенсионного Фонда

 

2.1.     Состав источников формирования пенсионного фонда

 

На долю Пенсионного  фонда приходится почти 3/4 средств  государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Первоочередная задача Пенсионного фонда – обеспечение  финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные  сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

В соответствии с принятыми  в 2001 году законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:

- федеральные государственные  служащие;

- военнослужащие;

- граждане, пострадавшие  в результате радиационных или  техногенных катастроф;

- участники Великой  Отечественной войны;

- нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих частей:

- страховая часть определяется размером официальной заработной платы и общим стажем работы.

- накопительная часть трудовой пенсии начала формироваться с 2002 года у всех мужчин 1953 года рождения и моложе, а также у всех женщин 1957 года рождения и моложе. Но, в связи с внесением изменений в законодательство с 2005 года накопительная часть трудовой пенсии формируется только у граждан 1967 года рождения и моложе.

Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

- страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование  работодателей и лиц, занимающихся  индивидуальным предпринимательством;

- доходы от размещения  сумм страховых взносов на  накопительную часть трудовой  пенсии;

- средства федерального бюджета;

- прочие источники  ( см. приложение 1).

Размер взносов предприятий  и организаций в Пенсионный фонд определяется ежегодно правлением фонда  и утверждается законодательными органами власти.

Страховые взносы начисляются  на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых начисляется пенсия. Срок оплаты страховых взносов для работодателей и граждан – 1 раз в месяц.

Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на следующие выплаты:

- по обязательному пенсионному страхованию – это выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.);

- по государственному пенсионному обеспечению (пенсии государственным служащим, военнослужащим, социальные пенсии);

- на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации);

- на финансовое и материально-техническое обеспечениедеятельности фонда (расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы);

- прочие расходы. Система пенсионного обеспеченияпредставляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда – банк – управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган социальной защиты – почта (Сбербанк) – пенсионер.

 

 

 

 

 

 

    1. . Анализ основных параметров бюджета РФ Пенсионного фонда

 

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 N 218-ФЗ принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года, одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года.

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 6 343 331 552,8 тыс. рублей, из них 5 761 462 361,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 959 989 245,9 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 551 298,2 тыс. рублей;

Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 6 088 728 194,1 тыс. рублей, из них 5 821 948 049,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 074 300,0 тыс. рублей;

Предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 254 603 358,7 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 60 485 688,0 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 315 089 046,7 тыс. рублей.

Основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2014 и 2015 годов:

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2014 год в сумме 6 894 721 410,0 тыс. рублей, из них 6 214 917 646,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 082 149 636,5 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 030 489,5 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 7 787 416 081,4 тыс. рублей, из них 6 995 789 069,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 509 130 953,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6 552 707,7 тыс. рублей;

Общий объем расходов бюджета Фонда на 2014 год в сумме 6 722 394 551,0 тыс. рублей, из них 6 376 894 846,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 7 431 542 013,2 тыс. рублей, из них 6 995 798 157,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 74 100,0 тыс. рублей;

Предельный объем профицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 172 326 859,0 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 161 977 199,6 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 334 304 058,6 тыс. рублей, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2015 год в сумме 355 874 068,2 тыс. рублей, в том числе предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 9 087,5 тыс. рублей и предельный объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 355 883 155,7 тыс. рублей.

В 2013 году источником финансирования дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2012 года по состоянию на 1 января 2013 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

В 2014 году источником финансирования дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2013 года по состоянию на 1 января 2014 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

В 2015 году источником финансирования дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2014 года по состоянию на 1 января 2015 года в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ