Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - раскрыть особенности формирования средств Пенсионного Фонда РФ.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю становления Пенсионного Фонда РФ;
Раскрыть сущность Пенсионного Фонда РФ и его роль в социальном обеспечении граждан России;
Проанализировать источники формирования средств Пенсионного Фонда РФ;
Выявить основные проблемы развития Пенсионного Фонда и пути их решения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

7) в случае, если в  2013 году предоставлены межбюджетные  трансферты из федерального бюджета на финансовое обеспечение дополнительных расходных обязательств на реализацию мер по социальному обеспечению населения и других мер социальной защиты, на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц;

8) в случае, если в бюджет Фонда от управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов поступили средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, ранее направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, подлежащие направлению в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми).

В 2013 году резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, не создается [4].

 

2.3  Основные проблемы развития Пенсионного Фонда РФ и пути их решения

 

Пенсионная система  является одним из важнейших элементов  в сфере социального обеспечения развитых стран, она влияет на формирование и изменение социального статуса граждан, является отражением исполнения основных функций государства.

В настоящее время  пенсионная система России переживает трудный период и справедливо  критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсий, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий работникам. В данной статье рассмотрены основные проблемы действующей пенсионной системы и представлены возможные меры их решения.

Пожалуй, основной проблемой  нынешней системы пенсионного обеспечения  остается низкий размер пенсий. За последние  четыре года политика ускоренного повышения пенсий привела к их значительному росту. Большую часть прошлого десятилетия средний размер пенсии варьировался вокруг величины прожиточного минимума пенсионера, а к 2013 году он составляет уже около 170 %. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23 % в 2007 году поднялась до 40 % в 2011—2013 годах, что приближает ее к рекомендуемому Международной организацией труда значению в 40 % [24]. Однако, несмотря на позитивную тенденцию, даже с учетом соответствия показателей величины пенсионных расходов государства и тарифов пенсионных отчислений средним значениям стран — членов Организация экономического сотрудничества и развития, коэффициент замещения остается в 1,5—2 раза ниже среднего показателя развитых стран. Причинами такого несоответствия можно считать большую, чем в развитых странах, долю теневого сектора экономики, из которого не поступают обязательные взносы вообще, а также ухудшение демографических пропорций. Так, согласно прогнозу Росстата, к 2030 году соотношение между численностью лиц в пенсионном и трудоспособном возрасте увеличится с 36 % до 52 % [22].

Также неразрывно связана  с предыдущей и проблема финансовой нестабильности пенсионной системы, т. к. увеличение пенсий влечет за собой и соответствующее увеличение расходов всех участников пенсионной системы и, в первую очередь, государства. Реальная зависимость пенсионной системы от бюджета с увеличением пенсий постоянно растет, так, общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составил в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей [22]. Кроме того, для поддержания коэффициента замещения на целевом уровне в 40 %, по прогнозным оценкам руководителя Экономической экспертной группы Е.Т. Гурвича, в среднем в 2010—2050 гг. трансферт из федерального бюджета придется увеличивать каждые пять лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов — на 1 процентный пункт каждый год [21]. Примерно такое же — на 9,4 % ВВП за 40 лет — увеличение пенсионных расходов предсказывает для России агентство Standard&Poor’s. В будущем развитие данной проблемы может привести к росту дефицита федерального бюджета и бюджета государственного пенсионного фонда и, как следствие, к возможному сокращению размеров пенсий.

Одним из серьезных плюсов новой накопительной пенсионной системы по сравнению с прежней  заключается в возможности самостоятельного управления своими пенсионными накоплениями путем инвестирования накопительной части пенсии, участия в программе государственного софинансирования, а также путем участия работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения. Однако на сегодняшний день население все еще слабо осведомлено об этих возможностях: только 33 % работающих граждан передали накопительную часть своих пенсионных взносов на управление в Управляющую Компанию или Негосударственные Пенсионные Фонды, остальные же 67 % остаются «молчунами» [24]. В программах же добровольного негосударственного пенсионного обеспечения участвует лишь около 9 % работающих граждан, причем подавляющее большинство из них — участники корпоративных пенсионных программ. Причины слабого развития индивидуальных договоров с НПФ, по данным опросов населения, связаны, прежде всего, с низкими доходами большей части населения и сохраняющимся недоверием негосударственным финансовым институтам. Последний барьер постепенно ослабевает по мере развития финансовой грамотности населения. Еще один важный барьер в развитии добровольного пенсионного обеспечения — низкая доходность пенсионных накоплений, заметно уступающая альтернативным формам вложений.

Однако, несмотря на открываемые  новой системой возможности, большая  проблема накопительной компоненты пенсии заключается в неэффективном управлении ее средствами. Так, за последние годы, после того как в 2004 году были введены пенсионные накопления, накопленная доходность Внешэкономбанка (ВЭБа) по управлению пенсионными накоплениями не смогла окупить инфляцию, а ведь как было упомянуто ранее в его портфеле находится порядка 77 % всех средств. Средняя же доходность негосударственных пенсионных фондов смогла превысить накопленный уровень инфляции.

За исключением последних 2 лет практически 90 % фондов регулярно показывали лучший среднегодовой результат инвестирования средства пенсионных накоплений, нежели ВЭБ, в портфеле которого по умолчанию находятся пенсионные накопления граждан [14].

Решение первых двух проблем  многие эксперты видят в повышении пенсионного возраста, что поможет одновременно снизить финансовую нагрузку на бюджет пенсионного фонда и увеличить объем обязательных отчислений за счет более длительной трудовой деятельности. Однако эта мера абсолютно непопулярна среди населения страны, пенсионный возраст в которой не менялся еще с 30-х годов прошлого века, а также здесь стоит учитывать разницу в средней продолжительности жизни и уровне медицинского обслуживания между нашей страной и развитыми странами с более высоким порогом пенсионного возраста. В качестве более мягких вариантов рассматриваются возможности увеличения минимального страхового стажа и стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока.

Также активно обсуждается  вопрос реформирования досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной  пенсионной системы путем создания обязательных профессиональных пенсионных систем или в рамках системы страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [21].

Вне пенсионной системы  увеличить объем обязательных отчислений и увеличить личный страховой  стаж граждан можно путем стимулирования занятости молодежи, женщин с детьми (различные формы официальной  гибкой занятости, социальные услуги для детей и пожилых), а также повышение производительности труда (политика поддержки непрерывного образования, переобучения и повышения квалификации) [23].

Что же касается эффективности  управления пенсионными средствами, самым обсуждаемым вопросом на данный момент является актуальность существования накопительной компоненты в принципе. Некоторые эксперты предлагают включить ее в страховую часть, пополнив тем самым бюджет пенсионного фонда и сохранив ее от инфляции, другие напротив, ратуют за увеличение роли накопительной части путем вовлечения самих работников в формирование своих пенсионных накоплений за счет обязательных отчислений из заработной платы.

В нынешних демографических  условиях расходы государства на пенсионное обеспечения будут стремительно расти, поэтому необходимо более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения, что послужит, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой — будет способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования на эти цели сформированных таким образом ресурсов. Развивать данное направление нужно путем активного информирования граждан и предоставления налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных и пенсионных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) — крупнейшая организация  России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный  внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы  и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн. граждан России.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

1) страховые взносы  на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, направляемой в накопительный фонд;

2) инвестиционный доход,  получаемый от инвестирования  резерва средств для покрытия  дефицита бюджета Пенсионного  фонда в будущих периодах;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, перечисляемые в Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

4) суммы от финансовых  санкций, примененных в соответствии  с настоящим Законом и другими  законами к юридическим и физическим  лицам за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за эти нарушения;

5) благотворительные  взносы юридических и физических  лиц;

Пенсионная система  является одним из важнейших элементов  в сфере социального обеспечения  развитых стран, она влияет на формирование и изменение социального статуса  граждан, является отражением исполнения основных функций государства.

В настоящее время  пенсионная система России переживает трудный период и справедливо  критикуется с различных сторон. Основной проблемой нынешней системы пенсионного обеспечения остается низкий размер пенсий, также неразрывно связана с предыдущей и проблема финансовой нестабильности пенсионной системы. В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17                        июля 1999 № 178-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ.
  3. Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ.
  4. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»  от 03.12.2012 № 218-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011 № 360-ФЗ.
  6. Постановление Верховного Совета РСФСР «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22.12.1990 № 442-1.
  7. Постановление Президиума Верховного Совета «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области» от 6.07.1992 № 3209-1.
  8. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27.09.2000 N 1709.
  9. Агапцов С.А., Романов Е.Ю.// Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения – М// Учебное пособие «Финансы и статистика», 2009.
  10. Климова Е.С.// Пенсионный фонд РФ// Учебное пособие. Дис.  кандидат экономических наук – Тюмень, 2009.
  11. Кокорев Р.А., Трухачев С. А. //Государственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути решения// Учебное пособие / Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа – учебное пособие, 2008.
  12. Куртин А.В. //О Пенсионной системе России / Пенсионные деньги//. – Учебное пособие, АСТ-Пресс,  2008.
  13. Люлев Ю.Д. //Российская пенсионная система и пути ее реформирования// Учебное пособие, Вопросы экономики. – 2008.
  14. Мудраков В.И., //Трудности роста системы негосударственного пенсионного обеспечения// Учебное пособие, «Вентана-Граф», 2009.
  15. Нешитой А.С. Финансы: Учебное пособие – 5-е изд., перераб. и доп. – М., "Дашков и Ко", 2009.
  16. Панков Ю.В. //Пенсионная система Российской Федерации// Учебное пособие – Самиздат, 2009.
  17. Роик В.Д. //Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования// Учебное пособие – МИК., 2010.
  18. Сажина М.А., Конышева А.Н. , //Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь?// Учебное пособие, вопросы экономики, 2009.
  19. Степанов А.Г. Комментарий к Федеральному Закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Москва., 2010.
  20. Ухалина И.А. //О современных проблемах института социального страхования в аспекте пенсионной реформы// Гуманитарные и социальные науки. Учебное пособие — 2010.
  21. Гурвич Е.Т. Реформа 2010 г.: «Решены ли долгосрочные проблемы российской пенсионной системы?» // Журнал Новой экономической ассоциации, 2010.
  22. Пенсионная система Росси: текущие проблемы и возможные пути их решения[Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики— Режим доступа. —URL: http://www.gks.ru; Дата обращения 5.04.2013.
  23. Основные проблемы современной российской пенсионной  системы и альтернативные пути их решения [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации — Режим доступа. — URL: http://www.minfin.ru; Дата обращения 5.04.2013.
  24. Преимущества новой накопительной пенсионной системы по сравнению с прежней [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации— Режим доступа. —URL: http://www.pfrf.ru; Дата обращения 15.04.2013.
  25. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса: аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации — Режим доступа. — URL: http://www. minzdravsoc.ru; Дата обращения 18.04.2013.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ