Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации..................................................................7
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда в России …………....……………………………………...................7
1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР.....................................12
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………21
2.1 Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ в 2005-2010гг…………………………………………………………………………......21
2.2. Анализ поступлений платежей и статей расходов средств Пенсионного фонда РФ.................................................................22
ГЛАВА 3. Перспективы развитие Пенсионного фонда РФ…................27
3.1. Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения……………………………….....................................27
3.2. Перспективы формирования бюджета Пенсионного фонда
в связи с изменениями ставок единого социального налога...............................................................................................29
3.3. Переход к страховым методам формирования доходной части бюджета внебюджетных социальных фондов………...………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на сдачу!!!!!!!!.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Финансы»

 

                                      Тема:№22

 

 «Пенсионный фонд  Российской Федерации и его  роль в финансировании социальной сферы»

 

 

 

 

Выполнил: Студентка 4 курса (день)                                                                                                                                                     Дмитриева К.И.

Факультет: финансово-кредитный

Специальность: финансы и кредит

№ личного дела:08ФФД40416                                                                                                                                                                           Проверил: Доцент кафедры                                                                                                                                                                     «Финансы и страхование»

Какшайская Е.А

 

 

 

 

 

Волгоград 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1.     Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации..................................................................7

1.1.   История возникновения и развития Пенсионного фонда в России …………....……………………………………...................7

1.2.   Сущность и роль, основные задачи ПФР.....................................12

ГЛАВА 2.   Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………21

              2.1    Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ в 2005-2010гг…………………………………………………………………………......21

2.2.    Анализ поступлений  платежей и статей расходов  средств Пенсионного фонда РФ.................................................................22

ГЛАВА 3.   Перспективы развитие Пенсионного фонда РФ…................27

3.1.   Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения……………………………….....................................27

 3.2.   Перспективы формирования бюджета Пенсионного фонда

          в связи с изменениями ставок единого социального налога...............................................................................................29

3.3.   Переход к  страховым методам формирования  доходной части бюджета внебюджетных  социальных фондов………...………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................38

 

Введение

Переход к рыночной экономике  сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Их создание было продиктовано необходимостью более эффективного перераспределения финансовых ресурсов государства в условиях кризисной ситуации в стране.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный  внебюджетный фонд начал свое функционирование в 1991 г. В финансовой системе СССР пенсионное обеспечение граждан осуществлялось за счет взносов на социальное страхование граждан и средств государственного бюджета. Слияние этих источников в рамках бюджета давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

При создании Пенсионного  внебюджетного фонда ставилась  задача разгрузить бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями, выделить расходы по выплате пенсий в специальную группу и обеспечить их целевыми, закрепленными за этими расходами самостоятельными источниками доходов. Однако практика начала 1990-х гг. прошлого столетия показала, что зачастую в своей деятельности расходы создаваемых социальных внебюджетных фондов являлись экономически неэффективными, поскольку дублировали расходы бюджета, имело место нецелевое использование средств, их распыление. По прошествии нескольких лет сложившийся опыт рыночного хозяйствования, а так же курс на реформирование современной пенсионной системы на основе западных моделей пенсионного обеспечения делают сегодня крайне необходимой оценку деятельности Пенсионного фонда как одного из инструментов государственного регулирования важнейшей социальной потребности общества. Особенно актуальным становится вопрос о направлениях и эффективности расходования средств внебюджетного фонда, поскольку за Пенсионным фондом сегодня закреплены соответствующие источники доходов, объем которых очень значителен и сопоставим с федеральным бюджетом страны.

Актуальностью темы рассмотренной  в курсовой работе является, то, что  для рядового гражданина страны процедура  макроэкономического планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является определение  направлений совершенствования  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

  • проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
  • рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
  • провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
  • определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
  • показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
  • оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Объект исследования  – деятельность Пенсионного фонда.

Предмет исследования – финансирование социальной сферы.

Работа содержит три  главы. В первой главе раскрывается сущность финансов Пенсионного фонда, выявляются источники формирования бюджета Пенсионного фонда и основные направления его использования.

Вторая глава носит аналитический  характер. В ней рассматривается поступление и расходование средств Отделения государственного Пенсионного фонда Российской Федерации субъекта РФ, на основе полученных данных дается оценка эффективности направления и использования финансов пенсионной системы в целом.

Третья глава носит  обобщающий характер. В ней подводятся итоги проделанной работы и выводятся рекомендации.

 При написании работы  была рассмотрена деятельность  Пенсионного фонда в  период с 2003 по 2010 год.

При написании работы были использованы различные источники, в том числе источники периодической печати - журналы «Финансы», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», а так же широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства. В ходе работы использовался анализ статистических данных и научных публикаций.

В качестве теоретической  базы курсовой работы были использованы учебные пособия.

Кроме того, были внимательно  изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе  в специализированных изданиях, посвящённые  данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1:Пенсионный фонд России его история, состав и значение

 

  1.1 История  возникновения  и развития Пенсионного фонда в России.

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве  развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного  страхования следует рассматривать  середину шестидесятых годов, когда  с 1 января 1965г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.

Главной проблемой любой  пенсионной системы традиционно  является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного  бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.

Пенсионный фонд был  образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.

Пенсионный фонд Российской Федерации  – фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности и в ряде других случаев. Как социальный институт Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение, обладающее специальной правоспособностью и публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. В современной системе обязательного пенсионного страхования он выполняет функции страховщика.1

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
 В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.   
 В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.  
 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
          В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы