Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации..................................................................7
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда в России …………....……………………………………...................7
1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР.....................................12
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………21
2.1 Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ в 2005-2010гг…………………………………………………………………………......21
2.2. Анализ поступлений платежей и статей расходов средств Пенсионного фонда РФ.................................................................22
ГЛАВА 3. Перспективы развитие Пенсионного фонда РФ…................27
3.1. Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения……………………………….....................................27
3.2. Перспективы формирования бюджета Пенсионного фонда
в связи с изменениями ставок единого социального налога...............................................................................................29
3.3. Переход к страховым методам формирования доходной части бюджета внебюджетных социальных фондов………...………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на сдачу!!!!!!!!.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств внебюджетных социальных фондов2.

Согласно статье НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются:

а) организации любых организационно - правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;

б) следующие категории налогоплательщиков - работодателей - с суммой выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов;

- оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Указанные в настоящем  подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Поскольку перечисленные  категории страхователей освобождены от уплаты единого социального налога, уплата страховых взносов в ПФ РФ для этих категорий страхователей не влечет применения налогового вычета.

Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной  формах, независимо от источника их финансирования, в том числе с  учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%).

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 90% (с доставкой и пересылкой пенсий).

Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

Доля базовой части  трудовой пенсии, которая не связана  ни с трудом, ни со страховыми взносами, по-прежнему занимает в структуре пенсии около 40 процентов. Так, базовая часть обойдется бюджету в 336,5 млрд. рублей, а страховая — в 607,4 млрд. руб.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2: Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ.

 2.1 Анализ расходов и доходов Пенсионного Фонда

Российской  Федерации в 2005-2010 гг.

Рисунок 2.

Преобразуем, график в  таблицу и рассчитаем темп роста:

Таблица 1

 

2005

2006

2007

Млрд. руб.

Темп 

роста, %

Млрд. руб.

Темп 

роста, %

Млрд. руб.

Темп

 роста, %

Доходы

1349,6

100

1637,6

121,34

1845,1

136,71

Расходы

1299,1

100

1537,3

118,34

1727,8

133,00

 

2008

2009

2010

Млрд. руб.

Темп роста, %

Млрд. руб.

Темп роста, %

Млрд. руб.

Темп роста, %

Доходы

2330,6

172,69

2669,5

197,80

3179,8

235,61

Расходы

2113,7

162,70

2481,4

191,01

2903,5

223,50


 

Анализируя данную таблицу, мы видим, что доходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в период с 2005 по 2007 год увеличились с 1349,6 млрд. руб. до 1845,1 млрд. руб. И в период с 2007 до 2010 года планируется повысить доход до 3179,8 млрд. руб.. Таким образом, темп роста с 2005 по 2007 год составил136,71%, а в планируемый период с 2005 по 2010 год составит 235,61%.

Если считать цепной темп роста, то в 2006 году по отношению  к 2005 году он составит 121,34%, в 2007 году по отношению к 2006 составит 112,67%, в 2008 году по отношению к 2007 году темп роста составит 126,31%, в 2009 году по отношению к 2008 году составит 114,54%, в 2010 году по отношению к 2009 году темп роста будет равен 119,12%.

Если проанализировать расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации, то можно увидеть, что в период с 2005 по 2007 год расходы постоянно растут, а в период с 2007 по 2010 год планируется дальнейшее повышение расходов Пенсионного Фонда Российской Федерации. Таким образом, расходы в период с 2005 по 2007 год возросли с 1299,1 до 1727,8 млрд. руб. А в прогнозируемый период с 2007 по 2010 год планируется повысить до 2903,5 млрд. руб.

Если считать цепной темп роста расходов Пенсионного  Фонда Российской Федерации, то в 2006 году по отношению к 2005 году он составит 118,34%, в 2007 году по отношению к 2006 составит 112,39%, в 2008 году по отношению к 2007 году темп роста составит 122,33%, в 2009 году по отношению к 2008 году составит 117,40%, в 2010 году по отношению к 2009 году темп роста равен 117,01%.

Таким образом, примерно весь доход Пенсионного Фонда складывается из средств федерального бюджета и налогов и взносов на социальные нужды.

2.2Анализ поступлений платежей и статей расходов средств Пенсионного фонда РФ.

        Анализ будем проводить на основании данных Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 и на плановый 2010 и 2011годов» от 25.11.2008 №214-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.10.2008).  Доходы Пенсионного фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Из них суммарный объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1,25 трлн. руб., или 45,6 % от суммы доходов. По сравнению с 2007 г. рост поступлений страховых взносов составил 236 млрд. руб.

        Объем средств федерального бюджета составил чуть менее 1,5 трлн. руб., или 53,4%, Суммарный объем расходов ПФР в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Это на 32% больше, чем в 2007 г.  Из них на пенсионное обеспечение 38,6 млн. граждан было направлено свыше 2 трлн. руб., что на 533,3 млрд.

больше по сравнению  с 2007 г. На осуществление единовременных денежных выплат было выделено 235,5 млрд. руб. Таким образом, общий профицит бюджета ПФР составил 372 млрд. руб.

        Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году равны сумме  в 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и

социальных выплат было направлено 2,9 трлн. рублей. По отношению к валовому внутреннему продукту доля доходов и расходов бюджета Фонда составляет 8,1 и 7,5 % соответственно.

       Общее превышение доходов над расходами на 2009 г. оценивается в сумме 241,5 млрд. руб. Вместе с тем расчетный дефицит в распределительной составляющей бюджета планировалось обеспечить за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета (+315,6 млрд. руб.). Т.е. доля средств федерального бюджета повысилась с 52% до 63% по сравнению с утвержденной в нынешнем бюджете.

       В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Проведенные в 2009 году мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан обеспечили решение задач по увеличению размеров пенсий и доведению размера социальных пенсий до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.  За 2009 год средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1720 рублей, или на 35%, и на конец года составил 6630 рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. Средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации и составил 4245 рублей.

В течение 2009 года пенсии повышались четыре раза.

  • С 1 марта – проведено увеличение на 8,7% базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и социальных выплат, зависящих от размеров базовой части трудовой пенсии.
  • С 1 апреля – страховая часть трудовой пенсии увеличена на 17,5%.
  • С 1 августа - страховая часть трудовой пенсии увеличена на 7,5%.
  • С 1 декабря – проведено увеличение размеров базовых частей трудовой пенсии и всех пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 31,4%.

В результате в 2009 году обеспечен  реальный рост пенсий. При росте  потребительских цен за 2009 год  на 8,8% суммарный коэффициент индексации базовой части трудовой пенсии составил около 43%, страховой части трудовой пенсии - 26,3%. 

С начала 2010 года пенсии повышались уже четыре раза.

С 1 января – произведено  увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в  результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.

  • С 1 апреля – проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%.
  • С 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
  • 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составляет 12,51% (с  учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации).                                     С учетом проведенных и запланированных мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения ожидается, что на конец 2010 года средний размер трудовой пенсии составит свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составит 172,8 %. Это означает, что в этом году, как и в прошлом, будет обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.

В результате, средний  размер базовой части трудовой пенсии составил 2 562 рубля. Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по

старости,  а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составил 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достиг величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян. Согласно принятому в 2009 году бюджету ПФ,

прогнозируемые доходы Фонда составят в 2009 году 3 трлн. 217,49 млрд. рублей, в 2010 году — 4 трлн. 102,25 млрд. рублей, а в 2011 году — 4 трлн. 757,46 млрд. рублей. Расходы Фонда были запланированы в 2009 году на уровне 2 трлн. 911,10 млрд. рублей, в 2010 году — 3 трлн. 721,39 млрд. рублей, а в 2011 году — 4 трлн. 268,25 млрд. рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы