Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальностью темы рассмотренной в курсовой работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации..................................................................7
1.1. История возникновения и развития Пенсионного фонда в России …………....……………………………………...................7
1.2. Сущность и роль, основные задачи ПФР.....................................12
ГЛАВА 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………21
2.1 Анализ расходов и доходов Пенсионного фонда РФ в 2005-2010гг…………………………………………………………………………......21
2.2. Анализ поступлений платежей и статей расходов средств Пенсионного фонда РФ.................................................................22
ГЛАВА 3. Перспективы развитие Пенсионного фонда РФ…................27
3.1. Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения……………………………….....................................27
3.2. Перспективы формирования бюджета Пенсионного фонда
в связи с изменениями ставок единого социального налога...............................................................................................29
3.3. Переход к страховым методам формирования доходной части бюджета внебюджетных социальных фондов………...………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на сдачу!!!!!!!!.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, средний  размер трудовой пенсии составил на конец 2009

года 5 тыс. 859 рублей, а в 2010 году — 6 тыс. 574 рублей, в 2011 году прогнозируется — 7 тыс. 449 рублей. При этом прожиточный минимум пенсионера равен 4 тыс. 135 рублей в 2009 году, 4 тыс. 552 рублей в 2010 году и по прогнозам 4 тыс. 989 рублей в 2011 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

3.1Создание  многоуровневой системы пенсионного  обеспечения.

При планировании пенсионной реформы  возникает необходимость учета  российской специфики в организации  пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей.

 Для правильного  построения пенсионной системы необходимо правильно подобрать имеющиеся в мировой практике и в России подходы, которые в наибольшей степени отвечали бы условиям российской действительности.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными  национальными особенностями, которые обусловлены процессами исторического развития и влиянием тех или иных идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных, на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

В 1997г. как элемент развития Концепции 1995г., был предложен проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Суть новых предложений сводится к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно-накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем.

Согласно данной Программе  предполагается создать комбинированную (распределительную и накопительную пенсионные системы) пенсионную систему, включающую три уровня пенсионного обеспечения граждан:

а) государственное пенсионное страхование – ведущий элемент  системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Источник финансирования – за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, средства, полученные от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения.

б) Государственное пенсионное обеспечение – для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, не имеющие достаточного трудового стажа, - за счет средств федерального бюджета.

в) Дополнительного пенсионного страхования, формируемого по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных взносов на профессиональные пенсии, выплачиваемые по условиям труда. Многоуровневая система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью в экономике и политике (правительственные или рыночные кризисы, изменения в относительных ценах труда и капитала) - с помощью диверсификации типов управления (государственный и частный), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные и внутренние инвестиции).

Сегодня общепризнано, что  многоуровневая схема может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем. Именно этот путь выбрали многие страны при реформировании в 90-е годы своих пенсионных схем. К концу истекшего столетия лишь 5 государств (Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан) полностью отказались от распределительной системы, и перешли на чисто накопительную.

Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа.                                                                                                                                 

3.2. Перспективы формирования бюджета  Пенсионного Фонда в связи  с изменениями ставок Единого Социального Налога.

В соответствии с Федеральным Законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений Законодательных актов Российской Федерации» изменены налоговые ставки при исчислении единого социального налога с доходов всех категорий плательщиков. В соответствии с Законом максимальная ставка налога сокращается на 9,6 процентных пунктов. Для Пенсионного фонда это означает снижение порядка 29% доходов.3 Потери доходной базы Пенсионного фонда РФ будут покрываться за счет федерального бюджета, из которого в Пенсионный фонд РФ будет перечисляться вся поступившая сумма единого социального налога, а так же субсидия фонду в связи с выпадающими доходами. Таким образом, государство переходит к новой модели финансирования системы социального страхования населения страны – субсидии Пенсионному фонду РФ на покрытие недостающих финансовых средств.

Такие изменения в  корне меняют существующую финансовую основу системы социального страхования. Во-первых, утрачивается финансовая автономность всех внебюджетных социальных фондов, доходы которых формировались преимущественно за счет поступлений Единого социального налога, и Пенсионного фонда в том числе. Во-вторых, меняются принципы современных пенсионных отношений. Теперь снимается единоличная финансовая ответственность с предприятий за пенсионное обеспечение граждан,   она субсидиарно разделяется с органами государственной власти.

Тем самым государство  берет на себя не свойственные ему  в рыночных условиях функции субсидирования обязанностей частного бизнеса. Теперь пенсионные обязательства перед населением будут бременем не для бизнеса, а для федерального бюджета.

Не подлежит сомнению справедливость реформирования отечественной налоговой системы, ориентированная на снижение ставок по Единому социальному налогу, с позиций сокращения налогового бремени для предприятия, как уже упоминалось выше. Однако для бюджета Пенсионного фонда сокращение финансирования за счет средств ЕСН означает уменьшение данного доходного источника на сумму не менее 350 млрд. руб. – при условии снижения ставки обязательных платежей на пенсионное страхование на 8 процентных пунктов. Эти потери даже не покрываются запланированной бюджетной дотацией фонду в размере 75 млрд. руб.4 Накопленных в Пенсионном фонде РФ резервов так же явно недостаточно для покрытия возникающего дефицита.

При сохранении запланированной модели пенсионного механизма в неизменном виде финансовая база Пенсионного фонда России ежегодно будет только ухудшаться.

Еще 2001 г. обязательные платежи на социальное страхование населения по существу были объявлены налогом и заимели соответствующую налоговую атрибутику. Существующие на сегодня мнения сходятся в том, что именно в этом заложены истоки проблем, сложившихся на сегодня в части формирования и распределения средств на социальное страхование и обеспечение в Российской Федерации. Сегодня единственной перспективой для Пенсионного фонда является разграничение финансовых ресурсов пенсионной и бюджетных систем, закрепление за Пенсионным фондом самостоятельных источников дохода, что возможно лишь при полном переходе деятельности Пенсионного фонда на страховые принципы.

3.3 Переход к страховым методам формирования доходной части бюджета внебюджетных социальных фондов

Налоговый механизм формирования доходов системы социального страхования подрывает экономическую основу процесса резервирования гражданами страны своего дохода, недопотребляемого в момент его получения. Налоговая природа социального страхования России представляет финансовый механизм системы социальной сферы в искаженном виде. Единый социальный налог для хозяйствующих субъектов представляет дополнительное и очень весомое налоговое бремя. Социальные взносы на защиту работников от социальных рисков не должны финансово обременять работодателя и затрагивать его фискальные отношения с государством. Правомерно включать в налоговое бремя предприятия налоговые платежи, которые идут через механизмы социального обеспечения на материальную поддержку слабозащищенных слоев населения, неспособных самостоятельно обеспечить свое существование. Но когда речь идет о механизме социального страхования, не должно существовать никаких государственных финансовых источниках,  формируемых налоговой системой.

Разделение функций субъекта, формирующего страховой фонд, и субъекта, получающего из него страховые выплаты, нарушает систему страховых отношений и социального страхования в нашей стране. Конфликт социальных интересов в нашей стране логично переносить из сферы гражданин – государство в сферу гражданин – работодатель. Единственным рациональным путем реформирования системы социального страхования видится правильное распределение ответственности за выполнение социальной функции в стране – государство должно помогать тем, кто не трудоспособен и не был в состоянии создавать прибавочный продукт. Работодатели должны обеспечить такое распределение прибавочного продукта между основными факторами производства, чтобы трудящиеся граждане смогли не только покрывать свое текущее потребление, но и создавать резерв на будущее. Для этого они сами должны быть страхователями на случаи старости, болезни, инвалидности и т.п., т.е. непосредственными плательщиками обязательных платежей. За работодателем при этом остаются функции налогового агента удерживать из заработка работника данные платежи и перечислять их во внебюджетные фонды. При этом резервирование части дохода наемного работника должно происходить или путем прямых вычетов из его заработной платы - в этом случае пенсионные взносы уплачивает сам работник из своего заработка, либо удерживаться косвенно - взносы уплачивает работодатель, он же на данную сумму сокращает оплату труда. В любом случае наемный работник должен получать от своего работодателя двойную материальную выгоду, сформированную на основе двух финансовых источников: денежное вознаграждение – на обеспечение текущего потребления, и пенсионную страховку – на покрытие перспективных потребностей. Тем самым восстанавливается основная функция пенсионного страхования – функция компенсации утраченного трудового дохода работника.

Предложенный страховой механизм позволит снизить налоговое бремя отечественных предприятий. В данном случае платежи во внебюджетные фонды по случаю утери трудоспособности уже не будут носить для них обязательный характер, поскольку будут вноситься за счет средств самих работающих, а высвобождающиеся средства предприятия могут направить как на развитие предприятия, так и на повышение фонда оплаты труда.

Таким образом, перспективы  совершенствования современной  пенсионной финансовой системы можно связывать только с привнесением реальных страховых характеристик при одновременном распространении индивидуального учета уплачиваемых платежей на всю сумму производимых взносов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.                                                                                                                 Пенсионная система сегодня является важным элементом финансовой системы страны. Выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ.                                                                    Доходы Пенсионного фонда очень значительны и сопоставимы с доходами государственного бюджета Российской Федерации.                                                         В настоящее время доходная часть бюджета фонда формируется за счет обязательных взносов, добровольных взносов, средств федерального бюджета.

За счет средств фонда  финансируются выплаты по пенсионному обеспечению и страхованию - пенсии, пособия и компенсации различным категориям населения в связи с полной или частичной утратой трудоспособности.

Сегодня фонд выполняет  важную роль в финансировании социальной сферы страны, о чем говорит статистика пенсионного обеспечения. Однако в формировании и распределении финансов Пенсионного фонда есть свои особенности.

По определению, за внебюджетным социальным Пенсионным фондом закрепляются самостоятельные источники формирования бюджета и их использование в соответствии с целевым назначением фонда.

Основным источником формирования бюджета Пенсионного  фонда сегодня является Единый социальный налог. Он вносится в государственный бюджет организациями и работодателями и имеет плановый и обязательный характер. Основная нагрузка по формированию средств фонда ложится на работающее население тяжким налоговым бременем. Именно поэтому в современной России так распространена практика занижения реальных доходов. Средства, вносимые в виде нормативных отчислений, не учитывают индивидуальный характер плательщиков, нарушают страховой принцип возврата страхователю уплаченных им страховых сумм. Тем самым фонд утрачивает свою первоначальную функцию компенсации утраченного трудового дохода работника, недопотребляемого в момент получения. Средствами, мобилизуемые за счет обязательных отчислений, фондом по существу обеспечиваются выплаты малоимущему населению, поддержка которого должна осуществляться из других источников.

По общим правилам экономических отношений основным финансовым источником системы социального страхования являются страховые взносы, которые носят характер индивидуально возмездных обязательных платежей. Разделение функций субъекта, формирующего страховой фонд, и субъекта, получающего из него страховые выплаты, нарушает систему страховых отношений и социального страхования в нашей стране. Совершенствование современной пенсионной финансовой системы можно связывать только с привнесением в нее реальных страховых характеристик за счет передачи функций страхователя самим получателям материальной выгоды по страховым случаям. Изменения в принципах формирования бюджета будут полностью отвечать изначальному назначению Пенсионного фонда. Это укрепит финансовое положение фонда, целевые расходы которого будут закреплены за целевыми источниками доходов, повысит общую эффективность его деятельности. Такая система снимет обременительную обязанность работающего населения по поддержке малоимущего слоев населения за счет собственного недопотребляемого дохода, позволит дифференцированно подойти к накоплению будущего резерва работника, тем самым повысить ответственность каждого работающего за свое будущее, вывести основную часть заработной платы из тени. Кроме того, такая система позволит снизить налоговое бремя отечественных предприятий, высвобождающиеся средства которых могут перераспределяться как на развитие предприятия, так и на повышение фонда оплаты труда.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы