Пенсионный фонд Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе. Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- охарактеризовать этапы становления пенсионной системы и пенсионного страхования в России;
- рассмотреть историю создания Пенсионного фонда, его функции и задачи;
- изучить нормативно-правовую базу ПФР;
-провести анализ деятельности Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда по Находкинскому городскому округу;
- рассмотреть перспективу развития пенсионного фонда в российской экономике.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 Однако изменение  государственного устройства страны  повлекло за собой уже через  полгода после утверждения упомянутого закона принятие самостоятельного российского закона «О государственных пенсиях в РФ» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который, в то же время, привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.[40, 661].

 Сейчас в РФ существует  двухуровневая структура пенсионной  системы. Первый уровень –  обязательное пенсионное страхование,  включающее в себя трудовую  пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой  и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей); второй – добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя добровольные взносы работодателя в пользу работников в негосударственные пенсионные фонды в рамках пенсионной программы предприятия; личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах к пенсионному возрасту. Формирование негосударственных пенсионных фондов в России началось в конце 1992 года, после выхода в свет Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании призваны служить важным дополнением к государственным пенсионным институтам. Однако теоретические и практические аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации еще нужно развивать и развивать. Опыт функционирования негосударственных пенсионных фондов в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов. Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего. В настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляют свою деятельность 133 Негосударственных Пенсионных фонда.

 С созданием Пенсионного  фонда в России появился принципиально  новый механизм финансирования  и выплаты пенсий и пособий.  Российский пенсионный закон 1990 года — по существу стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

 В постановлении  Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью). Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда.

 Развитие собственных  источников финансирования должно  было достигаться улучшением  собираемости тарифов взносов  на указанные цели. Переориентация  каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущественное использование страховых методов имела глубокое экономическое содержание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

 В части организационной  структуры управления деятельностью  по назначению и выплате государственных  пенсий была сохранена прежняя  система — через государственные  органы социального обеспечения  (в последующем — социальной  защиты населения). [40, с.662]. Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 9 октября 2000г. № 118 «О создании управлений ПФР в федеральных округах» с целью координации и контроля за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе; взаимодействия с полномочным представителем Президента Российской Федерации; координации программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан; взаимодействия с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда созданы управления Пенсионного фонда России в 7 федеральных округах (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном), утверждено Типовое положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в федеральном округе.

 В 1996 году вступил  в силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ "Об  индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного пенсионного страхования" в пяти субъектах РФ, а с 01 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня.

 До 2001 года источником  формирования бюджета ПФР были  страховые взносы. Пенсионный фонд  сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам. 2002 год – начало пенсионной реформы. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, на сегодняшний день крупнейший социальный проект в Российской Федерации.

 Структура пенсии  в настоящее время состоит  из базовой, страховой и накопительной  частей. Большое значение приобрело  внедрение сетевой технологии  назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий. Важным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной.

 В 2004 году осуществлена  замена основной части льгот,  предоставляемых государством гражданам,  проживающим на территории Российской  Федерации. Функции по установлению  и выплате ежемесячных денежных  выплат возложены на органы  Пенсионного фонда Российской  Федерации. Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации - это работа с материнским (семейным) капиталом. С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей. С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство будет осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов на накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство.  Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

 Пенсионная система  России является составной частью  государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.

 

1.3. Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ряд значимых функций:

- целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 Положения  о Пенсионном фонде РФ (в ред.  Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федерального закона от 05.05.1997 № 77-ФЗ);

- организация работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств  ПФР, а также привлечение в  него добровольных взносов (в  том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц; 

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

- межгосударственное  и международное сотрудничество  Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;  участие в разработке и реализации  в установленном порядке межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- изучение и обобщение  практики применения нормативных  актов по вопросам уплаты в  ПФР страховых взносов и внесение  в Государственную Думу Российской  Федерации предложений по ее  совершенствованию; 

- проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительная работа  среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции ПФР. 

 

1.4.  Структура Пенсионного фонда РФ

 

ПФР и подчиненные  ему органы составляют единую централизованную многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

1) федеральный уровень  — ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа  Российской Федерации — управления  ПФР в федеральных округах  (структурные подразделения ПФР); 

3) уровень субъектов  Российской Федерации — территориальные  отделения ПФР (в соответствующих  регионах);

4) местный — городской  (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в городах (районах).

 Рисунок 1.

Структура Пенсионного фонда

 

 

Правление ПФР



Информационный центр  персонифицированного учета

 

Исполнительная дирекция ПФР

 

Ревизионная комиссия ПФР



Отделение ПФР



Управления ПФР

 

Отделы ПФР

 

Центры по выплате  пенсий


 

 На федеральном  уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

 В целом для ПФР  как страховщика характерна централизация управленческих функций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функций в области пенсионного обеспечения и кончая контролем за расходами на содержание аппарата пенсионного фонда.

 ПФР и его нижестоящие  органы не являются органами исполнительной власти. Такие фонды должны строиться на принципах обязательного социального страхования, в том числе закрепленных в Законе об основах обязательного социального страхования. Исходя из этих принципов, обязательное пенсионное страхование, а соответственно и средства ПФР, не являются государственными. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных граждан по этой системе страхования и лиц (физических и юридических), уплачивающих страховые взносы в ПФР. Все средства, уплачиваемые в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, т.е. длительность уплаты страховых взносов, и уровень оплаты труда, с которой взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — ее коллективный солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность и смысл такого страхования.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской федерации