В России в настоящее
время такой солидарно-распределительной системы обязательного
пенсионного страхования в чистом виде
нет. С принятием в декабре 2001 г. новых
пенсионных законов изменилась сама сущность
существовавшей до этого системы обязательного
пенсионного страхования. В структуру
трудовой (страховой) пенсии наряду с ее
базовой и страховой частями принудительно
(в обязательном порядке) введена накопительная
часть. (Во многих зарубежных странах существует
подобная накопительная пенсия. Она обычно
функционирует вне системы обязательного
пенсионного страхования. Граждане добровольно
избирают варианты пенсионных накоплений,
но только в порядке негосударственного
пенсионного страхования.) В настоящее
время в России вместо солидарно-распределительной
страховой пенсионной системы функционирует
индивидуально-накопительная пенсионная
система, которая сохраняет отдельные
распределительные черты. ПФР и его нижестоящие
органы не должны быть органами государственной
власти. (В настоящее время они именуются
государственными учреждениями.)
Руководство на федеральном уровне
системой органов ПФР осуществляется
правлением фонда и его постоянно действующим
органом — исполнительной дирекцией.
Правление ПФР выполняет следующие основные
функции: определяет перспективные и текущие
задачи развития государственной системы
пенсионного обеспечения; утверждает
годовые бюджеты фонда, сметы расходов
на административные нужды, включая фонд
оплаты труда нижестоящих пенсионных
органов, исполнительной дирекции фонда,
информационного центра персонифицированного
учета (в дальнейшем — ИЦПУ), отчеты об
исполнении годового бюджета фонда, составляемого
на основе бухгалтерской отчетности; утверждает
организационную структуру и штатную
численность всех своих подразделений
в пределах бюджетных назначений; назначает
и освобождает от должности исполнительного
директора ПФР и его заместителей, председателя
ревизионной комиссии ПФР и руководителей
его региональных отделений и пенсионных
управлений; утверждает положения об исполнительной
дирекции, ревизионной комиссии и региональных
отделениях ПФР; издает в пределах своей
компетенции нормативные акты по вопросам,
относящимся к деятельности фонда; решает
другие вопросы, входящие в компетенцию
фонда.
Правление ПФР как
коллегиальный орган не является
постоянно действующим. Поэтому
для функционирования системы фонда создан
постоянно действующий орган — исполнительная
дирекция ПФР. На нее возложено решение
следующих основных задач: формирование
бюджетной политики ПФР и контроль за
ее проведением; прогнозирование и анализ
финансовых ресурсов фонда; оперативное
перераспределение финансовых ресурсов
фонда между регионами страны; ведение
бухгалтерского учета и отчетности; актуарное
прогнозирование долгосрочного развития
пенсионной системы. В своей деятельности
ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют
со многими министерствами, ведомствами,
иными организациями и их структурными
подразделениями по вертикали. К их числу
относятся: Минздравсоцразвития России
и Минфин России; Минэкономразвития России;
Россвязь; ФСС РФ и фонды обязательного
медицинского страхования; Росстат; Минюст
России; Банк России; Сбербанк России;
Внешэкономбанк; управляющие пенсионные
компании; Федерация независимых профсоюзов
России и подведомственные всем им нижестоящие
органы.
Взаимодействие с органами
законодательной, исполнительной власти,
органами местного самоуправления и вышеперечисленными
организациями позволяет ПФР осуществлять
свою деятельность.
Важным направлением деятельности
ПФР является организация и
ведение индивидуального (персонифицированного)
учета застрахованных лиц, который
был введен на территории отдельных административно-территориальных
единиц субъектов РФ в соответствии с
Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. No
27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного
страхования" , а также организация
и ведение государственного банка данных
по всем категориям плательщиков страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Сотрудниками Фонда проводится
также работа по изучению и
обобщению практики применения нормативных
актов, регулирующих уплату страховых
взносов в Пенсионный фонд, и внесению
предложений в законодательные органы
по ее совершенствованию. В компетенцию
Фонда входит проведение научно-исследовательской
работы в области государственного пенсионного
страхования. Положение о ПФР предусматривает,
что Фонд может принимать участие в финансировании
программ социальной защиты пожилых и
нетрудоспособных граждан, проводить
разъяснительную работу среди населения
и юридических лиц по вопросам, относящимся
к компетенции ПФР. На Пенсионный фонд
возложена обязанность осуществления
межгосударственного и международного
сотрудничества РФ, участие в разработке
и реализации межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам пенсий
и пособий.
Для координации деятельности органов
ПФР по вопросам реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение
с полномочными представителями Президента
Российской Федерации созданы управления
фонда в федеральных округах, которые
являются структурными подразделениями
исполнительной дирекции ПФР.
В субъектах Российской
Федерации ПФР имеет свои региональные
органы — территориальные отделения
ПФР. Они действуют на основе
положения о территориальных
органах ПФР, которое утверждается
правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного
управления средствами обязательного
пенсионного страхования и организации
пенсионного обеспечения. В число основных
обязанностей территориального отделения
ПФР входят: исполнение бюджета отделения
в соответствии с плановыми показателями,
утвержденными правлением ПФР; организация
работы по учету средств, поступающих
по обязательному пенсионному страхованию,
а также контроль за целевым использованием
этих средств; финансирование расходов
на выплату трудовых пенсий, пенсий по
государственному пенсионному обеспечению
и социальных пособий на погребение умерших
пенсионеров, не работавших на день смерти;
организация и ведение государственного
банка данных по всем категориям страхователей,
в том числе физических лиц, добровольно
вступивших в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию; организация
работы по назначению (перерасчету) и доставке
трудовых пенсий, пенсий по государственному
пенсионному обеспечению, выплате трудовых
пенсий, пенсий по государственному пенсионному
обеспечению и социальных пособий на погребение
умерших пенсионеров, не работавших на
день смерти; организация работы по ведению
базы данных по пенсионерам; организация
и ведение индивидуального (персонифицированного)
учета сведений обо всех категориях застрахованных
лиц в соответствии с законодательством
РФ о таком индивидуальном учете в системе
пенсионного страхования; разрешение
споров по вопросам уплаты взносов, назначения
(перерасчета) и организации доставки
трудовых пенсий, пенсий по государственному
пенсионному обеспечению, выплаты пенсий,
социальных пособий на погребение умерших
пенсионеров, не работавших на день смерти,
удержания из пенсий, взыскания излишне
выплаченных сумм пенсий и т.д.; ведение
учета страховых взносов физических лиц,
добровольно вступивших в правоотношения
по обязательному пенсионному страхованию;
решение других вопросов, отнесенных к
компетенции отделения в соответствии
с действующим законодательством РФ.
Обязательное пенсионное
страхование на местах осуществляют районные
(городские) управления, отделы ПФР (в дальнейшем
— местные пенсионные органы). В отдельных
населенных пунктах, например в крупных
поселках, городах, могут учреждаться
должности уполномоченных ПФР, которые
подчиняются местным органам ПФР. Местные
пенсионные органы являются правопреемниками
органов социальной защиты населения
— в части назначения, перерасчета и выплаты
трудовых пенсий и пенсий по государственному
пенсионному обеспечению, а также социальных
пособий на погребение умерших пенсионеров,
не работавших на день смерти.
Местные пенсионные
органы непосредственно подчиняются
территориальному отделению ПФР.
Содержание их работы разнообразно.
Оно включает в себя самые
различные по своему характеру
виды работ, а именно: прием документов для назначения пенсий;
назначение, перерасчеты, выплата пенсий;
доставка пенсий; финансовое обеспечение
пенсий; взаимодействие с иными государственными
органами и учреждениями, организациями
всех форм собственности; прием населения
по пенсионным вопросам; работа с общественными
организациями; ведение индивидуального
(персонифицированного) учета; проверка
соблюдения законодательства о пенсиях
организациями всех форм собственности;
организация и проведение учебно-методической
работы по вопросам пенсионного обеспечения
и т.д.
Для обеспечения
своевременного финансирования
выплат пенсий местные пенсионные
органы (в отдельных регионах
— центры по назначению и
выплате пенсий) составляют и
представляют в территориальные
отделения ПФР в установленные сроки заявки на право расходования
средств для осуществления в очередном
плановом периоде (год, квартал, месяц)
выплат, финансируемых бюджетом ПФР согласно
законодательству. В свою очередь территориальные
отделения фонда направляют заявки в его
исполнительную дирекцию на выделение
им необходимого лимита финансовых средств.
Контроль за правильностью расходования
пенсионных средств, в том числе за правильностью
назначения, перерасчета, выплаты и доставки
пенсий, осуществляется в двух формах.
Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная
работа в территориальных отделениях
ПФР и организациях федеральной почтовой
службы, которая осуществляется контрольными
и другими структурными подразделениями
ПФР и его территориальными отделениями,
соответствующими контрольными службами
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Такой контроль
проводится в виде ревизий, инвентаризаций,
тематических проверок.
Во-вторых, существует
вневедомственный контроль за
правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять
соответствующие контрольные службы финансовых,
налоговых органов, Счетной палаты Российской
Федерации и пр.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод, что результатом
развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы
пенсионного обеспечения населения, при
которой такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством из
средств государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей, и использующий только
собственные средства не входящие в какой-либо
бюджет.
С созданием Пенсионного
фонда в России появился принципиально
новый механизм финансирования
и выплаты пенсий и пособий.
По меркам истории почти два десятка лет
– срок небольшой. Но социальная значимость
сделанного огромна. В декабре 1990 года
мы наблюдали переход от старой советской
пенсионной модели к модели современной.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Основные направления
деятельности ПФР
Осуществляя реформу, начавшуюся
с принятия в 2001 году нового пенсионного
законодательства, Пенсионный фонд выполняет
роль одного из активных участников управления
социальной сферы страны и ее реформирования. Во всех
краях, областях созданы управления ПФР,
которые реализуют государственную политику
в области пенсионного обеспечения. Пенсионный
фонд РФ является объектом, необходимым
для обеспечения функционирования федеральных
органов власти и управления и решения
общероссийских задач.
Пенсионный фонд
РФ – это орган государственной
власти и управления. Пенсионный
фонд Российской Федерации осуществляет
публично-властные полномочия по
обеспечению конституционного права на государственную пенсию.
Полномочия Пенсионного
фонда РФ – государственного
учреждения, имеющего специальную
правоспособность, относятся к функциям
органов исполнительной власти.
Пенсионный фонд РФ образует
централизованную систему с вертикальной
структурой управления, единую систему органов управления
средствами обязательного пенсионного
страхования в Российской Федерации, в
которой нижестоящие органы подотчетным
вышестоящим.
Пенсионный Фонд
РФ осуществляет государственное
управление финансами пенсионного
обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает
целевой сбор и аккумуляцию страховых
взносов, а также финансирование расходов
на выплату государственных пенсий, организацию
работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализацию средств Фонда, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц; контроль с участием
налоговых органов за своевременным и
полным поступлением в Фонд страховых
взносов, а также контроль за правильным
и рациональным расходованием его средств;
организацию и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных
лиц в соответствии с Федеральным законом
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного пенсионного
страхования», а также организацию и ведение
государственного банка данных по всем
категориям плательщиков страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации
(России); межгосударственное и международное
сотрудничество Российской Федерации
по вопросам, относящимся к компетенции
Пенсионного фонда; участие в разработке
и реализации в установленном порядке
межгосударственных и международных договоров
и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Пенсионный Фонд
РФ принимает участие в финансировании
программ социальной защиты пожилых
и нетрудоспособных граждан. Средства
Пенсионного фонда направляются на выплату в соответствии
с действующим на территории Российской
Федерации законодательством, межгосударственными
и международными договорами государственных
пенсий, в том числе гражданам, выезжающим
за пределы Российской Федерации; выплату
пособий по уходу за ребенком в возрасте
старше полутора лет; оказание органами
социальной защиты населения материальной
помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам; финансовое и материально –
техническое обеспечение текущей деятельности
Пенсионного Фонда и его органов.
Предприятия, организации
и учреждения, в том числе банки,
представляют уполномоченным Пенсионного
Фонда в районах и городах,
ревизионной комиссии Фонда необходимые
документы и сведения, относящиеся
к деятельности Фонда, за исключением
сведений, составляющих коммерческую тайну,
перечень которых устанавливается законодательством.
С 2000 г. согласно
Указу Президента РФ №1709 Пенсионный
фонд Российской Федерации и
его территориальные органы осуществляют
назначение и выплату государственных
пенсий.
С 2003 г. специалисты
Пенсионного фонда осуществляют
следующие управленческие функции:
назначение, перерасчет, выплата и
доставка пенсий за выслугу
лет федеральных государственных
служащих, а также ежемесячных
доплат к пенсиям отдельных
категорий граждан.
Для пенсионирования
этой категории в структуре
Исполнительной дирекции ПФР
было создано специализированное
подразделение — Управление пенсионного
обеспечения государственных служащих.
За короткие сроки оно проделало
значительный объем работы по
приему от Министерства труда и социального
развития Российской Федерации около
25 тыс. пенсионных дел соответствующих
категорий получателей пенсии и ежемесячных
доплат. Была проведена и модернизация
программного обеспечения в связи с изменениями
законодательства. Вот уже несколько лет
подряд Пенсионный фонд России принимает
активное участие в реализации социальных
программ на территории нашей страны.
Результатом этой деятельности ПФР стала
реальная помощь тысячам ветеранов, инвалидов,
пожилых людей, т.е. тем, кто больше всех
сегодня нуждается в нашей помощи. Оказание
адресной социальной помощи является
одним из направлений такой ответственной
деятельности ПФР.
Пенсионный Фонд
осуществляет управление и финансирование
расходов на социальные программы
по следующим направлениям: