Перспективы развития региональных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………………….....…3
1. Экономическое содержание и состав региональных финансов………….…5
1.1 Понятие региональных финансов, особенности, состав и функции ………………………………………………………………….……….….……..5
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………….…..10
2. Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов……12
2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов………………………………12
2.2 Показатели бюджета Калужской области………………………………….19
3. Перспективы развития региональных бюджетов…………………….......…26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………….…………………………………….....…3

1. Экономическое содержание и состав региональных финансов………….…5

1.1  Понятие региональных финансов, особенности, состав и функции ………………………………………………………………….……….….……..5

1.2  Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………….…..10

2. Бюджеты субъектов  РФ как основное звено региональных  финансов……12

2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов………………………………12

2.2 Показатели бюджета Калужской области………………………………….19

3. Перспективы развития  региональных бюджетов…………………….......…26

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………....38

 

Введение

В данной курсовой работе рассматриваются региональные финансы  в финансовой системе Российской Федерации на примере Калужской области. Для анализа динамики развития взят временной период с начала текущего года по месяцам. На основе этих данных мы наглядно проследим изменения, которые произошли в бюджете Калужской области.

Актуальность темы вызвана необходимостью исследования роли  региональных финансов в социально-экономическом развитии региона, в связи с тем, что в последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Актуальность решения  проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами  к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

В связи с этим целью  этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом  развитии региона, а также принципов  формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Объект работы, как  говорилось уже выше, субъект Российской Федерации  с входящими в его  состав муниципальными образованиями, а именно Калужская область. Предметом  работы являются финансовые ресурсы  региона.

 

1.Экономическое содержание и состав региональных финансов

1.1  Понятие региональных  финансов, особенности, состав и  функции 

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Субъектами РФ являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и  полномочия между органами государственной  власти  Российской Федерации и  органами государственной власти субъектов  Федерации, в том числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса РФ он назван региональным бюджетом.( Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011)

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ:

Финансовая система  РФ – это совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи.

Финансовую систему  РФ составляют следующие звенья (институты):

а) бюджетная система  с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

б) внебюджетные целевые фонды;

в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей;

г) имущественное и личное страхование;

д) кредит (государственный и банковский).

Главными элементами финансовой системы являются государственный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются региональные финансы (Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная  система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2007).

     Все финансовые  потоки, циркулирующие в экономике,  всегда привязаны к определенной  территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов. (Парамонов В. В. Программа Курса "Региональные экономические отношения". – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006)

Состав региональных финансовых ресурсов включаются три  основных элемента:

  • региональные бюджеты;
  • региональные внебюджетные фонды;
  • средства субъектов хозяйствования, направляемые на социально-экономические развитие региона.

Таким образом, к территориальным  финансам можно отнести средства бюджетов субъектов федерации, муниципальных  образований, территориальных внебюджетных фондов и т. п., которые обеспечивают финансирование социально-культурных мероприятий в регионах, коммунально-бытовое обслуживание населения и осуществление мероприятий по некоторым другим направлениям.

То есть региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Сущность региональных финансов раскрывается через выполняемые ими функции.

Региональные финансы – это  одна из составных частей финансов государства. Следовательно, на них переносится часть функций государственных финансов. К основным функциям относятся:

  • Распределительная функция, т. е. с помощью территориальных финансов распределяется и перераспределяется стоимость валового внутреннего продукта с целью обеспечения территорий финансовыми ресурсами.
  • Контрольная функция, которая позволяет контролировать пропорции в распределении средств между центральными и местными органами власти, формирование территориальных фондов денежных средств, достаточность финансового обеспечения территорий, эффективность использования денежных средств и т. п.

Иногда к этим функциям добавляют еще две:

  • Стимулирующая функция, которая проявляется в том, что, маневрируя различными финансовыми инструментами, государство, территориальные органы власти и органы местного самоуправления создают условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств и этим способствуют решению актуальных для общества проблем.
  • Фискальная функция, которая связана с изъятием части доходов организаций и граждан в пользу государства в виде налогов и сборов через систему региональных и местных бюджетов.

Контрольная функция  проявляется лишь в процессах  использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

Стимулирующая функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана  с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Региональное управление характеризуется  следующими особенностями:

1. территориальная власть подзаконна, то есть действует в пределах, установленных федеральной властью;

2. в компетенцию территориальной власти входит ограниченный круг вопросов. Как правило, это дела местного хозяйства, в первую очередь социального характера, а также некоторые общегосударственные дела, которые государство по закону возлагает на ведомство управления субъектов федерации;

3. территориальное хозяйство  помимо государственного финансирования  имеет свои источники пополнения  доходов бюджета, которые являются  дополнительной экономической базой  для решения многих социальных  проблем. 

4. местное управление  осуществляется на ограниченной территории.( Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006).

Основная особенность  финансов региона заключается в  том, что здесь действуют как  бы три самостоятельные финансовые подсистемы - государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

 

 

1.2  Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона

Через региональные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и другие.

С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно - территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.) (Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление: учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС». 2006)

     Роль  региональных финансов в процессе  управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается. Являясь, прежде всего, инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

Информация о работе Перспективы развития региональных бюджетов