Перспективы развития региональных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Содержание работы

Введение……………………………….…………………………………….....…3
1. Экономическое содержание и состав региональных финансов………….…5
1.1 Понятие региональных финансов, особенности, состав и функции ………………………………………………………………….……….….……..5
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………….…..10
2. Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов……12
2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов………………………………12
2.2 Показатели бюджета Калужской области………………………………….19
3. Перспективы развития региональных бюджетов…………………….......…26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2. Бюджеты субъектов  РФ как основное звено региональных  финансов

2.1 Доходы и расходы  региональных бюджетов

В России на сегодняшний  день действует трехуровневая бюджетная  система (федеральный, региональный и  местный бюджеты). Главным звеном региональной финансовой системы является бюджет годовой финансовый план расходов региона и источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы регионального  бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011).

Постоянно увеличивающиеся  расходы региональных бюджетов при  недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов. Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль предприятий (20 %), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (не > 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества) и так далее.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме  дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной  передачи средств подлежит учету  в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета. Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год (Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление: учебник. - М.: ИКФ «ЭКМОС». 2006).

В бюджеты субъектов  РФ подлежат зачислению по нормативу 100% налоговые доходы от следующих региональных налогов:

• налога на имущество организаций;

• налога на игорный бизнес;

• транспортного налога.

В бюджеты субъектов  РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

• налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;

• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

• акцизов на спиртосодержащую продукцию;

• акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

• акцизов на алкогольную продукцию;

• акцизов на пиво;

• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного;

• налога на добычу общераспространенных полезных;

• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

• сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

• сбора за пользование объектами животного мира;

• государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;

• платы за негативное воздействие на окружающую среду;

• платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;

•  сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011).

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные  в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений. (Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2006)

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Таким образом, расходы региональных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации.

К ним относятся:

1. обеспечение функционирования  органов представительной и исполнительной  власти субъектов Федерации;

2. обслуживание и погашение  государственного долга субъектов Федерации;

3. проведение выборов  и референдумов в субъектах  Федерации;

4. обеспечение реализации  региональных целевых программ;

5. формирование государственной  собственности субъектов Федерации;

6. осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

7. содержание и развитие предприятий,  учреждений и организаций, находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов Федерации;

8. обеспечение деятельности средств  массовой информации субъектов  Федерации;

9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10. обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на муниципальный уровень;

11. компенсация дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011).

Финансирование этих статей исключительно  из регионального бюджета оставляет за соответствующими органами власти право относительно самостоятельно осуществлять свою бюджетно-финансовую политику. 

Бюджетные расходы в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы  бюджетов представляют собой часть  расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную  и инвестиционную деятельность, в  том числе инвестиции в действующие  или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Текущие расходы регионального  бюджета не могут превышать объем  доходов регионального бюджета  (Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2006)

В доходах региональных бюджетов за 2009 год преобладают отчисления от федеральных налогов, которые  составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов – более 30%. Региональные налоги составляют менее 9%. Из них более весомым является налог на имущество организации – примерно 7%. Доходы от использования государственного имущества – 2%.

В расходах же главное место (более 18%) занимает ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, ЖКХ, транспорт, связь и др.); затем – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура, искусство, здравоохранение и социальная политика) – более 20%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов – примерно 4%. Доля расходов на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям – 29% общих расходов.

Региональные бюджеты являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (64% всех расходов консолидированного бюджета РФ), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику – 45% расходов. Значительная роль региональных бюджетов в финансировании промышленности и энергетики – 40% от консолидированного бюджета РФ. ЖКХ – 40%, здравоохранение – 29%, культура и искусство – 36%, охрана окружающей среды – 30%.

Таким образом возрастает роль региональных финансов, т.к. из региональных бюджетов финансируются мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронения бытовых отходов, защите водных, земельных, лесных ресурсов, а также задачи национальной экономики. (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011)

 

2.2 Показатели бюджета Калужской  области 

Рассмотрим данные отчета об исполнении консолидированного бюджета с 1.01.11 по 1.11.11 за январь, март, май, июль, сентябрь и ноябрь. В таблице 1 рассмотрим расходы консолидированного и областного бюджетов по статьям. В таблице 2 рассмотрим доходы бюджетов.

При помощи диаграмм и  графиков сравним доходы и расходы  бюджетов, а после выявим доли областных  доходов и расходов в консолидированном  бюджете, просмотрим динамику изменения  объема областных средств в общем бюджете и долю собственных доходов в областном бюджете.

Согласно таблице 1 большая часть расходов областного бюджета идет на финансирование образования(21%), национальной экономики(18%), социальной политики(17,8%). Финансовая помощь бюджетам других уровней возросла.

Доля собственных доходов областного бюджета отражена на диаграмме 5. Наибольшая доля в январе составила 73%,наименьшая - в июле 64,5%.

На диаграмме 1 и 2 отражены соотношения консолидированного и областного бюджета.

На диаграмме 3 отражены соотношения доходов и расходов бюджетов по месяцам. Наибольший разрыв наблюдается в июле, расходы превысили доходы на 2 931 387тыс.руб в консолидированном бюджете и на 3542399 в областном бюджете.

На диаграмме 4 отображены дефициты и профициты. Наибольший профицит был в сентябре, дефицит – в июле. В ноябре и мае наблюдается профицит консолидированного бюджета и дефицит областного.

 

Диаграмма 1

Диаграмма 2

 

Диаграмма 3

 

Диаграмма 4

 

Диаграмма 5

 

Диаграмма 6

 

 

 

 

Таблица 1

РАСХОДЫ

Консолидированный бюджет (январь)

Областной бюджет (январь)

Консолидированный бюджет (март)

Областной бюджет (март)

Консолидированный бюджет (май)

Областной бюджет (май)

Консолидированный бюджет (июль)

Областной бюджет (июль)

Консолидированный бюджет (сентябрь)

Областной бюджет (сентябрь)

Консолидированный бюджет (ноябрь)

Областной бюджет (ноябрь)

Общегосударственные вопросы

3 458 481

1 506 588

339 879

92 180

861 781

249 415

1371577

411371

1918748,6

586707,4

2404397

747285

Национальная оборона

21 483

4 413

329

15 435

4 057

15 670

7973

16378

11187

16966

14483

23138

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 433 125

1 076 709

165 154

124 005

391 766

297 751

648507

496419

863478

655953

1095497

831026

Национальная экономика

7 326 144

6 893 792

656 527

621 338

1 603 054

1 554 559

2589325

2489942

4368674

4244012

5818681

5661494

Жилищно-коммунальное хозяйство

5 623 102

1 081 507

342 949

20 968

891 624

183 831

1576010

326972

2500514

828211

3426640

1215821

Охрана окружающей среды

23 669

8 557

1 822

1 189

5 274

3 175

8550

4929

14111

9085

19631

13271

Образование

9 402 293

2 381 802

1 096 197

799 269

2 924 866

1 754 883

5007690

3085952

6419421

3801257

8247338

4898628

Культура, кинематография, средства массовой информации

1 583 093

703 361

140 001

37 143

359 961

96 707

591707

179135

790740

242355

997266

316268

Здравоохранение и спорт

4 511 123

2 780 235

791 094

628 637

1 696 903

1 268 109

2626600

1934668

3614356

2645879

4688300

3430650

Социальная политика

5 850 491

2 316 329

739 597

931 051

1 988 409

2 017 308

3000634

2936695

3866054

3780009

4999719

4925658

Физическая культура и спорт

   

31 057

15 476

219 095

178 130

470480

396190

753961

640143

1121105

975764

Средства массовой информации

   

22 928

14 808

85 143

65 593

161288

130117

193248

150934

233674

179615

Обслуживание государственного и муниципального долга

   

105 765

103 397

171 361

166 979

276756

270636

417136

409439

482499

472670

Межбюджетные трансферты

1 560 733

11 866 914

468

300 498

0

620 255

0

827465

0

1091331

0

1322286

в том числе

                       

Финансовая помощь бюджетам других уровней

 

11 866 914

 

300 498

 

620 255

 

827465

 

1091331

 

1322286

ИТОГО РАСХОДОВ

40 793 737

30 620 207

4 433 767

3 705 394

11 203 294

8 472 365

18337097

13506869

25731628,6

19102281,4

33549230

25013574

Информация о работе Перспективы развития региональных бюджетов