Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:53, курсовая работа
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Введение……………………………….…………………………………….....…3
1. Экономическое содержание и состав региональных финансов………….…5
1.1 Понятие региональных финансов, особенности, состав и функции ………………………………………………………………….……….….……..5
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………….…..10
2. Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов……12
2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов………………………………12
2.2 Показатели бюджета Калужской области………………………………….19
3. Перспективы развития региональных бюджетов…………………….......…26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………….
2. Бюджеты субъектов
РФ как основное звено
2.1 Доходы и расходы региональных бюджетов
В России на сегодняшний
день действует трехуровневая
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.
Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011).
Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов. Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль предприятий (20 %), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (не > 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества) и так далее.
Финансовая помощь от
федерального бюджета в форме
дотаций, субвенций и субсидий либо
иной безвозвратной и безвозмездной
передачи средств подлежит учету
в доходах регионального
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению по нормативу 100% налоговые доходы от следующих региональных налогов:
• налога на имущество организаций;
• налога на игорный бизнес;
• транспортного налога.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
• налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
• акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;
• акцизов на спиртосодержащую продукцию;
• акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
• акцизов на алкогольную продукцию;
• акцизов на пиво;
• налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного;
• налога на добычу общераспространенных полезных;
• налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);
• сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);
• сбора за пользование объектами животного мира;
• государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов).
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
• части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;
• платы за негативное воздействие на окружающую среду;
• платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;
• сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011).
В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений. (Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2006)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Таким образом, расходы региональных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации.
К ним относятся:
1. обеспечение функционирования
органов представительной и
2. обслуживание и погашение
государственного долга субъект
3. проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
5. формирование государственной
собственности субъектов
6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
7. содержание и развитие
8. обеспечение деятельности
9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10. обеспечение осуществления
11. компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами
Финансирование этих статей исключительно
из регионального бюджета
Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность, в том числе инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.
К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета (Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2006)
В доходах региональных бюджетов за 2009 год преобладают отчисления от федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов – более 30%. Региональные налоги составляют менее 9%. Из них более весомым является налог на имущество организации – примерно 7%. Доходы от использования государственного имущества – 2%.
В расходах же главное место (более 18%) занимает ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, ЖКХ, транспорт, связь и др.); затем – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура, искусство, здравоохранение и социальная политика) – более 20%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов – примерно 4%. Доля расходов на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям – 29% общих расходов.
Региональные бюджеты являются весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (64% всех расходов консолидированного бюджета РФ), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику – 45% расходов. Значительная роль региональных бюджетов в финансировании промышленности и энергетики – 40% от консолидированного бюджета РФ. ЖКХ – 40%, здравоохранение – 29%, культура и искусство – 36%, охрана окружающей среды – 30%.
Таким образом возрастает роль региональных финансов, т.к. из региональных бюджетов финансируются мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронения бытовых отходов, защите водных, земельных, лесных ресурсов, а также задачи национальной экономики. (Поляк Г. Б. Финансы: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011)
2.2 Показатели бюджета Калужской области
Рассмотрим данные отчета об исполнении консолидированного бюджета с 1.01.11 по 1.11.11 за январь, март, май, июль, сентябрь и ноябрь. В таблице 1 рассмотрим расходы консолидированного и областного бюджетов по статьям. В таблице 2 рассмотрим доходы бюджетов.
При помощи диаграмм и графиков сравним доходы и расходы бюджетов, а после выявим доли областных доходов и расходов в консолидированном бюджете, просмотрим динамику изменения объема областных средств в общем бюджете и долю собственных доходов в областном бюджете.
Согласно таблице 1 большая часть расходов областного бюджета идет на финансирование образования(21%), национальной экономики(18%), социальной политики(17,8%). Финансовая помощь бюджетам других уровней возросла.
Доля собственных доходов областного бюджета отражена на диаграмме 5. Наибольшая доля в январе составила 73%,наименьшая - в июле 64,5%.
На диаграмме 1 и 2 отражены соотношения консолидированного и областного бюджета.
На диаграмме 3 отражены соотношения доходов и расходов бюджетов по месяцам. Наибольший разрыв наблюдается в июле, расходы превысили доходы на 2 931 387тыс.руб в консолидированном бюджете и на 3542399 в областном бюджете.
На диаграмме 4 отображены дефициты и профициты. Наибольший профицит был в сентябре, дефицит – в июле. В ноябре и мае наблюдается профицит консолидированного бюджета и дефицит областного.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Таблица 1
РАСХОДЫ |
Консолидированный бюджет (январь) |
Областной бюджет (январь) |
Консолидированный бюджет (март) |
Областной бюджет (март) |
Консолидированный бюджет (май) |
Областной бюджет (май) |
Консолидированный бюджет (июль) |
Областной бюджет (июль) |
Консолидированный бюджет (сентябрь) |
Областной бюджет (сентябрь) |
Консолидированный бюджет (ноябрь) |
Областной бюджет (ноябрь) |
Общегосударственные вопросы |
3 458 481 |
1 506 588 |
339 879 |
92 180 |
861 781 |
249 415 |
1371577 |
411371 |
1918748,6 |
586707,4 |
2404397 |
747285 |
Национальная оборона |
21 483 |
4 413 |
329 |
15 435 |
4 057 |
15 670 |
7973 |
16378 |
11187 |
16966 |
14483 |
23138 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 433 125 |
1 076 709 |
165 154 |
124 005 |
391 766 |
297 751 |
648507 |
496419 |
863478 |
655953 |
1095497 |
831026 |
Национальная экономика |
7 326 144 |
6 893 792 |
656 527 |
621 338 |
1 603 054 |
1 554 559 |
2589325 |
2489942 |
4368674 |
4244012 |
5818681 |
5661494 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5 623 102 |
1 081 507 |
342 949 |
20 968 |
891 624 |
183 831 |
1576010 |
326972 |
2500514 |
828211 |
3426640 |
1215821 |
Охрана окружающей среды |
23 669 |
8 557 |
1 822 |
1 189 |
5 274 |
3 175 |
8550 |
4929 |
14111 |
9085 |
19631 |
13271 |
Образование |
9 402 293 |
2 381 802 |
1 096 197 |
799 269 |
2 924 866 |
1 754 883 |
5007690 |
3085952 |
6419421 |
3801257 |
8247338 |
4898628 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
1 583 093 |
703 361 |
140 001 |
37 143 |
359 961 |
96 707 |
591707 |
179135 |
790740 |
242355 |
997266 |
316268 |
Здравоохранение и спорт |
4 511 123 |
2 780 235 |
791 094 |
628 637 |
1 696 903 |
1 268 109 |
2626600 |
1934668 |
3614356 |
2645879 |
4688300 |
3430650 |
Социальная политика |
5 850 491 |
2 316 329 |
739 597 |
931 051 |
1 988 409 |
2 017 308 |
3000634 |
2936695 |
3866054 |
3780009 |
4999719 |
4925658 |
Физическая культура и спорт |
31 057 |
15 476 |
219 095 |
178 130 |
470480 |
396190 |
753961 |
640143 |
1121105 |
975764 | ||
Средства массовой информации |
22 928 |
14 808 |
85 143 |
65 593 |
161288 |
130117 |
193248 |
150934 |
233674 |
179615 | ||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
105 765 |
103 397 |
171 361 |
166 979 |
276756 |
270636 |
417136 |
409439 |
482499 |
472670 | ||
Межбюджетные трансферты |
1 560 733 |
11 866 914 |
468 |
300 498 |
0 |
620 255 |
0 |
827465 |
0 |
1091331 |
0 |
1322286 |
в том числе |
||||||||||||
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
11 866 914 |
300 498 |
620 255 |
827465 |
1091331 |
1322286 | ||||||
ИТОГО РАСХОДОВ |
40 793 737 |
30 620 207 |
4 433 767 |
3 705 394 |
11 203 294 |
8 472 365 |
18337097 |
13506869 |
25731628,6 |
19102281,4 |
33549230 |
25013574 |
Информация о работе Перспективы развития региональных бюджетов