Планирование, исполнение и контроль расходов бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил.
Культурные учреждения и средства массовой информации не могут существовать без поддержки государства, данный сектор в условиях российского рынка не может самостоятельно развиваться, требует повышенного внимания со стороны властей, причина не в возможности учреждений, а в обязательной доступности данной сферы для населения, что ведет к нерентабельности данных организаций.

Содержание работы

1. Введение
2. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство
3. Порядок расчета расходов учреждений
4. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства
5. Расходы Республики Башкортостан на культуру, кинематографию и средства массовой информации
6. Государственные программы по поддержке и развитию культуры и кинематографии в РФ, финансируемые бюджетом
7. Система платных услуг в сфере культуры
8. Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Планирование, исполнение и контроль расходов бюджета на культуру, кинематографию и СМИ..doc

— 62.86 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

 

 

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

специализация «______________________________________________»

 

                                                                          

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «___________________________________________»

___________________________________________________________

тема работы

_______________________________________________________

 

 

 

Руководитель                            __________________              ________________

Подпись, дата          Расшифровка подписи 

 

 

Студент __ курса                                                  __________________________

 

 

Уфа 2011

Содержание

    1. Введение

3 стр.

  1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство

5 стр.

  1. Порядок расчета расходов учреждений

9 стр.

  1. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства

12 стр.

  1. Расходы Республики Башкортостан на культуру, кинематографию и средства массовой информации

17 стр.

  1. Государственные программы по поддержке и развитию культуры и кинематографии в РФ, финансируемые бюджетом

18 стр.

  1. Система платных услуг в сфере культуры

20 стр.

  1. Заключение

23 стр.

     Библиографический список

24 стр.

    Приложение

25 стр.


 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

В Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Характеризуя культуру как  отрасль социальной сферы, следует  заметить, что в Российской Федерации миллионы людей посещают учреждения культуры. В данной отрасли трудятся семьсот тысяч человек, находится 82 тысячи памятников истории и культуры, 56 тысяч клубных учреждений, 527 парков культуры и отдыха, 310 высших средних учебных заведений; 52,2 тыс. библиотек посещают 59,3 тыс. человек. 40 млн. посещений кинотеатров и киноустановок. В 523 театрах число зрителей составляет 27,7 млн.; 247 концертных организаций посещают 18,6 млн. человек; 2,3 тыс. детских музыкальных, художественных, хореографических школах и школах искусств занимается 1225,5 тыс. учащихся.

При всем при этом культурные учреждения и средства массовой информации не могут существовать без поддержки  государства, данный сектор в условиях российского рынка  не может самостоятельно развиваться, требует повышенного  внимания со стороны властей, причина  не в возможности учреждений, а  в обязательной доступности данной сферы для населения, что ведет к нерентабельности данных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство

Функции культуры с точки  зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (от 9 октября 1992 г. №3612-1). Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами. Помимо указанного Закона нормативная база представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. №135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности  для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:

  • осуществлять бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры;
  • стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
  • устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
  • способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

При финансировании учреждений по установленным нормативам право  на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются.  Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:

  • исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
  • на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
  • на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.

В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что  на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.

В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют  требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно  необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.

В таблице 1 представлена группировка  экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли “культура”.

 

Таблица 1

Наименование

Государственные

Негосударственная сеть учреждений и организаций

учреждения

организации

1.Текущая деятельность

  1.1. финансирование в  разрезе экономических статей

 

+

 

-

 

-

  1.2. финансирование в  форме субсидий

-

+

+

2. Реализация региональных  и федеральных целевых программ

 

+

 

+

 

+

3. Финансовая поддержка  особо ценных объектов культурного  наследия народов РФ (федеральный  и региональный бюджет)

 

+

 

+

 

-

4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:

  4.1. государственного, регионального  и местного значения

+

+

+

5. Государственные инвестиции  на:

  5.1. оборудование

 

+

 

+

 

-

  5.2. капитальный ремонт  и реставрацию объектов культуры

 

+

 

+

 

-

  5.3. новое строительство

+

+

-


 

Данные таблицы 1 позволяют  определить содержание расходов с точки  зрения видов деятельности и форм финансирования.

Важное значение для решения  вопроса о государственном финансировании отечественной культуры имеет классификация направлений деятельности учреждений и организаций. Группировка функций на социально значимые и развлекательно-досуговые позволяет определить степень государственного участия в покрытии затрат отрасли. Безусловно, финансированию подлежат социально значимые виды деятельности, при этом определяется возможный уровень коммерциализации оказываемых услуг.

Финансовые средства  организации  культуры  образуются  за счет:

  • бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
  • доходов от платных форм культурной деятельности;
  • платежей за оказание  услуг  по  договорам  с  юридическими  и физическими лицами;
  • добровольных пожертвований,  субсидий,  средств, полученных по завещаниям;
  • кредитов банков и иных кредитных учреждений;
  • других доходов     и     поступлений    в    соответствии    с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная  политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение  необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в  культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

 
  1. Порядок расчета расходов учреждений

Согласно бюджетной классификации  расходы на культуру отражаются в  разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая  телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600).

Согласно положениям ст. 161. Бюджетного кодекса РФ значительная часть государственных организаций  культуры получила статус бюджетных  учреждений, поскольку их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов. В культуре, как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета.

Важным условием функционирования музеев и получения права на бюджетное  финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с  законодательством уставы государственных  музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного фонда.

Планированию бюджетных  расходов, как по музеям, так и  по другим типам учреждений и организаций  культуры, предшествуют определение  возможности учреждения получать доходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-исторического значении объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественных благ, в частности деятельность государственных библиотек. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получение организациями культуры в будущем высоких собственных доходов.

При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.

В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные  жанры – эстрадные, филармонические  и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.

Информация о работе Планирование, исполнение и контроль расходов бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации