Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа
В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил.
Культурные учреждения и средства массовой информации не могут существовать без поддержки государства, данный сектор в условиях российского рынка не может самостоятельно развиваться, требует повышенного внимания со стороны властей, причина не в возможности учреждений, а в обязательной доступности данной сферы для населения, что ведет к нерентабельности данных организаций.
1. Введение
2. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство
3. Порядок расчета расходов учреждений
4. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства
5. Расходы Республики Башкортостан на культуру, кинематографию и средства массовой информации
6. Государственные программы по поддержке и развитию культуры и кинематографии в РФ, финансируемые бюджетом
7. Система платных услуг в сфере культуры
8. Заключение
Библиографический список
Приложение
ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
Кафедра государственного и муниципального управления
специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
специализация «_____________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «_____________________________
______________________________
тема работы
______________________________
Руководитель
Подпись, дата Расшифровка подписи
Студент __ курса __________________________
Уфа 2011
Содержание
|
3 стр. |
|
5 стр. |
|
9 стр. |
|
12 стр. |
|
17 стр. |
|
18 стр. |
|
20 стр. |
|
23 стр. |
Библиографический список |
24 стр. |
Приложение |
25 стр. |
В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета Российской Федерации ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.
В Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.
Характеризуя культуру как отрасль социальной сферы, следует заметить, что в Российской Федерации миллионы людей посещают учреждения культуры. В данной отрасли трудятся семьсот тысяч человек, находится 82 тысячи памятников истории и культуры, 56 тысяч клубных учреждений, 527 парков культуры и отдыха, 310 высших средних учебных заведений; 52,2 тыс. библиотек посещают 59,3 тыс. человек. 40 млн. посещений кинотеатров и киноустановок. В 523 театрах число зрителей составляет 27,7 млн.; 247 концертных организаций посещают 18,6 млн. человек; 2,3 тыс. детских музыкальных, художественных, хореографических школах и школах искусств занимается 1225,5 тыс. учащихся.
При всем при этом культурные учреждения и средства массовой информации не могут существовать без поддержки государства, данный сектор в условиях российского рынка не может самостоятельно развиваться, требует повышенного внимания со стороны властей, причина не в возможности учреждений, а в обязательной доступности данной сферы для населения, что ведет к нерентабельности данных организаций.
Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (от 9 октября 1992 г. №3612-1). Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами. Помимо указанного Закона нормативная база представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, федеральными законами «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. №135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы и Правительства РФ.
Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:
При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются. Бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:
В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.
В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.
В таблице 1 представлена группировка
экономической структуры
Таблица 1
Наименование |
Государственные |
Негосударственная сеть учреждений и организаций | |
учреждения |
организации | ||
1.Текущая деятельность 1.1. финансирование в разрезе экономических статей |
+ |
- |
- |
1.2. финансирование в форме субсидий |
- |
+ |
+ |
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ |
+ |
+ |
+ |
3. Финансовая поддержка
особо ценных объектов |
+ |
+ |
- |
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1. государственного, регионального и местного значения |
+ |
+ |
+ |
5. Государственные инвестиции на: 5.1. оборудование |
+ |
+ |
- |
5.2. капитальный ремонт
и реставрацию объектов |
+ |
+ |
- |
5.3. новое строительство |
+ |
+ |
- |
Данные таблицы 1 позволяют определить содержание расходов с точки зрения видов деятельности и форм финансирования.
Важное значение для решения
вопроса о государственном
Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
Таким образом, государственная
политика в сфере культуры в первую
очередь направлена на обеспечение
необходимых условий для
Согласно бюджетной
Согласно положениям ст.
161. Бюджетного кодекса РФ значительная
часть государственных
Важным условием функционирования музеев и получения права на бюджетное финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательством уставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного фонда.
Планированию бюджетных
расходов, как по музеям, так и
по другим типам учреждений и организаций
культуры, предшествуют определение
возможности учреждения получать доходы
для обеспечения
При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.
В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры – эстрадные, филармонические и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.