Планирование, исполнение и контроль расходов бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил.
Культурные учреждения и средства массовой информации не могут существовать без поддержки государства, данный сектор в условиях российского рынка не может самостоятельно развиваться, требует повышенного внимания со стороны властей, причина не в возможности учреждений, а в обязательной доступности данной сферы для населения, что ведет к нерентабельности данных организаций.

Содержание работы

1. Введение
2. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство
3. Порядок расчета расходов учреждений
4. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства
5. Расходы Республики Башкортостан на культуру, кинематографию и средства массовой информации
6. Государственные программы по поддержке и развитию культуры и кинематографии в РФ, финансируемые бюджетом
7. Система платных услуг в сфере культуры
8. Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Планирование, исполнение и контроль расходов бюджета на культуру, кинематографию и СМИ..doc

— 62.86 Кб (Скачать файл)
 
  1. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства

В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций  РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.

Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:

  • оплату труда работников (специалистов, творческого, управленческого,  производственного и вспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организацией культуры;
  • содержание зданий  (включая  расходы  на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
  • содержание природных комплексов и объектов, относящихся к данной организации культуры;
  • содержание животных в зоопарках и цирках;
  • комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных  коллекций, обеспечение особого режима их  хранения, приобретение материалов для реставрации фондов, научно-методическую деятельность;
  • материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовку концертных  программ и других видов массовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок,  проведение работ по созданию и обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материального оформления постановок (программ, номеров),    художественных экспозиций;
  • оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;
  • проведение капитального ремонта;
  • реставрацию памятников  истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование организации культуры;
  • другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

Запрещается нецелевое  использование  бюджетных  ассигнований, выделяемых  на  осуществление  основной  деятельности организации культуры,  в  том  числе  размещение бюджетных ассигнований  на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований организации культуры.

Массовая сеть государственных  учреждений культуры финансируется  за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

По-разному строится и  механизм общего объема бюджетных средств  на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету крупной территориальной  единицы делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности  негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология “от достигнутого уровня”, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

  • сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
  • сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);
  • развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
  • развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;
  • организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

В условиях ограниченного  финансирования при разработке той  или иной программы избирается некоторая  крупная социально значимая и  общественно необходимая цель, которая  может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

В последние годы в экономическую  и организационно-творческую жизнь  органов управления и организации  культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого  заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.

В отношении расходов, связанных  с укреплением и развитием  материально-технической базы объектов культуры, действует особый порядок  финансирования. Основу его составляют конкурсы, процедура проведения которых регулируется Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетное финансирование средств  массовой информации, как правило, осуществляется в виде грантов, предоставляемых  на безвозмездной основе и безвозвратной  основе, и регулируется особым законодательством. Выделение грантов осуществляется на оплату социально значимых информационно-публицистических материалов о социальных проблемах, производство просветительских программ в сфере культуры и научно-популярных материалов, производство печатной продукции, предназначенной для инвалидов по зрению или с нарушением слуха и т.д. Конкурсное рассмотрение заявок и их экспертная оценка – обязательные условия, предшествующие выделению бюджетного финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расходы бюджета Республики Башкортостан  на культуру, кинематографию и средства массовой информации

Республика Башкортостан – республика с культурным наследием, большим количеством памятников истории и культуры, большим количеством  учреждений культуры в городах и  селах. Поддержка осуществляемая регионом в этой сфере является существенной и по сравнению с другими регионами  в данную сферу идут большие вливания из бюджета региона и федерации, но даже при таком положении дел  данного финансирования недостаточно для удовлетворения всех нужд, повышения  зарплат работников культуры.

Так же на территории РБ выпускается  большое количество периодических печатных изданий регионального и муниципального уровней, имеются несколько радиокомпаний, телевизионные каналы, находящиеся в собственности республики и муниципалитетов, которые в большей части находятся на попечении бюджетов, коммерческая составляющая в них не более 10 %.

В соответствии с Законом  РБ № 328 – з от 29.11.2010 года «О бюджете  Республики Башкортостан на 2011 год» были выделены следующие средства по расходным  статьям «Культура и кинематография»  и «Средства массовой информации» 1 155573,3 т. р. и 937 475,3 т. р. соответственно.

От бюджета РБ эти расходы  составляют 1,15 % на культуру и кинематографию и 0,94 % на СМИ, хотя законодательство РФ регулирует долю не ниже 6% для региональных бюджетов. Как видно показатель должен быть в три раза выше, чем выделяется средств.

Большая часть из этих средств  уходит на содержание бюджетных учреждений, их функционирование и  оплату труда работников.

Распределением и контролем  финансов занимается министерство культуры РБ и министерство связи и массовых коммуникаций РБ.

  1. Государственные программы по поддержке и развитию культуры и кинематографии в РФ, финансируемые бюджетом.

В рамках финансовых средств  планируемых по разделу “Культура, кинематография и средства массовой информации”, будет осуществляться финансирование реализации различных  мероприятий следующих федеральных  целевых программ:

Федеральная целевая программа  «Культура России (2006-2010 годы)»

Федеральной адресной инвестиционной программой на 2007 год по Федеральному агентству по культуре и кинематографии предусмотрено финансирование из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)» 21 объекта культуры с общим объемом государственных капитальных вложений 8 620 700,0 тыс. рублей. В течение 2007 года распоряжениями Правительства Российской Федерации вносились корректировки в лимиты государственных капитальных вложений.

В результате проведенных изменений  общий объем государственных  капитальных вложений по ФЦП «Культура  России (2006-2010 годы)» в рамках реализации Федеральной адресной инвестиционной программы по итогам года составил 8 852 700,0 тыс. рублей, в том числе по объектам государственной собственности Российской Федерации – 8 442 700,0 тыс. рублей и по объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации – 410 000,0 тыс. рублей.

 

 Федеральной целевой  программы “Сохранение и развитие  архитектуры исторических городов  (2002-2010 годы)” – 108,5 млн. руб., в  том числе:

               - подпрограммы “Сохранение и  развитие исторического центра  г. Санкт-Петербурга” – 60млн.  руб.;

              - подпрограммы “Возрождение, строительство,  реконструкция и реставрация  исторических малых и средних  городов России в условиях  экономических реформ”– 48,5 млн.  руб.;

 Также предусмотрены  средства на подготовку к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Уделяя особое внимание патриотическому воспитанию граждан России, Правительство РФ предусматривает средства на реализацию мероприятий государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” в объеме 14,6 млн. руб.

Программа направлена на сохранение общественно-политической стабильности, усиления воздействия российской культуры и искусства на формирование патриотических чувств и сознания граждан России и предусматривает систему мер  по поддержке средств массовой информации. обеспечивающих:

  • усиление патриотической направленности телерадиовещания;
  • объективность изложения исторических и текущих событий;
  • производство кино- и видеофильмов патриотической тематики;
  • подготовку и издания военно-исторической литературы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ в 2011г. должны вырасти и превысить показатели 2010г. объемы производства и выпуска всех видов кино-, видеопродукции.

Продолжится разработка мер  по осуществлению сертификации кинотеатров  с целью повышения качества кинообслуживания населения, внедрения государственной  электронной системы продажи  билетов для обеспечения достоверного учета результатов проката отечественных  и зарубежных фильмов.

 

 

  1. Система платных услуг в сфере культуры

Важной чертой механизма  финансирования стало объединение  средств, поступающих из различных  источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование  этого дохода независимо от источника  финансирования. Причем средства, поступающие  из других источников, не уменьшают  величину бюджетных ассигнований. Тем  самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям культуры  - не просто расходы государства, а особый вид  доходов учреждений, обусловленный  социальной значимостью их деятельности.

Многие учреждения культуры, особенно обладающие материально-технической  базой, расширили круг услуг, предоставляемых  за плату, стали проводить более  гибкую ценовую политику. В результате доля собственных средств в общих  доходах достигла в среднем 25%.

Информация о работе Планирование, исполнение и контроль расходов бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации