Планирование внешнеэкономической деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить основы и особенности планирования внешнеэкономической деятельности и проанализировать данную систему на примере исследуемого промышленного предприятия.

Файлы: 1 файл

Планирование внешнеэкономической деятельности.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий  на современном этапе является внешнеэкономическая  деятельность. До падения административно-командной  системы экономика нашего государства  представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения «железного занавеса» у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической  деятельности.

В результате этого возникла объективная необходимость в  изучении внешнеэкономической деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень  важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области. Стратегическая значимость внешнеэкономического комплекса для российской экономики все более возрастает, следовательно, изучение проблем внешнеэкономической деятельности предприятий весьма актуально и имеет большое народнохозяйственное значение.

Целью работы является изучить основы и особенности планирования внешнеэкономической деятельности и проанализировать данную систему на примере исследуемого промышленного предприятия.

Предметом исследования данной работы является процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия. Объект исследования – предприятие в городе Бийске ОАО «Аммофос».

 

Задачи данной работы:

    • сформировать основные цели и задачи планирования;
    • рассмотреть основные методы и технологии планирования внешнеэкономической деятельности;
    • выделить современные тенденции в планировании внешнеэкономической деятельности;
    • проанализировать систему планирования на исследуемом предприятии ОАО «Аммофос»;
    • провести анализ внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «Аммофс»;
    • изучить характеристику рассматриваемого предприятия;
    • на  основании  проведенного  исследования  провести планирование интернационализации внешнеэкономической деятельности ОАО «Аммофос» на ближайшую перспективу.

Объектом исследования данной работы является планирование внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «Аммофос». Предмет исследования - особенности различных вариантов планирования внешнеэкономических методов. В первой главе мы рассмотрим теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельности предприятия. Во второй главе,  будет проведен анализ внешнеэкономической деятельности предприятия с целью выявления эффективности деятельности предприятия на рынке.

Информационной базой  исследования использовались труды: Авдокушин Е.Ф., Бляхина Л.С., Герчикова И.Н., Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В., Константинов Г.Н., Кочетов Э.Г, Лавров С.Н., Фролов Б.А., Малиновский П.В., Оболенский В.П., Асланова Т.О., Портер М., Самплер Д, Прахалад С. и других.

 

 

 

1. Теоретические  аспекты планирования внешнеэкономической деятельности

1.1Сущность  и функции планирования 

Любая организация —  это совместная координируемая деятельность группы людей для достижения их общей  цели.

Управление в широком  смысле слова представляет собой  целенаправленную координацию общественного воспроизводства. В этой координации следует выделить управление машинами, механизмами, есть управление вещами. При этом осуществляется и управление людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства. Поэтому управление производством можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства [17,261].

Исходным пунктом управления являются формирование и выбор его  целей. Как известно, целенаправленность — главная черта любой человеческой деятельности, поэтому она присуща и управлению. Подытоживая все сказанное, можно дать следующее определение управления.

Управление — это  определение целей деятельности и организации работ группы людей  таким образом, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности.

Цель деятельности людей  — наиболее важная среди других целей (экономических, стоимостных, временных), ибо все они достигаются людьми. Не вдаваясь далее в подробности  относительно разнообразных определений понятия управления, приведем широко распространенную точку зрения. В соответствии с ней существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять каждый руководитель. В настоящее время, принято следующее определение [13,274].

Управление — это  процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать цели организации и достичь их.

В рыночных условиях для  того, чтобы выжить, быть успешной в течение долгого времени, достичь своих целей, организация должна быть как результативной, так и эффективной. По словам популярного исследователя в области управления П. Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные и правильные вещи". А эффективность является следствием того, что "эти вещи создаются правильно". Эффективность достигается именно процессом управления, который выполняет взаимосвязанные функции планирования, организации, мотивации и контроля [5,71].

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены для их достижения. По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии  организация находится в настоящее время? Руководители должны оценивать ее слабые и сильные стороны, возможности и опасности для нее в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные ресурсы и т. д., чтобы определить ее реальные возможности.

2. В каком направлении  хочет двигаться организация?  Оценивая такие возможности и  опасности в своей окружающей  среде, как конкуренция, законы, клиенты, политические и экономические  условия, социальные и культурные  изменения, НТП и т. д., организация намечает, какими должны быть ее цели и что может помешать их достижению.

3. Каким образом организация  собирается сделать это? Ее  руководители должны решить как  в общих чертах, так и конкретно,  что должны делать члены организации,  чтобы достичь ее целей.

Именно посредством  планирования руководство организации  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые  обеспечат единство целей для  всех ее членов. Планирование — это  одна из основ, с помощью, которой  руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [1, 317].

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Деятельность по разработке планов охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности организации. На этапе планирования определяются все необходимые параметры достижения целей — время, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, оборудования и т. д. Принятые в плане решения должны обеспечить достижение целей организации в запланированные сроки с минимальными издержками при требуемом качестве.

Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов [6,117].

Планирование представляет собой набор действий, предусматривающих  определение цели организации, параметров взаимодействия между задачами, работами и членами организации, распределение ресурсов и выбор других организационно-технологических, экономических и мотивационных решений, обеспечивающих достижение целей организации.

Процесс планирования в  организации не является (точнее, не должен являться) отдельным одноразовым актом, а представляется непрерывным в силу двух существенных причин. Во-первых, многие организации стремятся продлить свое существование как можно дольше. Поэтому они должны заново определять или менять цели, даже если полностью достигли своих первоначальных целей. Вторая причина, по которой планирование должно быть непрерывным, — это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибочно принятых решений события могут развиваться не так, как было предусмотрено при выработке плана. Поэтому планы необходимо периодически пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью[9,154].

  В этом смысле планирование можно рассматривать как непрерывный, детерминированный по времени и месту процесс определения целей и обеспечения согласованной деятельности всех членов организации и ее элементов при ограниченных возможностях и времени, увеличивающихся и усложняющихся зависимостях от внешней среды.

 

 

1.2 Планирование  внешнеэкономической деятельности

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. 

Необходимость стратегического  планирования внешнеэкономической  деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов [11,93].

Выход на внешний рынок  экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие  имеет не только абсолютное, но и  относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество — это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

Отличия внешнеэкономической  деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность [14,259].

Планирование эффективной  внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Планирование внешнеэкономической  деятельности на уровне фирмы осуществляется наряду с планированием предпринимательской  деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана – плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности.

План внешнеэкономической  деятельности включает задания –  показатели по экспорту и импорту (в  зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности фирмы) с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в долларовом и физическом выражении за определенный период (обычно за год).

Планы внешнеэкономической  деятельности, как правило, основываются на специальных маркетинговых программах – предложениях по расширению внешнеэкономической деятельности, указывающих наиболее перспективные внешние рынки, методы их освоения и повышения международной конкурентоспособности фирмы и ее товаров.

Планы внешнеэкономической  деятельности весьма часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и coвершенствования работы фирмы за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта и реальность возможности его окупаемости и прибыльности [2,74]. 

Контроль внешнеэкономической  деятельности на фирме осуществляется в форме разработанных видов отчетности о состоянии и результатах внешнеэкономических операций с разбивкой по товарам и странам и в целом по суммарному итогу, а также с разбивкой по соответствующим филиалам, отделам и сотрудникам. При этом он осуществляется путем соотнесения фактических результатов с плановыми. Контроль может быть и в виде спонтанно организуемых ревизий и т.д. Контроль внешнеэкономической деятельности предполагает не только проверку количественных, но и качественных показателей, т.е. выполнение поставленных в планах качественных целей и задач.

Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельностью предприятия